Найти в Дзене
Ольга Краева

ГЕРЦОГИНЯ И ПОЭТ

Будущую герцогиню Урбино назвали в честь её знаменитой бабушки – Лукреции Борджиа. Возможно, это определило её судьбу. В жизни Лукреции д’Эсте тоже было много трагических событий: развод с мужем, гибель возлюбленного и роман со знаменитым поэтом…

Детство Лукреции, которая родилась 16 декабря 1535 года в Ферраре (Италия), прошло в фамильном замке Эстенсе. Среднюю дочь герцога Эрколе IIд’Эсте окружали произведения искусства выдающихся деятелей Возрождения. Как и её сёстры, Анна и Элеонора, она получила прекрасное образование под руководством знаменитых учёных-гуманистов. Вместе с братьями, Альфонсо и Луиджи, девочки принимали участие в придворных празднествах и официальных торжествах. Однако дети нередко были свидетелями ссор своих родителей. Эрколе II изменял своей жене Рене Французской, которая примкнула к участникам Реформации. После того, как герцогиня практически переселилась на виллу Консандоло, подальше от мужа, она забрала дочерей с собой, желая воспитать их в своей вере. Со временем Лукреция превратились в прелестное создание. Пылкая и чувственная, она была создана для того, чтобы внушать любовь и вдохновлять поэтов. Однако вместо этого дочь Рене изучала реформаторскую литературу и принимала участие в протестантских обрядах.

Чтобы укрепить союз с Францией, Эрколе II решил обручить одиннадцатилетнюю Лукрецию с сыном герцога де Гиза. Однако в 1549 году Франциск де Гиз женился… на её старшей сестре Анне д’Эсте (вроде, по политическим соображениям). А незадачливой невесте французы предложили другого жениха, герцога Немурского. Но и этот брак не состоялся. По некоторым данным, Лукреция то ли 1555 году, то ли ещё до того, родила внебрачную дочь, которую назвали Рене. Точная дата появления на свет малютки и имя её отца неизвестны. Поэтому посмотрим, какие события происходили перед тем. В 1552 году, когда Лукреции исполнилось семнадцать лет, её старший брат Альфонсо вдруг выразил желание принять участие в войне французского короля и императора, а после того, как отец не дал ему разрешение, принц попросту сбежал в Париж. Но если о любовной связи Лукреции Борджиа с её братом Чезаре ходило множество сплетен, то о Лукреции и Альфонсо д’Эсте – ни одной. Поэтому средняя дочь Эрколе IIвполне могла родить от какого-нибудь придворного или слуги. Вообще, вся эта история была засекречена. Хотя можно представить себе бешенство герцога феррарского, во всём, конечно, обвинившего жену (плохо смотрела за дочерью!). В марте 1554 года Эрколе II написал донос на Рене как еретичку её родственнику, королю Франции. В ноябре герцогиню арестовали, судили и отобрали всё имущество, а дочерей, Лукрецию и Элеонору, отправили в монастырь. Правда, спустя неделю Рене Французская отреклась от своей веры и её освободили, а девушек снова отдали на её попечение. За пять дней до того принц Альфонсо вернулся в Феррару. А в следующем году незаконная дочь Лукреции по неизвестной причине умерла.

Несмотря на тайну, окружавшую роды дочери герцога, что-то, вероятно, стало достоянием общественности. Потому что до самой своей смерти, последовавшей 3 октября 1559 года, Эрколе II так и не удалось выдать замуж младших дочерей. Новым герцогом Феррары стал Альфонсо II, их брат. А когда 2 сентября 1560 года их мать навсегда уехала на родину, во Францию, перед Лукрецией и Элеонорой словно распахнулись двери темницы. Каждая по милости брата получила собственные апартаменты, собственный двор, состоящий из двадцати восьми человек, содержание в размере 200 скудо в месяц, и, по сути, пользовалась неограниченной свободой. Это было самое прекрасное время в жизни Лукреции. В окружении поэтов, учёных, художников и музыкантов свободолюбивая девушка, которая была воплощением бодрости и жизненной силы, отдалась удовольствием. Между тем ей уже было далеко за двадцать. Но, кажется, сама Лукреция не слишком стремилась к браку. При феррарском дворе ходили сплетни об её любовной связи с графом Эрколе Контрари, капитаном герцогской конной гвардии. В отличие от Лукреции, мягкая и нежная Элеонора предпочитала уединение. В 1560 году Рене пыталась организовать брак своей младшей дочери с протестантским принцем, Франциском Клевским, но Альфонсо II отказал ему под предлогом нездоровья сестры. То же произошло и с сыном герцога Урбино. После чего к Элеоноре уже больше никто не сватался.

Вместе с сёстрами Альфонсо II разделял любовь к музыке, пению и танцам. Кроме того, они любили также литературные диспуты и театральные представления, декорации к которым изготавливали известные художники. Герцог был душой всего этого веселья, в отличие от своей супруги, болезненной Лукреции Медичи. Менее чем через год после своего приезда в Феррару, 21 апреля 1561 года, молодая герцогиня скончалась от туберкулеза лёгких. Несмотря на проведённое вскрытие, пошли слухи о том, что она была отравлена по приказу мужа. Вскоре в Ферраре в честь нового брака Альфонсо II и Барбары Австрийской, заключённого 5 декабря 1565 года, был построен «Храм любви» и состоялся грандиозный турнир, который продлился до 9 декабря. Что же касается младшего брата герцога, кардинала Луиджи д’Эсте, то он тоже прославился как меценат. Бернардо Тассо, бывший секретарь Рене, представил ему своего семнадцатилетнего сына Торквато. Красивого молодого человека, никогда не улыбающегося и чуть нервного, приветливо приняли при дворе Альфонсо II.Спустя год он написал поэму «Ринальдо», посвящённую кардиналу и сделавшую имя молодого поэта известным в Италии. Но потом вместе со своим покровителем Торквато Тассо уехал во Францию.

На тридцать пятом году жизни Лукреция д'Эсте, наконец, согласилась выйти замуж за наследника герцога Урбино, которому было немногим за двадцать. Франческо Мария делла Ровере воспитывался при испанском дворе, где обручился с Марией д’Осуна, красивой и благородной девушкой, но со слишком скудным приданым. Поэтому его отец, Гвидобальдо II, остро нуждаясь в деньгах, решил найти ему более богатую невесту. Его выбор пал на среднюю сестру герцога Феррары. Сначала Франческо Мария воспротивился и заявил отцу: «Из двух принцесс дома Эсте я предпочитаю, во всяком случае, наименее старую!» Но потом, под давлением Гвидобальдо, он согласился. Брак Лукреции «по доверенности» (жених приехал из Испании спустя десять дней) состоялся в Ферраре 18 января 1570 года и был отпразднован с большой пышностью. Урбинский посол сообщал своему господину о радости и удовлетворении супругов. Но это было верно разве что по отношению к Лукреции. Спустя восемнадцать дней Франческо Мария под предлогом неотложных дел покинул Феррару, не взяв с собой жену. Правда заключалась в том, что принц был разочарован её приданым. По завещанию Эрколе II каждая из его дочерей должна была получить, в случае замужества, 150 000 дукатов. Но Альфонсо II дал за сестрой не более 60 000 дукатов.

Замок герцогов Урбино
Замок герцогов Урбино

В ответ Гвидобальдо прислал Альфонсо II письмо с претензиями насчёт приданого невестки. Вскоре в Ферраре началось землетрясение, но Франческо Мария по-прежнему не спешил забирать жену. В конце концов, брат Лукреции прибавил к её приданому ещё 3 000 золотых дукатов. Позже мать тоже пообещала выделить ей в единоличное пользование 50 000 турских ливров. Наконец, Лукреция 2 января 1571 года выехала из Феррары в сопровождении сестры Элеоноры. Из родственников в её свите также был её дядя Альфонсо, маркграф Монтеккьо. В Пезаро Лукрецию ждал пышный приём, которым урбинцы, вероятно, хотели сгладить холодность её мужа. К сожалению, между женихом и невестой была большая разница в возрасте: Лукреция была на тринадцать лет и два месяца старше своего мужа. Привыкшая к всеобщему восхищению и лести при дворе брата, она вскоре поняла, что Франческо Мария не питает к ней иных чувств, кроме отвращения. В отличие от сына, Гвидобальдо II, несмотря на недоплаченное приданое, относился к невестке с большей добротой. Герцог Урбино не препятствовал её увлечению поэзией, музыкой и театральными представлениями. Кроме того, по примеру матери, Лукреция всегда широко занималась благотворительностью. Что же касается её мужа, то под предлогом войны с турками он редко бывал в Пезаро.

Якопо Бассано (1510 – 1592). Портрет Торквато Тассо в возрасте 22 лет
Якопо Бассано (1510 – 1592). Портрет Торквато Тассо в возрасте 22 лет

Лишь только поездки в Феррару служили бальзамом для страданий Лукреции. Именно при дворе брата она узнала о болезни своего свёкра и поспешила вернуться в Пезаро. Перед смертью Гвидобальдо назначил невестке пенсию 2 000 скудо в год, которые её муж ни разу ей не выплатил. Когда после кончины отца 28 сентября 1574 года наследный принц под именем Франческо Марии II стал новым герцогом Урбино, он вообще перестал стесняться и мог спокойно заявить жене: «Вы годитесь мне в матери, поэтому вряд ли стоит ждать от Вас наследника!» Лукрецию отстранили от участия в торжествах по случаю его инаугурации, что оскорбило её. Герцог старался не показываться со «старой» женой на людях. В эти годы большим утешением для Лукреции стала её дружба с Торквато Тассо, который гостил при её дворе в Пезаро после своего возвращения из Франции. В мае 1572 года поэт поступил на службу к Альфонсо II и через год написал пасторальную драму «Аминта», которая была поставлена при дворе герцога. Его произведение имело такой большой успех, что Лукреция попросила также о её постановке в Урбино. Тогда Тассо начал и переработку юношеских набросков своей поэмы «Иерусалим» в главную поэму его жизни — позже без ведома автора названную «Освобождённый Иерусалим». Он закончил работу весной 1575 года и посвятил её Альфонсо II.

Никола Пуссен (1594 – 1665). Танкред и Эрминия (эпизод из поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим»), 1649«Освобождённый Иерусалим»), 1649
Никола Пуссен (1594 – 1665). Танкред и Эрминия (эпизод из поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим»), 1649«Освобождённый Иерусалим»), 1649

В августе при феррарском дворе произошла очередная трагедия: Альфонсо II получил анонимное сообщение о любовной связи Лукреции с графом Эрколе Контрари, который принадлежал к одной из самых древних, благородных и могущественных семей Феррары. Граф также прославился как турнирный боец и дружил с Торквато Тассо. Но был жесток и вспыльчив, о чём свидетельствует следующий эпизод, который произошёл 30 января 1570 года, вскоре после свадьбы Лукреции д’Эсте. В тот день мимо его дворца в Ферраре проходил Луиджи Гонзага, граф Повильо, на которого напали собаки Контрари. Его спутники убили животных, что не понравилось Эрколе. Спустя пятнадцать дней графа Повильо застрелили из аркебузы на его вилле. Узнав об этом, Альфонсо II приказал Контрари выдать убийц, но тот отправил герцогу их лишь трупы. Тогда это сошло ему с рук. Но теперь, спустя пять лет, 2 августа 1575 года, Альфонсо вызвал его в свои покои, где любовника Лукреции, по слухам, задушили прямо на её глазах. По официальной же версии его хватил апоплексический удар во время спора с герцогом. Все историки, по крайней мере, согласны с тем, что Контрари пытались привести в чувство, уложив на кровать и окропив водой. Возможно, его не собирались убивать и приближённые герцога (или он сам) просто перестарались. Кстати, насчёт убийц: по некоторым свидетельствам, графа задушили люди маркграфа Монтеккьо. Хотя последний тогда находился с Луиджи д’Эсте во Франции, молва приписывала ему также донос на Лукрецию.

Франческо Подести (1800 – 1895). Торквато Тассо читает своё стихотворение при феррарском дворе, ок. 1831.
Франческо Подести (1800 – 1895). Торквато Тассо читает своё стихотворение при феррарском дворе, ок. 1831.

В то же самое время Торквато Тассо писал одному из своих друзей:«Герцогиня Урбино нуждается во мне, поэтому, несмотря на свои немощи, я каждый день хожу читать ей свою книгу и много часов провожу с ней наедине». Тем временем Франческо Мария по-прежнему отказывался выплачивать жене пенсию, назначенную покойным Гвидобальдо II, из-за чего герцогиня была вынуждена брать ссуду у торговцев-евреев. Терпение Лукреции лопнуло, когда муж заразил её сифилисом. Ещё не оправившись от болезни, она 17 июля 1576 года покинула Пезаро, но по дороге была вынуждена остановиться в Чезене, и только спустя несколько дней с трудом добралась до Феррары. 19 ноября, когда истёк срок её возвращения, герцог Урбино отправил за женой графа Чезаре Одасио. Но Лукреция наотрез отказалась следовать за посланником своего мужа, а Альфонсо II заявил: «У моей сестры в доме мужа было столько власти, что она не имела даже возможности распоряжаться курицей». По его просьбе, в дело вмешался епископ Урбино и другие представители духовенства, но всё было тщетно. В 1577 году Франческо Мария снова попытался «договориться о примирении» с женой, чтобы она вернулась в Пезаро. Попытка, однако, провалилась, и он был вынужден обратиться в Рим. Но папа предпочёл не вмешиваться в семейные распри герцогов Феррары и Урбино. Дело в следующем году было передано на рассмотрение кардиналов Фарнезе, Сфорца и Эсте, в результате чего супругам предложили разойтись по-дружески. Во всяком случае, герцогиня больше не возвращалась к своему мужу.

Неизвестный художник ХVI века. Портрет знатной дамы (Лукреции д’Эсте?)
Неизвестный художник ХVI века. Портрет знатной дамы (Лукреции д’Эсте?)

Таким образом, Лукреция, по словам современника, навсегда вернулась к «благородному двору своего брата Альфонсо II», и «она была там особенно известна как меценат и вдохновитель литературы и музыки и как особая покровительница Тассо». Исходя из приведённых свидетельств, некоторые считают её не только музой, но и любовницей поэта, хотя известно, что после гибели Контрари Лукреция утешилась в объятиях графа Луиджи Монтекукколи. Что же касается Тассо, то он всегда был немного странным из-за своего тяжёлого детства, рано потеряв мать. Недаром его влекло к «возрастным» принцессам Эсте. Другие биографы Тассо уверяют, что на самом деле он был безответно влюблён в младшую сестру Лукреции. Элеонору обожали в Ферраре, и считали «настолько чистым и святым созданием, что избавление этого города от наводнения приписывали её молитвам». Сам Тассо утверждал: «Из трёх сестёр Эсте она одна видит свет». Июньским днём 1577 года поэт, у которого внезапно развилась мания преследования, в присутствии Лукреции бросился с кинжалом на слугу герцога, за что его заключили под стражу. По другой версии, он симулировал сумасшествие, так как его застали врасплох: Тассо хотел поцеловать герцогиню Урбино.

Эжен Делакруа (1798 – 1863).Тассо в больнице Св. Анны
Эжен Делакруа (1798 – 1863).Тассо в больнице Св. Анны

Одни историки говорят, что ему помогла сбежать из заключения Лукреция, а другие – её сестра. Получив разрешение вернуться в Феррару, он в феврале 1579 года, накануне третьего брака Альфонсо II с Маргаритой Гонзага, дочерью герцога Мантуи, вновь оказался во власти паранойи из-за холодного приёма со стороны Элеоноры (ей донесли, что поэт стал ухаживать за другой дамой). В результате Тассо обрушился с проклятиями на герцога и его гостей. Поэта посадили на цепь в подвалах монастырского госпиталя Святой Анны, где содержались буйные сумасшедшие. Со временем ему отвели в монастыре несколько комнат, разрешили читать книги, писать, выходить на кратковременные прогулки. Несколько раз его посещали там обе сестры Эсте. Спустя пять после смерти Элеоноры, последовавшей 19 февраля 1581 года, автор «Освобождённого Иерусалима» обрёл свободу и поселился в одном из монастырей Рима, дожидаясь обещания папы объявить его «королём поэтом», но лавровый венок возложили уже на его мёртвое чело 25 апреля 1595 года.

В пожилом возрасте Лукреция д’Эсте занималась созданием в монастыре Сан-Маттео приюта для жён, которые, как и она сама, были разлучены со своими мужьями из-за несовместимости характеров. Хотя Святой Престол разрешил ей жить отдельно от Франческо, их брак так и не был аннулирован. Ведь в случае отсутствия наследника мужского пола Урбино, как и Феррара, должно было вернуться в состав Папской области. Смерть Альфонсо II без потомства в 1597 году положила конец главной ветви дома Эсте, правившего с ХII века. Попытка герцога передать свои владения Чезаре д’Эсте, сыну покойного маркграфа Монтеккьо, не увенчалась успехом, так как папа не признал его законным наследником. По просьбе последнего Лукреция д’Эстеотправилась на встречу с папским легатом, и 13 января 1598 года заключила в Фаэнце соглашение, по которому Феррара становилась вотчиной Рима, в то время как герцогства Модена и Реджо передавались Чезаре д’Эсте. И тут мнения историков расходятся. Одни хвалят дочь Рене за то, что часть территорий сохранились за боковой ветвью дома Эсте, другие же утверждают, что она не простила маркграфу Монтеккьо убийство своего любовника и поэтому не боролась за Феррару. По крайней мере, сам Чезаре был благодарен Лукреции, которая скончалась спустя месяц, 12 февраля 1598 года, и была похоронена в монастыре Корпус Домини вместе со своими братьями, сестрой Элеонорой, отцом, бабушкой и дедушкой. Хотя исследователи до сих пор спорят, кто именно из дочерей Рене был музой Тассо, сам поэт воспел их обоих в стихотворении «О, дочери Ренаты». #ОльгаКраева

От автора

Уважаемые читатели! Если хотите, можете читать мои книги на Литрес: https://www.litres.ru/author/eva-ark/?lfrom=1174843145

На Литрес вышла также моя серия книг «Проклятие Лалена»:

1)Ева Арк. Лоренца дочь Великолепного

2)Ева Арк. Тайна короля

3)Ева Арк. Роза из Лотарингии

4)Ева Арк. Бургундская монахиня

5)Ева Арк. Кузина Екатерины Медичи

6)Ева Арк. Мальтийский рыцарь