Найти в Дзене

Синестезия

Недавно завершилась выставка живописи Николая Буранова «О цветах и жизни». Финисаж прошел под знаком синестезии. Мы говорили о картинах художника в контексте времени и его личности, дегустировали вино вместе с сомелье закрытого винного клуба Simple Prive Василием Бабанчиковым, пробовали сыры из Усадьбы Марьино, слушали музыку в исполнении гитариста – виртуоза Сергея Адамяна. По мотивам живописных полотен были собраны цветочные композиции, которые украсили зал и подарили гостям свой тонкий аромат.
Синестезия – это интересное явление, в той или иной мере знакомое многим, когда при раздражении какого-либо органа чувств наряду с адекватными ощущениями возникают другие, характерные для другого органа чувств. Самым известным синестетиком был, пожалуй, Владимир НабоковВ своей автобиографической книге «Другие берега» он пишет : " Кроме всего, я наделен в редкой мере так называемой audition coloree — цветным слухом. Тут я мог бы невероятными подробностями взбесить самого покладистого читате
Н.Буранов "Весенний стол" х.,м., 1989г. Собственность семьи художника
Н.Буранов "Весенний стол" х.,м., 1989г. Собственность семьи художника

Недавно завершилась выставка живописи Николая Буранова «О цветах и жизни».

Финисаж прошел под знаком синестезии. Мы говорили о картинах художника в контексте времени и его личности, дегустировали вино вместе с сомелье закрытого винного клуба Simple Prive Василием Бабанчиковым, пробовали сыры из Усадьбы Марьино, слушали музыку в исполнении гитариста – виртуоза Сергея Адамяна. По мотивам живописных полотен были собраны цветочные композиции, которые украсили зал и подарили гостям свой тонкий аромат.
Синестезия – это интересное явление, в той или иной мере знакомое многим, когда при раздражении какого-либо органа чувств наряду с адекватными ощущениями возникают другие, характерные для другого органа чувств.

Самым известным синестетиком был, пожалуй, Владимир НабоковВ своей автобиографической книге «Другие берега» он пишет :

" Кроме всего, я наделен в редкой мере так называемой audition coloree — цветным слухом. Тут я мог бы невероятными подробностями взбесить самого покладистого читателя, но ограничусь только несколькими словами о русском алфавите: латинский был мною разобран в английском оригинале этой книги. Не знаю, впрочем, правильно ли тут говорить о «слухе»: цветное ощущение создается по-моему осязательным, губным, чуть ли не вкусовым чутьем. Чтобы основательно определить окраску буквы, я должен букву просмаковать, дать ей набухнуть или излучиться во рту, пока воображаю ее зрительный узор. Чрезвычайно сложный вопрос, как и почему малейшее несовпадение между разноязычными начертаниями единозвучной буквы меняет и цветовое впечатление от нее (или, иначе говоря, каким именно образом сливаются в восприятии буквы ее звук, окраска и форма), может быть как-нибудь причастен понятию «структурных» красок в природе. Любопытно, что большей частью русская, инакописная, но идентичная по звуку, буква отличается тускловатым тоном по сравнению с латинской. Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца, А; довольно ровное (по сравнению с рваным R) Р; крепкое каучуковое Г; Ж, отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного; темно-коричневое, отполированное Я, В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба. Группу мутных промежуточных оттенков образуют клистирное Ч, пушисто-сизое Ш и такое же, но с прожелтью, Щ. "

В.Набоков. Фото из открытых источников.
В.Набоков. Фото из открытых источников.

Возникновение цветов, изображений у синестетика при мысли или при виде буквы, цифры, слова - это графемно-цветовая синестезия. Даже если буквы уже будет иметь окраску, синестетик будет видеть свой цвет, причем постоянно один и тот же.

Но есть еще много разновидностей этого явления.

Человек, способный слышать звуки, наблюдая за движениями, наделен кинетико-слуховой синестезией.

Хроместезия- это форма синестезии, при которой человек видит цветные образы при прослушивании музыки или звуков. И образы эти меняются в соответствии с нотами, темпом музыки.

Ощущение определенных вкусов при знака (буква, цифра) - это лексико-гастическая форма синестезии.

И даже всем известная эмпатия - это тоже форма синестезии.

Являясь по своей природе нейрологическим феноменом, синестезия в некоторых крайних формах может снизить качество жизни синестетика. Но в большинстве случаев она способствует творчеству, некоторые даже пытаются развить ее у себя. Это вряд ли возможно сделать. Но развивать воображение и межсенсорные ассоциации- это увлекательно, полезно и доступно каждому!

Н.Буранов "Натюрморт с рыбой и раками" х.,м. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Н.Буранов "Натюрморт с рыбой и раками" х.,м. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Елена Долгушина