Обычная/рутинная ситуация с обычным аквариумом. У всякого же обычный аквариум есть (а у кого нет – быстрее это упущение исправьте).
У меня тоже есть обычный/декоративный/общий аквариум. Небольшой – литров 120, очень давний и привычный-любимый: уже лет 30 стоит в углу, благо что угловой (есть еще дюжина аквариумов, но они не декоративные и не общие, и не угловые).
Вот только проявление к нему любви и внимания флуктуирует по сезонам. С весны по осень – да простят меня безмолвные его обитатели! – по остаточному он принципу заботы. Летом, когда мы – на даче, а он, аквариум, - в Москве, любовь и забота вообще переходят на полуавтоматический режим. Хорошо, что рыбки не жалуются никогда, немые с молчащим интеллектом.
Безмолвная красота рыбок – их неоценимое и неотъемлемое достоинство. Но есть и недостаток: век большинства из них недолог. И нужно периодически возобновлять. Да и обновлять иногда – естественное единство потребности сохранять традиционное и испытывать новое.
Когда же этим заниматься, если не зимой.
И естественно – в Москве же живу! – ищу неизбежную дорогу к «Птичьему рынку»: с 70-х годов туда езжу, как завороженный, где бы он ни находился, в каком бы состоянии он ни находился.
Про сегодняшний «Птичий рынок» заметка эта. Воздержусь от стона, мол вот в давние времена, когда это еще был официально «Калитниковский рынок», и только по выходным, и подвозили к нему неправдоподобно переполненные трамваи, и протискиваться по нему было невозможно и при этом можно было, протискиваясь, блуждать бесконечно долго. Потому что маленькие открытия и большие удивления – на каждом шагу, и насытиться впечатлениями определенно было невозможно. Воздержусь. Но не от сравнений.
В эту осенне-зимнюю передышку первый раз выбрался еще в конце осени. Но в будний день. С весны там не был и поразился ощущению прощания с умирающим. Совершенно пустынные проходы, по бокам которых запертые рольставнями торговые ячейки. Лишь единичные из них тоже безлюдны, но открыты: внутри хозяева/продавцы – неисправимые, видно, оптимисты. При этом впереди огромный ангар «Птичьего рынка» перекрыт щитами и тентами – там очередные строительные/переустроительные работы. А позади щиты и тенты как раз сняли – там уже все переустроили, и там теперь базарные ряды со всякой бакалеей и орехами/сухофруктами сомнительной сертификации.
Так все было уныло и бесполезно, что даже фотографировать не подумал, тем более об этом написать.
Но заехал и в эту субботу - самый что ни наесть базарный день, и «Птичий рынок» полностью открыт и раскрыт – все, что в нем есть, и все, чем он теперь является.
Открытых ячеек побольше, но все равно меньше половины. Пара излюбленных моих магазинчиков попали в зону перестройки и пропали бесследно. Ячейки с рыбками – а я только их посещал, и только про них сегодня – очень друг на друга похожие, и обустройством, и сортиментом, и ценами, и покупателями. Аквариумный сектор всегда был на «Птичьем рынке» и основным/главным, таким и остается.
Другие – собаки/кошки, птички, грызуны и – ха-ха! – кактусы – в последние десятилетия все менее заметны, а сейчас и вообще в рудиментарном состоянии, не заходил даже – только краем глаза заметил.
Самое время тут поразглагольствовать о прежнем «Птичьем рынке» и теперешнем.
На мой взгляд, суть прежнего была в том, что увлеченные всякой живностью/растительностью чудные и незаурядные сограждане могли ненужную/избыточную/разведенную эту «природу» сюда привезти: показать и найти тех, кому привезенное может пригодиться.
А еще тут неорганизованно складывались кружки и группы по интересам, происходили импровизированные дискуссии, презентации и сеансы вопросов/ответов.
У более основательных продавцов были места за деревянными прилавками, на видном месте – придавленный «пресс-папье» кассовый чек, свидетельствующий об оплаченности данного места. У таких красовались небольшие аквариумы-ширмы – какие/сколько можно было на себе довести, с незамысловатыми приспособлениями для кустарного/ручного обогрева и для аэрации воды. С другой живностью – проще: клеточки/ящечки.
При этом многие продавцы за место не платили – толкались по рынку с баночками.
Сейчас все это пропало – с той уникальной атмосферой, разнообразием и прочими нюансами.
Легко представлять себе, как это происходило. Простое увлечение/любительство закономерно – со сменой приоритетов - перерастает в коммерческое. Причем сначала – кустарное производство/разведение в доморощенных условиях, потом – аренда специальных помещений «под развод», потом – объективные же требования рентабельности – оптовые закупки и перепродажа.
Принципиальнейший переломный момент: когда человек, увлеченный содержанием, разведением, разнообразием, начинает ориентироваться не на собственную увлеченность/интерес/любопытство, а на спрос. Который неизбежно сужается до ширпотреба.
Потом естественно включается закономерная обратная связь: невзыскательные/малознающие покупатели (которые и делают основную выручку) выбирают самое простое, яркое, привычно-«популярное» - продавцы именно это и предлагают – выбор сужается – простое-яркое становится безальтернативно привычно-популярным. Продавцы формируют массовый невзыскательный спрос – этот спрос начинает диктовать, что производить/разводить и продавать.
Когда глобализация преодолела госграницы, рынок декоративных растений/животных претерпел фантастический расцвет многообразия. Прилавки «Птичьего рынка» в 90-х были интереснее зоопарка с зоомузеем вместе взятых. Рыбки, про которых только почитать можно было, а также те, которые вообще были никому неведомы, плавали перед тобой в аккуратных аквариумах: покупай-не хочу (или не могу).
Ну а потом всякое неведомое/удивительное естественным образом отсеялось под напором культ-массового спроса.
Впрочем, и сейчас выбор велик, новинок немало, смотреть есть на что. Но о достоинствах современного «Птичьего рынка» я чуть ниже. Сейчас же главное, что огорчает безнадежно.
«Птичий рынок», каким он был задуман, каким его любили и ценили, каким он слыл достопримечательностью Столицы, от нас ушел. Полагаю – совсем/навсегда.
Принципиальное качественное изменение – теперь это не огромный любительский клуб, а пространственное скопление магазинчиков. В рассматриваемом здесь сегменте – аквариумных магазинчиков. Причем в большинстве своем магазинчики эти похожи, как близнецы. С однотипными аквариумами на стеллажах, с примерно одинаковым сортиментом товара, с выровненными ценами. Рыбки в большинстве своем закупаются оптом в одних и тех же местах, поэтому не только породы предлагаются одни и те же в разных отсеках, но даже возраст и качество рыбок у разных продавцов одинаковые.
- Поскольку продавцы – профессиональные продавцы с полной рабочей неделей в этих аквариумных магазинчиках, и поскольку продаваемых рыбок они сами не разводили/не выращивали, иногда вообще совсем недавно их сами впервые увидели, то и расспрашивать их бесполезно – они знают столько же, сколько и вы – если что-то про интересующих вас зверушек почитаете. Нередко и этого не знают – друг у друга спрашивают. Тем более про нюансы содержания/разведения.
- Редких, не оцененных ширпотребом, полу-забытых аквариумных рыбок здесь не увидишь - сейчас такое можно найти лишь случайно на любительских сайтах.
- Ассортимент завозных рыбок явно зависит от сезонности и прихотей массового завоза – по многим породам то пусто, то густо.
- Поскольку рыбки преимущественно привозные/импортные, как и все аквариумно необходимое, цены на них регулирует не столько рынок (в данном контексте – не «Птичий»), сколько текущий курс валюты. Психологически не-комфортные цены.
При этом розничные цены настолько явно завышены, что оптовые цены тихо плачут в уголке от бессильной обиды.
- Запредельный разрыв розничных и оптовых цен заведомо учитывает «усушку и утруску», в нашем примере с рыбками – их тихий/безмолвный падеж. Поскольку рыбки – не ваши/не вами выращенные и продаете вы их бесконечными стаями по заведомо завышенной цене, то и переживать скупой слезой по всякой помирающей не станете. Покупатели, любуясь аквариумами, всегда могут наблюдать и драматически/жизненные/живописные сценки поедания несчастных их более удачливыми сородичами.
- Без всяких преувеличений: рыбки в витринных аквариумах кишмя кишат – как в густом супе. Вызов представлениям о гуманизме/биоэтике.
- Теоретически, поскольку импортные они, прошли необходимые карантин и сертификацию. Но при такой скученности и стрессах купить с ними заодно какую-нибудь эпизоотию – простое дело.
Справедливости ради про достоинства теперешнего «Птичьего рынка» нужно сказать.
- Все равно интересно – нигде больше в Москве подобного не увидишь, и такого рыбьего разнообразия, и такой рыбьей яркости. И такой возможности разглядывать/выбирать рыбок нигде больше не найдешь.
- Цены все равно ниже тех, которые можно видеть в остающихся он-/и офф-лайн аквариумных магазинах. Причем, ощутимо ниже. Хотя и все равно завышеннце.
- Любопытно следить по ассортименту на «Птичьем рынке» за пульсом современной аквариумистики: появление новинок, причуды массовой популярности.
Нужно сказать, что помимо многих однотипных павильончиков, на Рынке сохраняются и несколько специализированных аквариумных бутиков с какими-нибудь особенными породами и/или экземплярами. Хотя и с ценами соответствующими.
Так что резоны ездить сюда у меня остаются.
Хотя безвозвратно канувшего Птичьего-Калитниковского невозможно жаль.