Найти в Дзене
Пятый канал - новости и видео

Охота на ведьм на Руси: как и за что наказывали женщин-отступниц в былые времена

Оглавление

Чаще всего фраза «охота на ведьм» ассоциируется с Европой в Средние века, однако и на Руси тема колдунов и ведьм была актуальна. Как к этому относился простой народ и какое наказание можно было получить за использование магии — читайте подробнее в материале 5-tv.ru.

Русь до крещения и после

Отношение к колдовству разительно отличалось до Крещения Руси и после. Так, до 988 года не стыдно было прибегать к магии. Более того, такое было в почете. Однако был здесь один важный нюанс: у высших сил нужно было только просить помощи, всячески их задабривать и ни в коем случае не гневать.

В эпоху язычества были популярны и ведьмы, и ворожеи, с помощью которых можно было навести порчу, исцелить больного или нагадать судьбу. Однако после принятия христианства подобные манипуляции стали считаться грехом. Поэтому служащий Богу не имел права одновременно служить и темным силам, к коим относили любое колдовство.

Какого-то единого наказания за такое преступление не было, и никто не знал, какая именно мера будет применена к нему конкретно.

Часто на гадалок накладывали епитимью — церковное наказание, где на человека накладываются ограничения, и в результате этого он излечивается духовно и встает на путь истинный. Если же священник решал, что тот или иной колдун неисправим, то провинившегося отлучали от церкви полностью.

Но наказания не ограничивались одной лишь церковью. Ведьму точно также могли сжечь на костре, как и в Европе. Или же утопить. Более мягкий вариант развития событий: колдуна просто сошлют в какой-нибудь далекий уголок государства подальше от нормальных людей.

Интересно, что все эти экзекуции не были прописаны нигде официально, но это нисколько не мешало практиковать подобное.

Лишь в церковном уставе Владимира Святославовича было упомянуто о самом факте наказания для женщины, обвиненной в колдовстве.

«Если жена будет чародеица, наузница, или волхва, или зелейница, муж, уличив, накажет ее, но не разведется», — сказано там.

Даже в «Повести временных лет» можно найти строки, касающиеся колдовства.

«Больше же всего через жен бесовские волхвования бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями», — написано там.

Только в середине XVII века запрет на колдовство ввели на законодательном уровне.

Доносы

В итоге подобная практика самосуда привела к тому, что обвинение в колдовстве стало самым простым способом «насолить» обидчику. Это было довольно удобно, ведь магия — понятие растяжимое, и каждый мог понимать это по-разному.

Например, если человек просто собирал травы в лесу, его тоже можно было обвинить в колдовстве.

Одними из самых интересных задокументированных доказательств расправы над чародеями являются так называемые «ведовские дела» XVII века.

Там записывали случаи задержания конкретных личностей, а также записывалось их наказание. К слову, большинство задержаний производилось после доносов.

Бывало и такое, что порой те, кого обвинили несправедливо, сами признавались во всем, так как не могли вынести пыток. Эти пытки могли включать в себя, например, каленое железо.

Стоит отметить, что после официального запрета на колдовство количество казней только увеличилось.

Конечно, на Руси не было таких масштабов, как в Европе XV-XVII веков. Более того, по сравнению с ними, нас эта «чума», можно сказать, миновала. Все-таки казни эти не носили столь массовый характер, как на Западе.

Со временем люди становились более цивилизованными, осознанными, поэтому и количество обвиняемых в колдовстве стало уменьшаться.

Сжигать магов перестали в начале XVIII века. Известно, что такой приговор был осуществлен в 1770-е годы. Тогда на Камчатке капитан Тенгинской крепости Шмалев сжег в срубе дерева ведьму.

Самые громкие «ведьмовские процессы»

Пик охоты на ведьм пришелся на XV-XVI век. Историки накопали много свидетельств жестоких обращений с магами. Например, в псковской летописи указано, что в 1411 году жители сожгли 12 человек, причастных к магии. Это и ворожеи, и травницы, и прорицательницы. По мнению людей, они были причастны к наведению чумы на город.

Также, согласно летописям, в Можайске в 1443 году по приказу князя Ивана Андреевича поймали и сожгли за колдовство местных жителей по имени Андрей Дмитриевич Мамона, а также его жену Марью.

В 1490-х до Великого князя Владимирского и московского Ивана III дошли слухи о «бабах с зельем», которые наведывались к его жене Софье Фоминичне Палеолог. Он приказал немедленно поймать их, обыскать, а потом утопить в Москва-реке.

Если кто-то занимался приворотами, порчами или абортами из подручных трав, то к нему применялось самое жесткое наказание.

Стоит отметить, что русские православные священники, в основном, не поощряли самосуд над волшебниками. Они даже часто пытались помешать подобному поведению в отношении грешников.

Согласно синодику Ивана Грозного, в 1575 году в Новгороде по приказу царя сожгли 15 колдуний.

Его сын, Федор Иоаннович, к слову, также сжег несколько волхвов в Астрахани. Об этом сказано в Софийской летописи.

«Воистину еси ты равен явися православному первому в благочестии просиявшему царю Константину и прародителю своему великому князю Владимиру, просветившему Русскую землю святым крещением: они же убо каждый в свок время идолы поправше и благочестие восприяша; ты же ныне великий самодержец и истинный рачитель благочестия, не единых идолов сокрушая, но и служащих им до конца истребляя», — писал еще Патриарх Иов царю.

В 1647 году царь Алексей Михайлович издал указ о наказании супругов Агафьицы и Терешки за магию. Согласно этому документу, их должны были вывести на площадь, обложить соломой и сжечь.

В 1649 году на Земском соборе было принято «Соборное уложение», согласно которому была введена казнь за ересь, иноверие, богохульство.

После 1650-х годов была сожжена беглая монахиня-старица Алена, которая активно участвовала в восстании Степана Разина и была ранее обвинена в колдовстве.

В 1666 году гетман Иван Брюховецкий приказал сжечь «пять баб ведьм да шестую гадяцкого полковника жену».

В 1676 году сожгли Панко и Аноску Ломоносовых. Этих супругов осудили за колдовство с помощью трав и кореньев, а также за похищение людей.

В 1702 году на костре был сожжен монах Дионисий по обвинению в колдовстве и богоотступничестве.

Петр I взял из шведского военного устава статью, согласно которой колдунов сжигали за договор с темными силами.

При этом согласно «Уставу морскому» сжигать необходимо не только чародеев, но еще и идолопоклонников. Всего в XVIII веке подтверждено на бумаге всего несколько сожжений.

Один их самых жестоких примеров самосуда случился в 1879 году, когда в Тихвинском уезде убили вдову-солдатку Аграфену Игнатьеву за ворожбу. Женщину заперли в избе и сожгли на глазах у 300 односельчан.

Интересно, что при первых Романовых на ведьм охота не закончилась. Например, при Алексее Михайловиче стали ссылать в Якутск людей, которых обвиняли в чернокнижничестве.

Приказывалось держать таких людей под строгим контролем, сажать в тюремные камеры и приковывать к стене на цепь, а также ни в коем случае не пускать к ним других людей.