Найти в Дзене
Литерамания

"Камень, ножницы, бумага" - аргентинский роман о взрослении в условиях диктатуры

Когда самые репрессивные страницы советской истории уже были прочитаны временем, в другой стране, на другом материке, разыгралась та же драма, но скрытая за заслонами тайных тюрем. Стеснительная диктатура Виделы отказалась от открытого насилия и вела настоящую партизанскую войну против собственных граждан. В ходе массовых репрессий были похищены и убиты десятки тысяч человек. 40% из них - юноши и девушки от 16 до 25 лет (самая протестная часть общества). Особый цинизм этого явления заключался в том, что люди не были осуждены или приговорены, об их судьбе родные вообще ничего не знали. Более того, женщины, которые были похищены и содержались в тайных тюрьмах, рожали детей, которых затем передавали в другие семьи под вымышленными именами. Многих из этих младенцев до сих пор не могут найти их настоящие семьи. Это длинное вступление - лишь краткий экскурс для понимания книги Инес Гарланд. Посмотрим, как автору удалось раскрыть эту сложную тему. Несмотря на то, что роман получил награды за
Оглавление

Когда самые репрессивные страницы советской истории уже были прочитаны временем, в другой стране, на другом материке, разыгралась та же драма, но скрытая за заслонами тайных тюрем. Стеснительная диктатура Виделы отказалась от открытого насилия и вела настоящую партизанскую войну против собственных граждан. В ходе массовых репрессий были похищены и убиты десятки тысяч человек. 40% из них - юноши и девушки от 16 до 25 лет (самая протестная часть общества). Особый цинизм этого явления заключался в том, что люди не были осуждены или приговорены, об их судьбе родные вообще ничего не знали. Более того, женщины, которые были похищены и содержались в тайных тюрьмах, рожали детей, которых затем передавали в другие семьи под вымышленными именами. Многих из этих младенцев до сих пор не могут найти их настоящие семьи. Это длинное вступление - лишь краткий экскурс для понимания книги Инес Гарланд. Посмотрим, как автору удалось раскрыть эту сложную тему.

О чем роман?

Несмотря на то, что роман получил награды за художественное переосмысление этого исторического периода, в тексте нет прямых упоминаний и описаний похищений и расправ. Большая часть книги посвящена процессу взросления и типичным подростковым темам: первая дружба и предательство, конфликты с воспитателями и родителями, отторжение со стороны коллектива, первая любовь. Но магистральный конфликт романа - противостояние двух миров, среднего класса и бедняков. Пожалуй, именно об этом на самом деле пишет автор. Исторический контекст меркнет на фоне социального противостояния, которое происходит во всех странах испокон веков.

Альма с обеспеченными родителями регулярно приезжает на дачу - в живописное, но глухое место, где ее друзья и их бабушка живут всегда. Кармен, отец которой пьет, а мама скитается бог знает где, становится подругой Альмы. А ее брат Марито - возлюбленным. Но чем старше становится Альма, тем глубже она осознает пропасть между двумя мирами. Поскольку речь идет об аргентинском обществе, именно "богач" чувствует себя уязвленным и лишним в чужеродной среде, которая всячески его отторгает, но в то же время притягивает.

Смысл и символика

Судя по русским и даже английским описаниям, роман должен был быть посвящен подростковому восприятию эпохи репрессий. Однако в центре повествования читатель обнаруживает совсем иной конфликт, о котором сказано гораздо больше. Главная проблема состоит в социальной разобщенности и классовом неравенстве героев. Они говорят на разных языках, их отношения заранее обречены на неудачу, но взаимное притяжение вновь ставит их в жесткие рамки любви и дружбы.

«Они с Эмилем ездят по деревням. Учат детей, помогают людям.Он сказал «людям», и на какой-то миг, вот странность, я ощутила, что сама я принадлежу к другому миру, миру тех, кто этими «людьми» не является.»

Художественное пространство романа разделено на острова, что весьма красноречиво говорит о состоянии аргентинского общества. Два дома, затерянных посреди реки, соединяет шаткий мостик - символ той едва уловимой связи, которая стягивает персонажей в один сюжетный узел.

-2

Именно Альма чаще всего пересекает эту черту, потому что ее тяготит одиночество в собственном окружении: обеспеченные дети ее не принимают, а в семье она одна.

«Для моих родителей ранчо было чем-то живописным – они бы использовали именно этот эпитет. И теперь мне приходит в голову мысль, что разница между этим их восприятием и тем знанием, которым обладал Марито, некоторым образом дает представление о расстоянии, что мне еще предстоит пройти, чтобы начать его понимать.»

Каждое описание ее прихода в "бедный" мир - уже зачаток драмы. Магнитофон, который она принесла для починки и использовала в качестве оправдания своего визита, автор сравнивает со "щитом": за поводами Альма прячет свои истинные мотивы. Еще бы, дядя Кармен и Марито не раз выражает протест против этого общения. Ему ли не знать, к чему оно приводит? Он сам состоял в связи обеспеченной женщиной, читал запоем ее книги, даже пробовал устроиться на работу в Буэнос-Айресе, но…

«Где-то у нас лежит одна его фотокарточка, где он в костюме и при галстуке, – самое странное, что ты могла бы увидеть за всю свою жизнь, – сказал Марито. – И что ты думаешь? Он и месяца не продержался. И после этого она его бросила. Это был первый раз, когда она его бросила.»

Все дело в том, что любовь и знания бессильны поменять ментальность этого типажа: Ковбой остается хрестоматийным бедняком - человеком, который не хочет и не может работать ради достижения успеха. Нескончаемые сиесты на острове, нерегулярные халтурки, отсутствие графика и конкуренции - все это и есть образ жизни героя, его стихий. И все бы замечательно, но он считает свой низкий статус (неизбежное следствие ничегонеделания) несправедливым, а проглоченные без системы книги лишь усугубляют это впечатление. Этот "отравленный" человек влияет и на племянников, накаляя возникающие сомнения и противопоставления.

«На острове к нам неизменно возвращалась та манера общения, к которой мы привыкли с детства. Казалось, что любую нестыковку, любое наше разногласие можно разрешить игрой в «камень, ножницы, бумагу», что наши руки, скрытые на мгновение, способны разрешить любой спор, сложившись в одну из фигур.» - вот объяснение смысла названия. Столкновение двух миров породило социальный конфликт, который дети разрешали очень просто, а вот взрослые - не умели. Чем старше становятся герои, тем глубже им видится пропасть, разделяющая их.

Марито идет по стопам дяди и (возможно, даже втайне от автора) формулирует психологическую ловушку, в которую попадают люди, родившиеся в бедной среде:

«В твоем мире такого не бывает. Мой брат умер потому, что его укусил клоп, который живет на потолке их ранчо. – Он замер с винтиком в руке, словно не знал, куда его вкрутить. – А те, кто мог бы сделать хоть что-нибудь, чтобы этого не случалось, занимаются статистикой и пишут идиотские книжки о детской смертности".

Иными словами, кто-то должен решать наши проблемы, пока мы отдыхаем на ранчо и рожаем детей без каких-либо условий и перспектив. Налицо смещенный локус контроля: не мы должны защитить своих детей, а кто-то другой. Из-за этого переноса ответственности бедствует вся семья героев: мужчины уходят из семьи и пьют, женщины ищут приключений или остаются с оравой детей от всех веселых родственников.

-3

Зато на другом острове полный порядок: муж и жена в браке, содержат одного ребенка - ровно столько, сколько могут без нужды. И они как раз не думают, что кто-то другой должен заботиться о безопасности и здоровье Альмы. Они дают ей возможность общаться с ребятами "не того круга", но тревожатся, когда девочка начинает повторять заученные лозунги о несправедливости мира сего. Вот тут они вмешиваются, ведь понимают: не место и не время детям заниматься политикой. Но Кармен и Марито остановить некому, они вовлекаются в сопротивление, хотя едва ли понимают, что это такое. Об этом мы узнаем намеками, без конкретики. Это очень реалистично, так как мы повествование ведется от лица Альмы, а она понятия не имеет, что происходит, как и все эти дети. Но по финалу понятно, что Марито подверг героиню очень большому риску, ведь за ним явно следили, а он не раз с ней виделся (это к вопросу о мере ответственности).

Впрочем, на протяжении всего повествования о политике ни слова (недаром автор получил награду в номинации "Детская и подростковая литература"). Только абстрактные рассуждения. О том, что парня похитили и избили представители тайной полиции, мы узнаем лишь по эпилогу и послесловию. Как будто их вставили уже потом, наспех, дабы подвязать сюжет к исторической эпохе. И складывается ощущение, что все самое интересное (повод для преследования) пропущено. Финал наступает очень быстро, темп повествования ускоряется, и читатель даже не успевает осмыслить, что произошло. Осталось слишком много белых пятен. Наверное, автор сознательно хотел погрузить читателя в состояние человека той эпохи: когда ты вообще не знаешь, что произошло с твоим знакомым, и от этого еще страшнее. А спросить не у кого. Тишина. Пустота. Забвение.

Плюсы и минусы

Несомненно, роман достоин прочтения, несмотря на поверхностное раскрытие темы массовых репрессий Виделы. Во-первых, его просто интересно читать, повествование динамичное, хоть и провисает под гнетом девичьих страданий местами. Во-вторых, автор, быть может, и не хотел, но раскрыл миру один из краеугольных камней аргентинского менталитета: попытка сместить ответственность за происходящее в твоей жизни на "плохих богатых" и (до кучи) нежелание работать ради достижения желаемого успеха. Герои захвачены идеей социальной справедливости, но ни месяца не могут проработать, чтобы достойно обеспечить свою семью. Тот, кто бывал в этой чудесной стране, наверняка видел сотни таких "Ковбоев" на улицах. В-третьих, вкусно и красочно описывается колорит страны. Наконец, приятно вспомнить о своей юности на фоне чужой, такой яркой и непосредственной.

Но есть и минусы. Помимо уже описанного, на мой взгляд, автор сам не определился с ролью острова и Марито в жизни главной героини. По словам Альмы, только там она чувствовала себя "цельной", ей "не надо было лгать", однако ее же описания общения с Марито доказывают обратное: она постоянно боится его обидеть, молчит, чувствует себя виноватой и даже лжет ему, не говоря о поездке на вечеринку с другим парнем. Марито и сам ведет себя странно: то притягивает, то отвергает, а уж его постоянные упреки с высоты низкого социального положения - это можно терпеть только в 15 лет. Дальше станет очевидно, что он пойдет не дальше демонстрации, а вот на работу с утра - уже нет. Конечно, есть соблазн романтизировать этого персонажа, но взрослый читатель с тоской узнает в своем вечно недовольном, но "не нашедшем себя" приятеле этого юного революционера.

А каковы ваши впечатления от чтения? Делитесь ими в комментариях и, разумеется, подписывайтесь, чтобы больше узнавать о современной литературе.