Найти в Дзене

Провинциализм потребительского сознания

Сегодня всё чаще отдаётся предпочтение отечественным брендам. Тем не менее, на рынке еще огромное количество компаний представляют свои продукты, прикрываясь иностранными словами, рассчитывая (и не безосновательно), что пылесос «Vitek» купят скорее, чем пылесос «Виктор». Список российских псевдо-иностранных брендов легко гуглиться, перечислять их здесь я не буду.

Любовь к иностранным производителям (или недоверие отечественным) - явление не новое. На эту тему газета «Петербургский листок» в январе 1865 года так выпустила заметку, которая называлась «Заметка о магазине «К».

«Кому неизвестно, что иностранная фирма магазина считается в нашей публике гарантией добросовестного продавца и доброкачественности его товаров. Те же самые господа, которые, приходя в лавку русского торговца, считают непременной обязанностью торговаться и перебирать до последней крайности, поступают совершенно иначе, попадая в магазин с иностранной фирмой. Здесь они безмолвно благоговеют перед выставленными на предметах «prix fixes» (фиксированная цена), считая этот последний аргумент вполне непогрешимым и будучи глубоко убеждены как в высокой честности продавцов, так и в безукоризненном качестве их товаров.

Такое воззрение, невыгодное для наших отечественных продавцов, едва ли справедливо. По крайней мере, сами мы реже всего бывали жертвой обмана в наших русских магазинах, а чаще всего за границей. И так везде существуют магазины с prix fixes, но на это никто не ловится и публика торгуется, смотря по степени доверия, которое сумел заслужить магазин. У нас же prix fixes составляют для доверчивых покупателей решительную ловушку.

Нам случалось часто покупать разные вещи в магазине «К» на Невском проспекте. И хотя мы понимали, что платили страшно дорого, но утешали себя верою в доброкачественность приобретаемых нами вещей. Что товары этого магазина продаются по баснословно-дорогим ценам, можем доказать следующими примерами. Мы заплатили 19 рублей за альбом венской работы, который в Вене продается не дороже 10 франков, то есть 6 или 7 рублей. 20 рублей за дорожный несессер, который в Париже стоит не более 15 франков, то есть в четверо дешевле и тому подобное. Но на дороговизну магазина «К» еще можно было бы не роптать, если бы ей соответствовало качество товаров.

Недавно мы купили в этом магазине складное зеркало за 5 рублей. Подобное зеркало можно было приобрести в Гостином дворе вдвое дешевле, но мы предпочли магазин «К», полагая, что он торгует только доброкачественными вещами. Через несколько времени рамка зеркала, сделанная из сырого дерева, покоробилась до такой степени, что зеркало лопнуло. В уверенности, что продажа такой недоброкачественной вещи произошла от недосмотра, мы дали об этом знать хозяину магазина, но этот последний резко ответил нашему посланному, что ему некогда заниматься такими мелочами.

Вот один из образчиков того грубого пренебрежения, которым вознаграждают нашу русскую публику некоторые иностранные торговцы, за питаемое к ним слепое доверие и доставляемые им баснословные барыши.

Спасибо, что дочитали до конца, за подписку, лайк и комментарий.

Читайте другие истории старого Петербурга, до новых встреч.

#потребление #импортозамещение #Петербург #импорт #торговля #капитализм