Найти в Дзене
ПГУПС

Основан на реальных событиях

В ПГУПС в рамках реализации Стратегического проекта федеральной образовательной программы «Приоритет-2030» стартовал новый формат выполнения выпускных квалификационных работ — «ВКР-проект». В этом учебном году обучающиеся будут разрабатывать ВКР, решая реальные инженерные задачи по заданию работодателя и в интересах конкретных субъектов РФ. Для пассажиров и грузов В октябре 2024 года состоялось выездное заседание Проектного комитета университета, созданного для отработки нового формата организации дипломного проектирования, в котором приняли участие представители Горьковской железной дороги. Для реализации в форме «ВКР-проект» было выбрано и утверждено задание на проектирование новой железнодорожной линии Яранск — Котельнич. В 2024/2025 учебном году обучающиеся выпускного курса кафедр «Железнодорожные станции и узлы», «Строительство дорог транспортного комплекса», «Изыскания и проектирование железных дорог», «Мосты», «Автоматика и телемеханика на железных дорогах» в рамках выполнения

В ПГУПС в рамках реализации Стратегического проекта федеральной образовательной программы «Приоритет-2030» стартовал новый формат выполнения выпускных квалификационных работ — «ВКР-проект». В этом учебном году обучающиеся будут разрабатывать ВКР, решая реальные инженерные задачи по заданию работодателя и в интересах конкретных субъектов РФ.

Учитывая загруженность Центрального транспортного узла, ветка поможет разгрузить Южный ход Горьковской железной дороги по направлению на Черусти, забрав на себя транзитные потоки
Учитывая загруженность Центрального транспортного узла, ветка поможет разгрузить Южный ход Горьковской железной дороги по направлению на Черусти, забрав на себя транзитные потоки

Для пассажиров и грузов

В октябре 2024 года состоялось выездное заседание Проектного комитета университета, созданного для отработки нового формата организации дипломного проектирования, в котором приняли участие представители Горьковской железной дороги. Для реализации в форме «ВКР-проект» было выбрано и утверждено задание на проектирование новой железнодорожной линии Яранск — Котельнич. В 2024/2025 учебном году обучающиеся выпускного курса кафедр «Железнодорожные станции и узлы», «Строительство дорог транспортного комплекса», «Изыскания и проектирование железных дорог», «Мосты», «Автоматика и телемеханика на железных дорогах» в рамках выполнения дипломного проекта будут проектировать новую железнодорожную линию Яранск – Котельнич, включающую строительство моста, реконструкцию существующих и обустройство новых железнодорожных станций и необходимой железнодорожной инфраструктуры.

Идея разработки этой линии в истории уже не раз возникала, а теперь продиктована предложением Горьковской железной дороги, и инициативой Кировской области, Республики Марий-Эл и Татарстан.

Ещё в XIX веке один из известнейших выпускников нашего университета писатель Николай Гарин-Михайловский проводил изыскания, пытаясь определить трассу железнодорожной линии между Яранском и Котельничем, но тогда помешали Русско-Японская и Первая Мировая войны. Прошли годы и сегодня сам факт создания этой линии может стать инновационным решением для нового понимания и использования сети российских железных дорог. Инициатором привлечения университета к решению этой задачи был выпускник ПГУПС, ныне начальник Горьковской железной дороги Сергей Дорофеевский.

Ещё в XIX веке один из известнейших выпускников нашего университета писатель Николай Гарин-Михайловский проводил изыскания, пытаясь определить трассу железнодорожной линии между Яранском и Котельничем, но тогда помешали Русско-Японская и Первая Мировая войны
Ещё в XIX веке один из известнейших выпускников нашего университета писатель Николай Гарин-Михайловский проводил изыскания, пытаясь определить трассу железнодорожной линии между Яранском и Котельничем, но тогда помешали Русско-Японская и Первая Мировая войны

Обсуждения о необходимости продления железнодорожной ветки от Яранска до Котельнича поднимались неоднократно на протяжении всего двадцатого столетия, но за дело так и не брались.

«Мы обратились в ПГУПС в рамках соглашения об инновационном сотрудничестве, подписанном ГЖД и Петербургским вузом в рамках празднования 160-летия Горьковской дороги, - говорит заместитель главного инженера ГЖД Дмитрий Орлов. – Эта ветка поможет решить несколько задач».

По словам Дмитрия Орлова, пассажирское движение получает существенное сокращение маршрутов следования: к примеру, сегодня окружной дорогой путь из Кирова в Казань занимает 12 часов, а с появлением новой ветки поезда пойдут по прямой, что сократит время в пути до пяти часов. К тому же ветка улучшит транспортную доступность близлежащих населённых пунктов и сократит время следования пассажиров северных районов на берег Черного моря.

«Так же, учитывая загруженность Центрального транспортного узла, ветка поможет разгрузить Южный ход Горьковской железной дороги по направлению на Черусти, забрав на себя транзитные потоки: поезда пойдут через Яранск, на Котельнич и через станцию Лянгасово уйдут на Северную дорогу, таким образом, эта ветка может стать частью актуального МТК «Север – Юг», - поясняет Дмитрий Владимирович. – Также к этой линии тяготеют развивающиеся грузоотправители Марийской республики, таким образом, линия поможет дороге привлечь дополнительный объём грузов, в частности, с Марийского нефтеперерабатывающего завода, промышленных предприятий Йошкар-Олы и других предприятий».

Фактически эта линия даст ещё один выход к морским портам на побережье Северно Ледовитого океана.

Специалисты ПГУПС получили данные от Горьковского Центра фирменного транспортного обслуживания, провели общий анализ перспективных грузо- и пассажиропотоков на этом направлении, стало очевидно, что линия эта поможет решить несколько задач.

Учитывая привлечение грузо- и пассажиропотока, в дальнейшем можно будет говорить об электрификации линии, но это не самые ближайшие планы, так же, как и детальный анализ загруженности линии и поиск возможностей увеличения её загрузки. Такой аналитической работой студенты ПГУПС займутся в рамках ВКР следующего выпуска.

Своими руками и головой

Первый проректор - проректор по учебной работе Пётр Рыбин отметил, что реализуемый комплексный дипломный проект есть логическое продолжение и развитие опыта факультета «Управление перевозками и логистика», который почти 10 лет назад организовал выполнение студентами кафедры «Железнодорожные станции и узлы» комплексной выпускной работы по вопросам дальнейшего развития самой передовой станции сети РФ – Лужская. Тогда более половины группы студентов, занимавшихся этой дипломной работой, после защиты ВКР пошли работать на Лужскую.

Пётр Кириллович отметил, что успех этого формата организации дипломного проектирования был обусловлен тесной работой с Октябрьской дорогой и системной помощью со стороны выдающихся выпускников университета Анатолия Краснощёка, Олега Валинского и Сергея Дорофеевского.

«Это новая, более широкая и сложная задача, но мы к её решению готовы. Дорога ждёт от нас проработки вариантов маршрута, – поясняет доцент кафедры «Железнодорожные станции и узлы» Максим Четчуев. – Мы разработаем основные технические решения (ОТР), которые станут для дороги обоснованием инвестиций нового строительства. Выбранный формат значительно экономит затраты на проектирование, т.к. на стадии ОТР гораздо дешевле проработать варианты для участка общей протяжённостью 130 км: план трассы, количество раздельных пунктов, объекты инфраструктуры, искусственные сооружения».

Горьковская дорога оказывает всестороннюю поддержку при разработке этого студенческого проекта. В ходе работы над ВКР студенты будут получать поддержку и практические советы во время проектных сессий с участием работодателя.

Защита работ пройдёт в два этапа. Когда работы по каждому направлению будут готовы – изыскания, путевое развитие, раздельные пункты, автоматика и телемеханика, - они будут сформированы в единый комплекс. Затем, в мае, ребята отправятся на Горьковскую, где на месте проверят верность своих инженерных предложений, а затем состоится предзащита перед Проектным комитетом с участием представителей Горьковской железной дороги.

Студенты будут разрабатывать ВКР, решая реальные инженерные задачи по заданию работодателя и в интересах конкретных субъектов РФ
Студенты будут разрабатывать ВКР, решая реальные инженерные задачи по заданию работодателя и в интересах конкретных субъектов РФ

Затем свои дипломные проекты будущие инженеры путей сообщения защитят перед Государственной экзаменационной комиссией в рамках проведения государственной итоговой аттестации.

«Этот проект – реальная потребность дороги. Осенью этого года в одном из своих выступлений министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков отметил оторванность нашего образования от практики, а этот проект даёт возможность студентам работать по актуальной теме на настоящих материалах, да и преподаватели актуализируют свои знания запросов отрасли».

Ещё один важный бонус защиты ВКР в новом формате заключается в опыте, который получат студенты в ходе работы. «Студенты учатся работать в команде, координировать свой труд с представителями смежных направлений, – говорит заместитель начальника учебного управления Мария Дроздова. – Результатом станет сплочённая команда молодых специалистов, способных работать с высокой эффективностью».

Совместная проектная деятельность обучающихся с представителями работодателя по решению реальных инженерных задач будет способствовать формированию у будущих железнодорожников компетенций, соответствующих актуальным запросам современного рынка труда в транспортно-логистической сфере.