Найти в Дзене

Уроки на практике — отличный способ полюбить науку

Оглавление
Designed by Freepik
Designed by Freepik

Любую науку интереснее и веселее осваивать на практике, опытным путём! Причём не обязательно это будут уроки физики или химии, опыты можно ставить и по математике, и по истории, и вообще по любому предмету.

-2

Иллюзия Аристотеля

Скрестите, как на удачу, указательный и средний пальцы, закройте глаза и прикоснитесь к переносице так, чтобы нос оказался ровно между скрещёнными пальцами. Медленно проведите пальцами сверху вниз. Показалось, что у вас на лице два носа? Значит, вы сумели обмануть мозг.

Дело в том, что ситуация, когда пальцы скрещены, является нестандартной, сигналы идут одновременно от двух тактильных рецепторов с противоположных сторон пальцев, и мозг «думает», что ты прикоснулся к двум разным предметам. Впервые так похулиганил с мозгом Аристотель, поэтому эта иллюзия носит его имя.

Из книги Дарьи Поляковой «118 элементов, или Как люди, созданные из клеток, разобрались в мире, созданном из атомов».

-3

Очищаем чайник от накипи

Растворите две чайные ложки порошка лимонной кислоты в половине стакана воды. Налейте получившийся раствор в чайник. Аккуратно, не приближая лицо вплотную, наблюдайте, что происходит. Если реакция идёт медленно, немного подогрейте чайник.

Под действием лимонной кислоты накипь с шипением растворяется, выделяя пузырьки газа. В итоге чайник изнутри становится чистым и гладким, как новенький! А при нагревании реакция идёт быстрее!

Одно из свойств кислот — растворять металлы (в частности, труднорастворимые карбонаты кальция и магния, из которых и состоит накипь), образуя соли.

Так что, растворив накипь, чайник нужно как следует помыть!

Ещё чуть-чуть о кислотах… В мире существует великое множество кислот. Есть очень сильные и опасные: серная, соляная, азотная. Они разъедают кожу, вызывая химические ожоги. Удивительно, но соляная кислота выделяется у нас… в желудке. Она помогает желудочному соку переваривать пищу. Но это не значит, что соляная кислота безвредная. В желудке она выделяется в очень маленькой концентрации — больше было бы опасно.

Кроме того, для защиты от неё стенки желудка изнутри покрыты толстым слоем слизи.

А вот слабые кислоты мы едим и пьём не только безо всякого вреда для здоровья, но ещё и с удовольствием. Листьям щавеля придаёт кислинку щавелевая кислота. Она же содержится в ревенé, помидорах, клубнике и многих других овощах и фруктах. Лимонная кислота есть не только в лимонах, но и в смородине, малине, клюкве и много где ещё. Молоко прокисает из-за молочной кислоты. Соответственно, она содержится во всех кисломолочных продуктах.

Из книги Петра Волцита « Химия, или Мумия, яичница и колбаса в мире атомов и молекул».

-4

Сориты Льюиса Кэрролла

Кэролл-Доджсон был человеком увлекающимся и неистощимым на выдумки. Он не только сочинил сказку для Алисы, дочери своих друзей, но и придумал сориты для своих студентов-математиков, стараясь их развлечь. Сорит (от греческогоsorites— «нагромождённый с кучу») — цепочка последовательных умозаключений, из которых надо сделать вывод.

Например:

1. Малые дети неразумны.

2. Тот, кто может укрощать крокодилов, заслуживает уважения.

3. Неразумные люди не заслуживают уважения.

Следовательно, малые дети не могут укрощать крокодилов.

А теперь попробуйте и вы.

1. Никто из тех, кто ценит Бетховена, не станет шуметь во время исполнения «Лунной сонаты».

2. Морские свинки безнадёжно невежественны в музыке.

3. Те, кто безнадёжно невежественны в музыке, не станут соблюдать тишину во время исполнения «Лунной сонаты».

Следовательно…

(Ответ №1 — в комментариях)

Эти задачки не похожи на привычную математику. Но всё в них именно математика и логика. Важно делать последовательные умозаключения, учитывать результаты каждого шага, обосновывать свои выводы, а не пытаться прыгнуть сразу к ответу. Так что математика — это не всегда числа и величины, иногда это и вот такие задачи о зеленоглазых котятах.

Из книги Сергея Корнеева «Математика, или Что общего между капустой, секретным шифром и картинной галереей».

-5

Проверяем знания по истории

Вот текстов из несуществующего литературного произведения. Проверьте с его помощью знание истории и чувство эпохи: может, что-то знаете, а может, просто догадаетесь.

Из исторического романа о Древней Руси:

«Васька и Людка так засмотрелись на забавных индюшат, что не заметили, как подкрался папаша-индюк, распустил хвост и с грозным клёкотом кинулся на ребят. Они взвизгнули и рванули к забору со скоростью кенгуру».

(Ответ №2 — в комментариях)

Из книги Михаила Логинова «История, или как узнать правду из того, что верно лишь наполовину».