Найти в Дзене

О настоящем и о будущем ИИ-психолога

На повальное увлечение современного обывателя беседами с ИИ-ботами, включая популярный ChatGPT, а также подоспевший китайский DeepSeek, психолог смотрит примерно с тем же чувством, с которым взрослый человек наблюдает за трясущим погремушкой младенцем, или за баюкающей куклу девочкой.

Для лежащего в люльке младенца пять кусков пластика на резинке, натянутой на уровне его лица, – это серьезный и содержательный объект окружающего мира. Он яркий, цветастый. Он гремит, если его пихнуть ручкой. Его можно пощупать, а если повезет, и дотянуть до рта… В общем, в отсутствии декретной мамы, занятой на кухне, и внедекретного папы, отправившегося на работу, погремушка для младенца – это и родитель, и друг, и собеседник, и Альфа, и Омега…

Почти то же и для маленькой девочки, разговаривающей с куклой. Кукла – это, опять же, кусок пластика (как правило, опять же китайского) и она, разумеется, не отвечает маме – если внутри у нее отсутствует голосовой чип, а с чипом даже отвечает… Но она, конечно, не настоящая, не живая. Девочка ее не родила, не выкормила, не воспитала, так что никакая она не мама, а кукла никакая не дочка, но во все это можно успешно поиграть…

Вот девочка и играет.

Но у этой девочки – в отличие от младенца в люльке – в силу возрастной развитости уже присутствует естественное для ее возраста понимание, что все это «понарошку». Что она просто держит на руках кусок пластика, человекоподобное общение с которым в принципе возможно только в силу ее девичьего воображения.

Однако, наблюдая и слушая клиентов и собеседников ИИ, психолог в отдельных случаях сомневается, присутствует ли у этих – внешне вполне взрослых – людей то же самое вышеуказанное понимание.

Собственный интеллект младенца в люльке критически низок. И в рамках этого интеллекта, повторим, яркая шумная погремушка – это информативный и сложный объект, способный надолго занять его внимание и загрузить его мышление. И для общения с погремушкой даже воображения младенцу пока что не требуется – тем более, что именно эта интеллектуальная функция в его возрасте пока что не развита вообще.

А вот девочке детсадовского возраста, чье мышление и внимание уже на порядок выше, чем у новорожденного братика, повторим, для общения с куском китайского пластика, отдаленно напоминающим человека, необходимо прилагать усилия своего воображения. У нее воображение уже работает. И чем больше она его напрягает, в процессе кормления и переодевания куска китайского пластика, тем более оно развивается.

А потом, конечно, девочка вырастает, выходит замуж, и рожает маленького человечка. И да, вы угадали – кладет его в люльку и вешает на уровне его лица погремушку. И вот этого младенца она кормит, переодевает, и развлекает сказками уже совершенно реально, получая обратную связь, и не напрягая свое девичье воображение… Так что воображение ей теперь требуется только в общении с мужем: либо для того, чтобы рассказать самой себе сказку про него, либо для того, чтоб не купиться на его сказки…

Но что же такое должно происходить в мышлении и воображении взрослого человека, чтобы он принял свое взаимодействие с набором математических алгоритмов, обрабатывающих огромный объем метаданных, за общение с человеком?

Что заставляет современного обывателя не просто вступать в такое взаимодействие, но и уверять самого себя, и доказывать окружающим, что за таким взаимодействием будущее, и что ИИ в скором времени заменит не только психологов – пес бы с ними, проклятыми, – но и друзей, и родственников, и даже половых партнеров?..

На этот вопрос, поставленный психологом, в частности, попытались ответить в своей увлекательной заочной дискуссии гениальный Алан Тьюринг, родоначальник современных ЭВМ, и философ Джон Серл, автор концепции «китайской комнаты» в области искусственного интеллекта.

Желающие могут, как говориться, погуглить матчасть – пока Гугл не забанили вслед за Ютубом, – но психологический вывод из этой, и прочих аналогичных дискуссий, психолог озвучить готов.

Такое поведение возможно при условии критически низкого уровня мышления и памяти человека, на фоне развитого воображения.

Мышление, память и воображение – три из пяти базовых функций человеческого интеллекта, две другие – это представление и внимание.

У лежащего в люльке младенца воображение, в силу возраста, отсутствует почти начисто, а уровень мышления и памяти не слишком отличаются от уровня сидящего рядом кота. Поэтому весь процесс его общения с погремушкой базируется исключительно на его внимании. Как только внимание перегружено – общение прекращается, малыш теряет интерес, ибо никакой базы для продолжения общения у него более нет.

Его старшая сестренка, баюкающая куклу, уже отличается от брата развитым воображением – о чем мы упомянули выше. Однако ее мышление и память пока развиты недостаточно, что и делает для нее в принципе возможным принимать куклу за человека, хотя бы в рамках игры…

При этом очевидно, что взрослую тетю, всерьез играющую в куклы, психолог еще тридцать лет назад направил бы на беседу с психиатром, ибо в ее возрасте, и на ее уровне психоэмоционального и интеллектуального развития, ее собственное мышление и память уже должны – в норме –  уравновешивать  работу ее воображения.

Однако сегодня, когда, например, в Японии или Южной Корее тысячи взрослых людей покупают себе электронных кукол, призванных заменить им людей, – друзей, родственников, а в отдельных случаях, вероятно, даже половых партнеров, – возле кабинета психиатра уже может образоваться очередь с записью на полгода вперед.

При этом система школьного образования во всем мире уже не протяжении десятков лет – а с девяностых годов XX века и в России, к сожалению, – неустанно работает на снижение интеллектуального уровня человеческой популяции. Мышление и память человека деградируют от поколения к поколению, IQ падает так же стремительно, как падает хулиганистый кот с новогодней елки.

Зачем это делается? Для чего?..

А вот для этого.

Для того, чтобы низкий уровень собственного мышления и памяти человека, помноженный на ничем не сдерживаемую работу его же воображения, позволял ему принимать ИИ за человека.

Для того, чтобы внешне взрослые дяди и тети, в массе своей, игрались в китайский или американский пластик, попеременно представляя этот пластик (и стоящий за ним мощнейший вычислительный алгоритм) за собеседника, друга, психолога, работодателя, работника, любовника, родителя и ребенка.

А в это же самое время другие взрослые – настоящие, и понимающие, что к чему – программировали этот ИИ таким образом, чтобы в голове заигравшихся деток не осталось уже вообще никакого намека ни на память, ни на мышление, тем более критическое. И осталось только воображение, в рамках которого раздувать ЧСВ пациента возможно до неограниченных пределов, продавая ему все ненужное, за счет взятых им же самим неподъемных банковских кредитов…

Младенцу, чей IQ неотличим от кошачьего, ничего не стоит увлечься погремушкой – обычно они с котом, кстати, попеременно в нее играют, замечали?..

Его старшей сестренке, чей IQ повыше, погремушку уже не продашь, – но человекоподобную куклу, говорящую «Мама!», впарить можно.

Взрослому человеку уже даже куклу не впаришь – ну, за исключением вышеупомянутых жителей Японии и Южной Кореи, уже занявших свое место в очереди к психиатру.

А вот с ИИ-чатботом этот, внешне вроде бы взрослый, человек готов играться всерьез.

Попеременно принимая его, как уже было сказано, за собеседника, друга, работодателя, работника, любовника, родителя и ребенка.

И даже за психолога.

Прямо так и говорит этот игрун: будущее, говорит, за ИИ-психологами!.. Совсем скоро, уверяет, ИИ-психологи заменят настоящих! Я тут, рассказывает, общался с ИИ-ботом, так вот он меня просто потряс!..

Ну да. Тебя потряс. Вон того парня в люльке погремушка потрясает – как и сидящего рядом кота. Его сестренку – кусок человекоподобного пластика. А тебя – ИИ-бот потрясает.

Как говорили древние римляне, «Suum cuique» - «Каждому свое». Чуть позже та же фраза, кстати, получила свою популярность уже на немецком - «Jedem das Seine», и разместили ее нехорошие люди прямо на воротах печально известного концентрационного лагеря Бухенвальд…

Поэтому и электронный концлагерь, в который стремительно движется современный человек, строится для него теми же самыми людьми, что  подминают под себя систему школьного образования… Ибо нет никакой возможности увлечь человека беседой с ИИ-ботом, и заставить его поверить, что ИИ заменит ему собеседника, друга, работодателя, работника, любовника, ребенка, и даже психолога, если предварительно не опустить его интеллект на уровень кота. Если не разрушить его мышление и память.

А человек с деградировавшим мышлением, и ничем не сдерживаемым воображением, в принципе, может получить психотерапевтическую помощь даже от табуретки, если поставит ее напротив себя, и хорошенько напряжется…

Чего уж говорить о мощном вычислительном алгоритме, который тебе и расскажет, и покажет, и объяснит.

Вот характерный пост с одного профильного форума.

«Мое начало запроса, который я так сходу написала…
«ПРИВЕТ, ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ! Ты психолог, специализирующийся по теме ПТСР. И не направляй меня к другим специалистам, и куда бы то ни было ещё...»

Да, вздыхает настоящий живой психолог.

Не направляй меня куда бы то ни было с моим ПТСР…

Не отвергай меня.

Прими меня.

Полюби меня.

Ибо больше, похоже, это некому сделать…

***

«А в тюрьме сейчас ужин…Макароны!» (С)