Иногда любят выкладывать картинки, где «еда на газетке». Но в некоторых советских семьях соблюдался определенный декор. Но больше эта тенденция свойственна для 50-х годов прошлого века, а к моему детству, к 80-м, она уже по большей части ушла.
Помните, знаменитый эпизод из фильма «Москва слезам не верит»? Там Катерина впадает в ужас, понимая, что в этом доме для каждого типа еды— свой прибор. Мама строит из себя интеллигентку. Впрочем, подобный подход применялся и в семье моей первой любви, где мама была тоже очень пафосной.
Или вот молочник. В романе Людмилы Улицкой «Искренне ваш, Шурик», девушка из казахской провинции приходит в восхищение, когда видит, как мать главного героя наливает молоко в чай не из пакета, а из молочника. Мама родом из старой аристократии. В своем детстве не помню, чтобы кто-то пользовался молочником, особенно в повседневности.
Или супница. Про нее в основном читала в детстве у Астрид Линдгрен. Позже, в романе Галины Щербаковой встретилась с образом мужчины из семьи питерской интеллигенции, где подавать суп считалось правильным только в супнице и никак иначе. А так большинство спокойно наливало половником из кастрюли.
Впрочем, кое-что специализированное у нас дома было.
Селедочница...
салатницы...
...кофейник.
Конечно, у праздничного стола были свои атрибуты
Многоярусная ваза для фруктов, сервируемая по определенным правилам...
... хрустальные конфетницы.
А в зажиточных домах — икорницы (у нас, когда икра изредка появлялась на праздничном столе, она подавалась уже на готовых бутербродах в тарелке).
Графин, из которого, допустим, наливался компот.
Или лимонадница с краником.
Могли использоваться и специальные вилочки для шпрот.
И такие элементы декора, как, например, кольца для салфеток. Наряду с простыми, были и "художественные".
А в рассказе Людмилы Улицкой фигурирует такая популярная на много лет вещь, как пластмассовые вилочки. Такие вилочки в рассказе в 50-е годы вызывают восторг у школьниц, пришедших в гости к однокласснице.
Отдельно надо сказать об обустройстве домашнего бара. Такой обсуждается в фильме "Старый Новый год", правда, у героя Невинного вопрос вызывает скепсис: "У нас не застоится!". Было модной тенденцией в 70е-80-е годы.