Санкт-Петербург настолько роскошен и бесподобен, что многие до сих пор верят в то, что никак не могли русские люди построить столь величественный город в столь короткий промежуток времени. И про царя-основателя города легенд напридумывали и про то, как и где на самом деле он строился.
Давайте разберемся с этими мифами и попытаемся понять, откцда они пришли.
1. "На берегу пустынных волн..."
"На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн..."
Этими строками начинается поэма Александра Сергеевича Пушкина "Медный всадник". Чаще всего люди, вспоминая их, думают, что Петр пришел на абсолютно безлюдные места и начал строить город на пустынных болотах. Но стоит прочитать следующие строки:
"И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца…"
И вот уже становится понятно, что люди все-таки были. Но откуда?
Территория, на которой сейчас находится один из самых красивых городов мира, с первых лет существования Руси относилась к владениям Новгорода. И назывались эти места Ижорскими землями Господина Великого Новгорода. Летописец Нестор писал, что по Неве в Варяжское море и даже до Рима, уже в те времена, ходили новгородцы. Царь Петр I основал город не на самом пустом и топком месте.
По Столбовскому Мирному договору в 1617 году эти земли перешли Швеции. На месте русского торгового поселения шведами была заложена крепость Ниеншанц, а на противоположном берегу Охты — город Ниен.
До прихода сюда Петра с его войском всего на месте современного центра Санкт-Петербурга находилось около 40 поселений.
Так что воздвигнуть будущую столицу Петр I решил не на пустынной, а на частично заселенной территории. Но европейским королям не давал покоя успех русского царя и русского народа. Возможно, именно они и придумали мифы о Петербурге, которые кажутся такими абсурдными.
2. Петербург построили Атланты.
Мифов о том, что Петербург построили Атланты несколько. Поэтому я соединю их все в один и получится полноценная фантастическая "история".
Ну а теперь, собственно, к самой легенде!
Некогда в Атлантиде (которая, кстати, и есть современный Санкт-Петербург) жили великаны, которые возвели и Исаакиевский собор, и Александровскую колонну, и весь комплекс Эрмитаж. Кстати, именно они построили для себя (под свой рост) квартиры пятиметровыми потомками. они же и набережные в гранит одели. Поэтому в Эрмитаже потолки такие высокие! У атлантов этих уже и электричество были и все блага развитой цивилизации. Но случился потоп за 550 лет до основания Петербурга и вся эта красота ушла под воду. Шли годы, но великаны никуда не исчезли, а просто, так скажем, измельчали (ох уж эта безжалостная сила гравитации). Так что Петр, по этой легенде, никто иной, как потомок атлантов (неожиданно)? Так вот, царь русский знал, куда идти: в город своих предков. И вот в 1703 году случилось очередное наводнение и город из-под воду вытолкало.
Ох, не дает Петр Алексеевич никому покоя: то его подменили, то он потомок атлантов. Когда родилась эта странная легенда, неизвестно. Может, было это еще веке этак в XVIII, а, может и начале 2000-х, когда люди ждали конца света. Ох уж эта альтернативная история! Никакой Атлантиды на месте Петербурга, естественно, не было. В это, видимо, некоторым поверить легче, чем понять, сколькими трудами и жизнями сотворился такой роскошный город.
Но Санкт-Петербург возводили русские люди и, кстати, пленные шведы, когда еще Северная война не закончилась. А сколько людей погибло на строительных работах?
3. Петербург построен на костях
Петербург возводился на болотах, работали строители, бывало, по 16 часов. Да тут еще и ветра, и влажность, и наводнения. О каких условиях работы может идти речь? Большая часть историков пишет о том, что при его строительстве погибли десятки тысяч человек – в основном крестьян, согнанных Петром со всей России, а также десятки тысяч пленных шведов.
Русский историк Василий Осипович Ключевский писал:
"Едва ли найдётся в военной истории побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов, чем сколько легло рабочих в Петербурге и Кронштадте. Пётр называл новую столицу своим "парадизом", но она стала великим кладбищем для народа".
Интересно, что до Революции конкретной цифры о погибших на стройке людях не было. Людей брали с ближайших деревень, то есть привыкших а местному климату. Да и работали не круглый год, а с мая по ноябрь, то есть по три месяца на смену. Умерших от болезней было чуть более 3 % (больше сбежали по дороге или оказались непригодными для строительства). Точные цифры появляются уже после Революции: надо было показать героизм "рабочего” народа и деспотизм монарха. И вот в книгах уже стали фигурировать 100 тысяч умерших на строительстве города.
Только начало этого ”мифа” идет еще с того времени, с начала XVIII века. Ну не хотели наши соотечественники ни строить новую столицу, ни жить в ней! Тогда и начали говорить о нехорошем, деле гиблом месте, об удачном климате и о многом другом, в том числе о гибнущих на строительстве петровского ”Парадиза” людях.
Но все де город строился и заселялся первыми людьми, а те должны были где-то жить. И строили дома. Но какие?
4. Миф о каменном граде Петра.
Интересно, что с XVIII века те, кто жил вне Петербурга, были убеждены, что построены дома в городе на Неве были исключительно из камня. Начало этому мифу, как ни странно, положил сам Петр I, точнее его указ. Но сделал царь это не специально. Просто по указу предписывалось запретить каменное строительство во всей России, кроме Санкт-Петербурга. Петр мечтал о каменном "Парадизе". Но что же было на самом деле?
На самом деле же с момента основания Петербурга еще около 200 лет большая часть домов была построена из дерева. Еще до середины XIX века 2/3 городской застройки занимали деревянные дома. Согласно городской переписи, 1881 года, количество каменных домов стало впервые превышать количество деревянных в Петербурге лишь в 1880-е годы. Так что не было у Петра того самого "каменного града". А как же быть с моментом, когда царь только закладывал город? Неужели по этому поводу нет мифов? Конечно, есть!
5. Миф о парящем над Петром I орле.
"16 мая 1703 года во время осмотра острова Ени-саари Пётр, вдруг остановившись, вырезал два пласта дерна, положил их крестообразно и сказал: "Здесь быть городу". В это время в воздухе появился орёл и стал парить над царём".
Это то, что говорится в летописи. Очень романтизировано: и Петр крепость сам закладывает, да еще и орел у него над головой пролетает ни раньше, ни позже.
Начнем с простого: давайте спросим у петербуржца, сколько раз в год он видит пролетающих над городом орлов. Нисколько! Эксперты утверждают, что в этой местности орлы не летают. Ну предположим, что один заблудился и оказался над Заячьим островом (опять-таки чисто случайно) именно в тот момент, когда закладывали город. Но есть и второе НО!
Дело в том, что Петра I в момент закладки Петропавловской крепости здесь не было. Согласно свидетельствам, в тот день Петр находился на месте бывшей крепости Ниеншанц.
Так что легенда, конечно, красивая и даже, можно сказать, романтичная, но все же легенда.
И таких мифов о Петербурге еще много. Но об этом уже в другой раз.
Читайте также: