Найти в Дзене
Мир комиксов и кино

Какой фильм был первым цветным (и это не «Волшебник страны Оз»)

Если спросить у широкой аудитории, какой фильм был первым цветным, многие, вероятно, назовут "Волшебника страны Оз" 1939 года - культовую картину с впечатляющей визуальной эстетикой и непростым производственным процессом. Однако роскошная техниколоровая палитра Оза стала возможной только благодаря десятилетиям технологических новшеств, начавшихся задолго до появления синхронизированного звука. Даже среди киноманов, которые знают, что "Волшебник страны Оз" не был первым цветным фильмом, далеко не каждый сможет вспомнить, какая картина действительно открыла эру цветного кино. Если бы "Волшебник страны Оз" действительно был первым фильмом, использовавшим цвет, это стало бы по-настоящему ошеломляющим представлением нового формата. Легендарный переход от дома Дороти, снятого в сепии, к насыщенно-яркому миру Оз - идеальный пример того, как цвет может художественно обогатить повествование. Для многих, кто считает "Волшебника страны Оз" первым цветным фильмом, он, возможно, просто самый старый
Оглавление

Если спросить у широкой аудитории, какой фильм был первым цветным, многие, вероятно, назовут "Волшебника страны Оз" 1939 года - культовую картину с впечатляющей визуальной эстетикой и непростым производственным процессом. Однако роскошная техниколоровая палитра Оза стала возможной только благодаря десятилетиям технологических новшеств, начавшихся задолго до появления синхронизированного звука.

Даже среди киноманов, которые знают, что "Волшебник страны Оз" не был первым цветным фильмом, далеко не каждый сможет вспомнить, какая картина действительно открыла эру цветного кино.

Почему многие думают, что "Волшебник страны Оз" был первым цветным фильмом

-2

Если бы "Волшебник страны Оз" действительно был первым фильмом, использовавшим цвет, это стало бы по-настоящему ошеломляющим представлением нового формата. Легендарный переход от дома Дороти, снятого в сепии, к насыщенно-яркому миру Оз - идеальный пример того, как цвет может художественно обогатить повествование.

Для многих, кто считает "Волшебника страны Оз" первым цветным фильмом, он, возможно, просто самый старый цветной фильм, который они когда-либо видели. Как классика детского кино и постоянный фаворит телевизионных эфиров, он остаётся в общественном сознании дольше, чем, вероятно, любая другая картина 1930-х годов. Единственный цветной фильм, снятый до Оза и способный соперничать с ним по популярности, - другой фэнтезийный мюзикл: "Белоснежка и семь гномов" 1937 года, первый диснеевский фильм о принцессах.

Уолт Дисней одним из первых начал активно использовать трёхполосный Техниколор. Его короткометражка "Цветы и деревья" 1932 года, получившая Оскар, стала первой коммерческой лентой, демонстрирующей этот процесс.

Другие известные техниколоровые фильмы, вышедшие до "Волшебника страны Оз", включают классический приключенческий фильм "Приключения Робин Гуда" (1938) и хоррор Доктор Икс (1932). Однако, история цветного кино началась задолго до появления Техниколора.

Каким на самом деле был первый цветной фильм?

-3

Технически, в эпоху немого кино существовало множество цветных фильмов - правда, они не были сняты в цвете. Французский режиссёр Жорж Мельес, пионер спецэффектов, использованных в таких короткометражках, как "Путешествие на Луну" (1902), нанимал команду из 220 женщин, которые вручную раскрашивали его фильмы покадрово. Даже немые и ранние звуковые фильмы, не имевшие такой детальной покраски, часто подкрашивали кадры в разные оттенки для создания определённого настроения.

Первый запатентованный процесс съёмки цветных фильмов был изобретён британским инженером Эдвардом Рэймондом Тёрнером в 1899 году. Его метод использовал чередование красных, зелёных и синих фильтров, а затем комбинирование кадров для создания полноцветного изображения. Однако технология оказалась слишком громоздкой для коммерческого использования. После смерти Тёрнера в 1903 году Джордж Альберт Смит разработал упрощённый двухцветный процесс, использующий только красный и зелёный цвета, и назвал его "Кинемаколор".

Ранние эксперименты с кинемаколором включали короткометражки "Tartans of Scottish Clans" и "Два клоуна" (оба 1906 года). Однако первая официальная демонстрация этой технологии состоялась 1 мая 1908 года, а первые публичные показы начались 26 февраля 1909 года.

Хотя в 1908 году было снято несколько короткометражек с использованием кинемаколора, именно фильм "Визит к морю" считается первой официально выпущенной цветной кинолентой.

Как менялся цвет в кинематографе (и почему это важно)

-4

Аддитивный цветовой процесс кинемаколора требовал специальных проекторов для показа, и к 1915 году технология утратила популярность. Её место занял "Техниколор", который вскоре стал основным методом создания цветного кино.

Technicolor Process 1, изобретённый в 1916 году, был двухцветным добавочным процессом, похожим на Кинемаколор. Он использовал светоделитель за объективом камеры, позволяя одновременно снимать красное и зелёное изображения. В 1922 году Technicolor Process 2 перешёл с добавочного метода на вычитательный цветовой процесс. Из-за технических ограничений и высокой стоимости лишь немногие фильмы были полностью сняты по этому принципу, но во многих чёрно-белых 1920-х годов, включая "Бен-Гур" и "Призрак оперы", встречались отдельные цветные сцены.

В 1928 году появился Technicolor Process 3, который устранил ряд недостатков предыдущей версии, что привело к небольшому всплеску цветных звуковых фильмов. Однако настоящий прорыв случился в 1932 году с появлением Technicolor Process 4, он же трёхцветный Техниколор. Эта версия добавила синий цвет к уже существующей палитре из красного и зелёного, что позволило передавать полный спектр насыщенных цветов.

В 1935 году фильм "Бекки Шарп" стал первым полнометражным игровым фильмом, полностью снятым в Техниколоре.

Трёхцветный техниколор давал потрясающие визуальные результаты - достаточно взглянуть на операторскую работу в "Волшебнике страны Оз", "Унесённых ветром" или "Красных башмачках". Однако технология оставалась дорогой и сложной, поэтому её применяли только для самых масштабных кинопроектов.

Всё изменилось с изобретением Истменколора в 1950 году. Эта технология позволила записывать полный спектр цветов на одну плёнку, значительно упростив процесс съёмки в цвете. Именно это новшество окончательно вытеснило чёрно-белое кино, сделав цвет основной нормой кинопроизводства.