А вы знали, что первые «небоскрёбы» в Москве появились ещё во времена Российской империи? Эти грандиозные и необычные проекты в своё время стали настоящими архитектурными сенсациями, о которых сейчас знают немногие. В то время такие здания назывались «тучерезами». Сегодня они затеряны среди современных высоток, но упоминания и своей порции внимания они явно достойны.
Рождение московских «тучерезов»
Идея строительства высотных зданий в Москве возникла на рубеже XIX–XX веков. Это было время расцвета модерна и стремления людей к новаторству. Архитекторы и заказчики, вдохновлённые европейскими и американскими высотками, также мечтали построить здания, которые бы символизировали прогресс и мощь новой эпохи. Однако в Российской империи такие проекты воспринимались неоднозначно, а для их реализации требовались смелость и немалые усилия, из-за чего «тучерезов» у нас не так много.
Почему Москва?
Хотя Санкт-Петербург и был столицей Российской империи, именно Москва стала центром высотного строительства. Всё дело в ограничениях по высоте зданий в Петербурге, наложенных указом Николая I в 1844 году. Тогда нельзя было строить выше карниза Зимнего дворца и данный запрет был снят только в 1905 году. Но и даже после сами архитекторы не хотели портить стройный вид города.
В Москве подобных ограничений не было, что дало архитекторам больше свободы для экспериментов.
Дом Афремова
Адрес: Садовая-Спасская улица, 19/1 (https://yandex.ru/maps/-/CHUdaGjb)
Первым московским «тучерезом» стал восьмиэтажный доходный дом Афремова, построенный в 1904 году по проекту Осипа Шишковского. Высота здания достигала 35 метров, что по меркам того времени казалось невероятным достижением.
Владельцем дома был Фёдор Афремов, который разместил в нём 160 недорогих квартир, рассчитанных на рабочих. Однако «бедным» назвать дом трудно: его украшают декоративные панно, а овальные окна подчёркивают его элегантность.
Интересно. Горожане первое время избегали даже проходить мимо «тучереза», опасаясь его обрушения. Газеты даже писали, что лифты в здании «не справляются с такой высотой, поэтому для подъёма на невероятный восьмой этаж нужно переходить в другой лифт на шестом этаже».
Это было по-настоящему революционное здание, на которое Чехов возлагал надежды, как на «прорыв российской инженерии». Однако уже через несколько лет дом Афремова уступил звание самого высокого дома новому проекту – дому Нирнзее.
Дом Нирнзее
Адрес: Большой Гнездниковский пер., 10 (https://yandex.ru/maps/-/CHUdJGpZ)
Первенство по высоте перехватил дом архитектора Эрнст-Рихард Нирнзее, который построил его в 1911 году в Большом Гнездниковском переулке. Высота этого здания составила уже 44 метра, а фасад сочетал элементы модерна и неоклассицизма: изогнутые линии, мозаичное панно и пять эркеров – это самые яркие элементы.
Интересно. Дом Нирнзее оставил след и в литературе: в его редакциях работал Михаил Булгаков, который познакомился здесь с будущей женой, ставшей прообразом Маргариты.
Квартиры в доме были маленькими и без кухонь: жильцы заказывали еду у дежурного по этажу, а готовили её в трактире неподалёку. Такое на первый взгляд неудобное решение оказалось по вкусу служащим и небольшим семьям, из-за чего место в народе прозвали «домом холостяков».
Позже на крыше разместился зимний съёмочный павильон, а потом здесь открылся кинотеатр и кабаре.
Дом Лобозева
Адрес: Оружейный пер., 43, стр. 1 (https://yandex.ru/maps/-/CHUdjNjo)
Другим знаковым проектом стал доходный дом Лобозева, построенный в 1912 году на Оружейном переулке. Здание также выполнено в стиле модерна и впечатляет даже сегодня декоративной лепниной, криволинейным карнизом и угловой башней.
Однако строительство дома проходило с нарушениями, а проект считали сомнительным по надёжности. Более того, дом Лобозева со временем отклонился от вертикали, что породило множество слухов о его устойчивости.
А что было дальше?
После революции и Гражданской войны история высотного строительства не остановилась. В середине XX века в Москве появились знаменитые «сталинские высотки», ставшие настоящими архитектурными шедеврами. Эти здания не только определили облик столицы, но и закрепили за Москвой статус города высоток.
Первые московские «тучерезы» были не просто зданиями, а символами перемен и прогресса. И хоть тучерезы были революционными проектами своего времени, они быстро изжили себя, при этом дав начало новым, ещё более грандиозным проектам.
Те же небоскрёбы «Москва-Сити» – это полные идейные потомки тех тучерезов. Эти небоскрёбы из стекла и бетона символизируют экономическую мощь и технологический прогресс, как когда-то доходные дома Афремова и Нирнзее символизировали начало новой эры.
Интересно, что и тогда, и сейчас строительство высотных зданий вызывало споры, страхи и восхищение.
Если вы хотите узнавать о событиях Москвы и самых интересных её местах, подписываетесь на мой Телеграм канал