Найти в Дзене

Существует ли теоретический предел максимальной высоты небоскреба с инженерной точки зрения?

Современные небоскребы уже давно перешагнули отметку в 800 метров: Бурдж-Халифа в Дубае (828 метров) и строящаяся башня Джидда в Саудовской Аравии (1008 метров) доказывают, что человек способен «взбираться» все выше. Но есть ли предел? Ученые и инженеры спорят, насколько высоким может стать здание, прежде чем законы физики и технологии скажут «стоп».

Небоскреб — очень высокое многоэтажное здание с несущим стальным, бамбуковым, железобетонным или композитным каркасом, предназначенное для жизни и работы людей / © Flickr
Небоскреб — очень высокое многоэтажное здание с несущим стальным, бамбуковым, железобетонным или композитным каркасом, предназначенное для жизни и работы людей / © Flickr

Первый небоскреб — 10-этажный Home Insurance Building, высотой 54,9 метра — появился в Чикаго в 1885 году. Стальной каркас и безопасные лифты сделали возможным вертикальный рост городов. К 1931 году Эмпайр-стейт-билдинг достиг 443 метров. Сегодня технологии позволяют строить в три раза выше, но каждый новый метр требует решения десятков проблем: от прочности материалов до логистики тысяч жителей.

Основная нагрузка в небоскребах ложится на каркас. Современные сплавы стали и бетона выдерживают колоссальное давление, но масса здания увеличивается пропорционально высоте. Например, Бурдж-Халифа весит 500 000 тонн. Если удвоить высоту, нижние этажи придется расширять до абсурдных размеров, чтобы выдержать нагрузку.

Ученые экспериментируют с углепластиком и нанотрубками — они прочнее стали и легче. Однако производство таких материалов в промышленных масштабах пока слишком дорого.

urance Building высотой 54,9 метра. Снесен в 1931 году / © Wikimedia
urance Building высотой 54,9 метра. Снесен в 1931 году / © Wikimedia

Небоскреб давит на грунт с силой до 10 мегапаскалей — как три Эйфелевы башни на площадь теннисного корта. В Дубае фундамент Бурдж-Халифы углублен на 50 метров и укреплен 192 сваями. Для здания высотой 2–3 км потребуется либо идеально стабильный грунт, как гранитная плита, либо принципиально новые методы распределения нагрузки, например, гибридные конструкции с внешними опорами.

На высоте 500 метров скорость ветра достигает 45 м/с. Колебания могут раскачивать здание и разрушить конструкцию. В тайваньском небоскребе Тайбэй 101 установлен 660-тонный маятник-гаситель, который компенсирует колебания. Для километровых башен инженеры предлагают динамические системы с датчиками и автоматической балансировкой. Но чем выше здание, тем сильнее резонансные явления — ошибка в расчетах грозит катастрофой.

В Бурдж-Халифе лифты поднимаются со скоростью 10 м/с, но для зданий выше километра этого недостаточно. Тросы из стали рвутся под собственным весом уже на 1,5 километрах. Альтернатива — канаты из углеродного волокна или магнитные лифты без тросов, как в поездах на магнитной подушке. Такие технологии существуют, но их внедрение увеличит стоимость строительства в разы.

Бурдж-Халифа — сверхвысотный небоскреб высотой 828 метров в Дубае (ОАЭ), самое высокое и самое многоэтажное здание в мире, а также самое высокое сооружение / © Wikimedia
Бурдж-Халифа — сверхвысотный небоскреб высотой 828 метров в Дубае (ОАЭ), самое высокое и самое многоэтажное здание в мире, а также самое высокое сооружение / © Wikimedia

Небоскреб высотой два километра — это несколько сотен этажей. Пожарная эвакуация, водоснабжение, вентиляция станут головной болью. В Дубае систему водоснабжения Бурдж-Халифы разбили на три независимых секции. Для более высоких зданий потребуются автономные энергоблоки, мини-заводы по переработке отходов и вертолетные площадки на каждые 200 этажей.

Есть ли предел?

Теоретически предел высоты небоскреба — около четырех километров, если использовать материалы вроде алмазных нанитей. Цифра в четыре километра — не фантазия, а результат теоретических расчетов, основанных на свойствах гипотетических материалов будущего. Ученые моделируют пределы прочности конструкций, используя законы физики и данные о современных и перспективных технологиях.

Главный «кандидат» для сверхвысоких зданий — углеродные нанотрубки или их улучшенная версия — алмазные нанитей (DNT). Эти структуры теоретически выдерживают растяжение до 130 гигапаскалей (сталь — около 0,5 ГПа). Если сплести из них тросы и каркас, можно снизить вес здания и увеличить допустимую высоту. В 2005 году группа ученых из Университета Райса (США) подсчитала: материал с прочностью 100 ГПа позволит построить башню высотой до четырех километров.

660-тонный стальной маятник в тайваньском небоскребе Тайбэй 101 / © Flickr
660-тонный стальной маятник в тайваньском небоскребе Тайбэй 101 / © Flickr

На высоте четырех километров масса здания создаст давление на основание около 1000 МПа. Современные бетоны разрушаются уже при 50 МПа. Но если каркас сделать из сверхлегких и сверхпрочных композитов, нагрузка распределится равномернее. Например, нанотрубки в шесть раз легче стали при той же прочности. Это снижает общую массу конструкции, уменьшая давление на фундамент.

В 2021 году инженеры Массачусетского технологического института (MIT) смоделировали башню высотой 3,7 километров с использованием армированного графеном бетона и композитных балок. Модель показала: при отсутствии ветра и идеальной почве конструкция не разрушится под собственным весом. Однако в реальности ветровые нагрузки сократят этот предел.

Четыре километра — теоретический максимум, где материал сопротивляется только гравитации. В реальности ветер, сейсмика, перепады температур и логистика снизят планку. Например, на этой высоте ветер может достигать 70 м/с, а температура у основания и верхушки будет различаться на 25 градусов Цельсия. Эти факторы не учитывают в «идеальных» моделях.

Четыре километра — не гарантия, а ориентир, который показывает: если создать материалы с определенными свойствами, законы физики не запрещают строить так высоко. Но сегодня даже двухкилометровый небоскреб — почти нереальная задача.

-----

Смотрите нас на youtube. Еще больше интересных постов на научные темы в нашем Telegram.

Заходите на наш сайт, там мы публикуем новости и лонгриды на научные темы. Следите за новостями из мира науки и технологий на странице издания в Google Новости