Несколько лет назад я наткнулся на работу тогда мне совсем не известного Мортимера Адлера о том, как читать великие книги. А на днях, прогуливаясь в Московском Доме Книги я с радостью обнаружил, что эта работа переведена издательством МИФ, и не раздумывая купил. Как говорится, buy it fast, read it slowly, and it will change the way you think. Здесь я привожу некоторые мысли автора, показавшиеся мне наиболее интересными. Хотя, конечно, как и пишет сам автор, великие книги нужно читать в оригинале.
Несколько лет назад я наткнулся на работу тогда мне совсем не известного Мортимера Адлера о том, как читать великие книги. А на днях, прогуливаясь в Московском Доме Книги я с радостью обнаружил, что эта работа переведена издательством МИФ, и не раздумывая купил. Как говорится, buy it fast, read it slowly, and it will change the way you think. Здесь я привожу некоторые мысли автора, показавшиеся мне наиболее интересными. Хотя, конечно, как и пишет сам автор, великие книги нужно читать в оригинале.
...Читать далее
Несколько лет назад я наткнулся на работу тогда мне совсем не известного Мортимера Адлера о том, как читать великие книги. А на днях, прогуливаясь в Московском Доме Книги я с радостью обнаружил, что эта работа переведена издательством МИФ, и не раздумывая купил. Как говорится, buy it fast, read it slowly, and it will change the way you think.
Здесь я привожу некоторые мысли автора, показавшиеся мне наиболее интересными.
Хотя, конечно, как и пишет сам автор, великие книги нужно читать в оригинале.
Виды текстов и их восприятие
- Существует два вида текста для каждого из нас:Первые читаются без усилий, для получения информации, поскольку не содержат ничего такого, что нельзя понять немедленно.
Вторые поначалу не усваиваются полностью и требуют дополнительных усилий для их понимания. - Учиться можно только у тех, кто нас превосходит. Главное – знать, кто твои учителя и как у них учиться.
- В первом случае мы не понимаем всей глубины книги, поскольку используем такой подход к чтению, который применим только для изучения газет и журналов. Во втором случае мы по-настоящему погружаемся в книгу и можем смело сказать, что мы её изучили.Текст сложной книги можно воспринять двумя способами:Исключительно на уровне слов, в ней изложенных.
Пропустить через свою жизнь, через свои сценарии, через свою критику.
Чтение в образовании
- Именно поэтому странно ожидать, что дети старших классов школы во всей полноте воспримут "Войну и мир" Толстого или "Идиота" Достоевского. В то же время не давать этот материал в школе также нельзя. Пессимист и мизантроп Шопенгауэр активно выступал против излишнего чтения, когда понял, что в большинстве своем люди читают пассивно и бездумно. Возможно, поэтому лучше за один год прочитать по-настоящему глубоко одну великую книгу, чем тешить себя иллюзией, что во время летнего чтения можно по-настоящему объять десяток книг, большинство которых – про сценарии, в которых ребёнок ещё никогда не был.
- Открывая новое, мы скорее действуем самостоятельно, обучая – мы опираемся на опыт своих учителей. Именно поэтому открытие совершаем реже, но радуемся ему гораздо больше. С этой точки зрения, читая книги – это скорее открытие, а обучение с учителем – это скорее учёба.
- Тот, кто плохо читает – не может хорошо писать. А тот, кто не умеет учиться – вряд ли способен учить.
Эффективность обучения
- Нет особой заслуги в том, чтобы тратить время на самостоятельные поиски уже открытого кем-то другим. Лучше сберечь мастерство для исследований неизведанного и оттачивать его, принимая опыт и знания у тех, кто владеет и готов делиться ими.
- Невероятно много времени тратится впустую на лабораторные занятия. Как правило, присутствие огромного количества лабораторных работ в учебных планах оправдывают тем, что они якобы учат мыслить. Это верно, но учат они лишь одному способу мышления. Любой всесторонне образованный человек, даже профессиональный исследователь с научной степенью, должен уметь учиться по книгам. Человечество – поколение за поколением – не должно осваивать всю мудрость мира и учить все с нуля.
- Есть удачная шутка, что на лекции записи преподавателя становятся конспектом студента, минуя сознание обоих. Конспектирование – это неактивное усвоение материала, а почти автоматическая запись.
Роль учителей и книг
- Большинство своих знаний учителя получают от других учителей, одушевлённых или неодушевлённых. Чаще всего они неспособны быть авторами оригинальных сообщений. Поэтому они повторяют или принимают знания учителей, уже покинувших этот мир. В любом случае студенты могут легко научиться всему этому из книг, без посредничества преподавателей такого рода. Главными книгами я считаю те, в которых содержатся оригинальные идеи.
- Но незнание или отрицание традиций может привести к ложной или пустой оригинальности, псевдо авторству.
- В отличие от учебников и популярной литературы, великие книги адресованы аудитории, умеющей качественно читать, что является основным требованием. Возможно, именно из-за этого в наши дни их так мало читают.
- А вот распространение учебников и лекционных курсов в современной системе образования – это верный признак деградации нашей грамотности.
- Учителя, не способные помочь ученикам читать великие книги, пишут для них учебники или пользуются учебниками коллег.
- Если учителя не знают, как читать совместно со студентами, они вместо этого вынуждены читать им лекции.
- Любой второстепенный учитель стремится передать знания ученику, не требуя от него какой-либо серьезной вдумчивости.
- Если в одном и том же колледже будут читать лекции два преподавателя, один из которых совершил какое-то открытие, а второй повторяет то, что слышал на работе первого, у кого вы предпочтёте учиться?
Проблемы современного образования
- Автор видел две ключевые проблемы школы сороковых годов Соединенных Штатов: во-первых, программа школы забита большим количеством трудоемких предметов, мешающих концентрироваться на базовых навыках, во-вторых – большинство педагогов не умеют учить искусству чтения. Дети становятся в лучшем случае беспорядочными эрудитами с совершенно недисциплинированным мышлением. Не находите общее с нашими днями?
- Образовательные учреждения эффективны только в том случае, если дают возможность продолжать обучаться на протяжении всей жизни. То есть только если они прививают привычку, умение, да и желание изучать новое.
- Любое поколение может дать человечеству лишь несколько великих книг, а то большинство из них непременно относятся к прошлому.
- Наша эпоха интеллектуально тяготеет к смутным временам 15-17 веков. Тогда библиотеки сжигали или закрывали, книг становилось все меньше, читателей – также. Сегодня в нашем распоряжении больше книг и библиотек, чем когда-либо было в истории человечества. В определённом смысле людей, умеющих читать, тоже больше. Но настоящее значение имеет чтение в истинном смысле слова. А посчитав количество читающих ради понимания, можно смело закрывать библиотеки и останавливать печатные станки.
- Великие учителя есть не во всех школах. Но во всех школах есть доступ к великим книгам. Что это означает? Что фокус в системе образования нужно делать на обучении детей читать серьезные, великие книги. Таким образом они смогут компенсировать недостаток преподавателей по тем дисциплинам, по которым найдут книги в своей библиотеке.
Правильное чтение
- Самый верный признак того, что вы читаете правильно и эффективно – это ваша усталость. Обычно настоящее чтение – это тяжелая и медленная работа.
- Я читаю за рабочим столом, почти всегда с карандашом и блокнотом. Ведь помимо усталости – должен существовать видимый результат интеллектуальной деятельности.
- Важно научиться читать несколько связанных между собой книг, чтобы качественно освоить любую из них. Речь идёт только о взаимосвязанных книгах, которые объединены общим смыслом или касаются одних и тех же проблем, предметов. Кстати, сейчас это могут быть не только книги, но и просмотры видеокурсов, обсуждения в тематических клубах, изучение телеграм-каналов, статей журналов. Но все это не заменит одной базовой, серьезной книги по данному предмету.
- Человек, способный полностью хорошо прочесть книгу, почерпнёт из обычного курса лекций намного больше знаний, чем основная масса студентов. Поскольку, читая великие книги, он уже научился вычленять новую информацию, новые идеи.
- Читать много, ставить себе цели по прочтению большого числа книг – это всё равно, что быть обычной литературной бабочкой, а не опытным читателем.
О литературе и авторстве
- В мире, действительно, существует очень мало сюжетов. Разница между хорошей и плохой художественной прозой со схожей фабулой состоит именно в том, что с ней делает автор и как он умеет нарядить голый скелет. Кстати, из курса авторского права мы знаем, что сюжеты авторской охране не подлежат.
- Несколько лет назад автор совершил, по его словам, поучительную ошибку. Он написал книгу в форме схемы. И большинству его читателей это решение показалось отвратительным, поскольку его читатели думали, что смогут проделывать свою работу над книгой сами. По их реакции автор понял, что предложил им читать книгу, которую не написал. Писатели должны писать книги, предоставляя составление комментариев читателям.
- Автор книги и её читатель идут навстречу друг другу, пробивая тоннель каждый со своей стороны. Шанс встречи посредством языка зависит от желания читателя и писателя двигаться. Не любая книга будет понятна вам, но именно потому, что вы ещё не дошли до уровня автора. Напротив, подробный комментарий сделает книгу понятнее, поскольку тоннель будет пробит за вас.
Критическое мышление и свобода
- Тому, кто не проявляет свободно свою способность к независимым суждениям, научить чему бы то ни было просто невозможно. Поэтому наиболее открыты для обучения читатели, больше других способные к критике. Любите критиков – они самые внимательные читатели.
- Но критиковать автора можно только прочитав книгу как минимум два раза полностью. Когда вы поняли его язык и его смысл. Нет ничего глупее, чем критиковать книгу, не поняв её полностью, не прочитав до конца. Вы должны с полной уверенностью сказать "я понимаю", перед тем, как произнести: "согласен", "не согласен", или "я составлю мнение позже".
- Только тренированный ум способен к свободному мышлению. А там, где нет свободы мышления – нет места и свободе мыслей. Без освобождённого разума мы не сможем долго оставаться свободными людьми.
- Мы кричим о свободе слова, прессы, собраний – но едва ли осознаем, что в основе этого лежит свобода мысли. Без неё свобода слова – пустая привилегия.