Продолжение. Начало тут
Фильм вышел на экраны ЦТ в марте 1978 г. С началом "перестройки" это время стали называть пиком "застоя", а по мере продвижения страны от "ужасов коммунистического тоталитаризма" к "общечеловеческим ценностям", "рыночной экономике" и "демократии" почему-то этот период стал многими признаваться, как самое счастливое и спокойное время в жизни страны. Как тот самый "коммунизм", который планировался быть построенным к 1980 г., и который в основном и был построен, вот только никто этого не заметил.
А не заметили, потому как в сознании большинства советского обывателя "коммунизм" виделся как молочные реки в кисельных берегах, которые кто-то должен был преподнести на блюдечке с голубой каемочкой. И вот возле этих рек, и на этих берегах все и должны были расположиться для вечного ничегонеделанья и, открыв рот, ждать, когда в него сами заскочат галушки со сметаной.
В принципе, что такое "коммунистическое будущее" в реальности никто не представлял. Классики марксизма дали общие понятия о базисе и надстройке и о том, что коммунизм в соответствие с законами развития и смены общественно-экономических формаций по мере развития производительных сил и производственных отношений в обязательном порядке должен сменить капитализм. Вот только когда эти производительные силы достигнут такого уровня, что капитализм неминуемо сменится коммунизмом, ответа никто не дал.
И как в натуре будет выглядеть этот мир коммунизма в реальных подробностях своего развития описал лишь в своей великой утопии "Туманность Андромеды" писатель и ученый Иван Антонович Ефремов, которого компетентные советские органы всю жизнь подозревали в работе на английскую разведку.
В общем, был март 1978 г. То ли расцвет "застоя", то ли самое золотое время в истории страны. Только что, месяц назад в честь 60-й годовщины Красной Армии и Военно-морского Флота Председателю Президиума ВС СССР и Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу вручили высшую полководческую награду страны орден "Победа".
Эпопея по "коллекционированию" Л. И. Брежневым начала набирать свои безумные обороты именно с награждения орденом "Победа". До этого все было более или менее скромно, звезда Героя Соцтруда, две звезды Героя Советского Союза к 60-ти летию и 70-ти летию со дня рожденья. Но вот с 1978 г. началось какое-то безумие, пока через 4 года к моменту смерти не набрался целый мешок наград, около 120 советских и иностранных орденов.
Но вот именно награждение орденом "Победа", которым по статуту награждались во время войны командующие фронтами, в подавляющем числе маршалы Советского Союза, за проведение стратегических операций, изменивших в корне положение на фронте, начальника политуправления одной из армий, генерал-майора Л.И. Брежнева, вызвало насмешки и особое раздражение в народе. "А Леня то совсем плохой, не только еле языком ворочает, но уже и впал в детство".
А тут еще и "мемуары" "верного ленинца" миллионными тиражами завалили всю страну. И "мемуары" эти были включены в школьную программу, в вузах в экзаменационных билетах по научному коммунизму был вопрос о философском значении произведений Л.И. Брежнева "Малая земля" и "Целина". Вашему автору на экзамене попался именно этот билет - "Философский смысл произведений "Малая земля" и "Целина".
К чему такая преамбула к рассказу о фильме? А к тому, чтобы была понятна общественно-политическая ситуация на момент выхода картины. Где-то там, наверху дедушка в маразме, который с чувством глубокого удовлетворения обвешивает себя цацками-пецкам. Вокруг него окружение, которое что-то там делает или не делает, народу это неизвестно, потому как речей об повышении благосостояния трудящихся - кубометры текста постановлений, а реального улучшения - ноль. Приняли Продовольственную программу, а продовольствия стало меньше.
А народ внизу давно уже и не надеется ни на дедушку, ни его сподвижников. Они там сами по себе, они себе уже организовали полный "коммунизм" - "от каждого по способностям, каждому по потребностям", т.е. можно ничего не делать вообще, или в крайнем случае создавать рабочий вид, но харчеваться будут по полной программе.
И народ выживал сам по себе. Дедушка хоть и был уже в маразме, но очень мудро заметил как-то своим речеписцам, будущим "прорабам перестройки"
- Вы не знаете жизни. Никто не живёт на зарплату. Помню, в молодости, в период учёбы в техникуме, мы подрабатывали разгрузкой вагонов. И как делали? А три мешка или ящика туда – один себе. Так все живут в стране.
То есть за народ не переживайте, он всегда приспособится и выживет.
Так что сами судите был ли это расцвет "застоя" или самый "золотой век" в истории страны.
И вот в этот самый момент и появляется многосерийный телефильм "И это все о нем". Сразу скажем откуда название - из сказок "Тысячи и одной ночи". В конце каждой сказок рассказчик подводил итог истории героя очередной сказки - "и это все о нем".
Именно такими словами старший инспектор управления уголовного розыска областного УВД капитан милиции Прохоров, приехавший проводить дополнительную проверку по факту смерти тракториста Кедровского лесопункта Евгения Столетова, и предлагает участковому инспектору поселка Пилипенко завершить рассказ о происшествии. Давай неформально расскажи все, что известно, чтобы в конце можно было с уверенностью сказать - "и это все о нем".
Фильм до предела идеологичен и публицистичен. Его публицистичность усиливается его структурой. Перед каждой из шести серий на экране появляется на белоснежном фоне парень с гитарой и поет своеобразные зонги. То ли эпиграф к каждой серии, то ли синопсис. Парня этого изображает молодой красавец с нордической внешностью Боря Щербаков, его карьера в кино только-только начиналась. А поет обладатель уникального голоса Геннадий Трофимов.
Шесть серий, шесть разных песен. Музыка выдающегося композитора, одного из лучших мелодистов страны Евгения Крылатова. Стихи выдающегося советского поэта, сотрясателя основ, кумира тогдашнего "креативного класса", чуть не отхватившего в 30 лет Нобелевскую премию по литературе, а затем, как Пастернак, очень сильно получивший по башке за свою "Автобиографию", изданную на Западе, "шестидесантника" Евгения Евтушенко.
Конечно, в конце семидесятых Евтушенко уже что называется "был не торт", что 15 лет назад, остепенился, поутих, в третий раз женился, да еще и на ирландке Джен Батлер, но мастерство и запал времен "Хотят ли русские войны" с годами не пропали. Выдал Евгений Александрович для фильма шесть стихотворений от тончайше-лирической "Сережки ольховой"
до почти зовущей на амбразуру "Не надо бояться".
Половина того хорошего, что есть в фильме, принадлежит этим шести песням-зонгам на прекрасную музыку Евгения Крылатова с замечательными стихами Евгения Евтушенко. То ли фильм специально снимался ради этих песен, то ли песни писались для фильма.
Переходим к фильму. Летним июльским днем на пристань сибирского села Кедровка, что на Оби, сходит с пассажирской "Ракеты" мужчина чуть старше среднего возраста, согласно роману сорок восьмой размер третий рост костюма, размер обуви сорок первый. Суховатый, приземистый. Теннисист и альпинист. Пока неженатый, но имеет отношения с актрисой областного театра, родственницей коллеги по работе.
Это старший инспектор управления уголовного розыска УВД области капитан милиции Александр Матвеевич Прохоров. Ему около 45-ти лет, во время Великой Отечественной молодой лейтенант Прохоров командовал минометным взводом. И приехал Прохоров в Кедровку, чтобы провести дополнительную проверку по факту смерти 22 мая т.г. тракториста Кедровского лесопункта, секретаря местной комсомольской организации Евгения Столетова.
Ранее милиция уже приняла решение об отказе в возбуждении уголовного дела, посчитав, что произошел несчастный случай. Но в прокуратуру стали поступать обращения от жителей села, которые сомневались в некриминальной причине смерти Столетова, решение об отказе было отменено и в Кедровку, где только и есть, что участковый инспектор милиции Пилипенко, отправили одного из самых опытных сотрудников уголовного розыска облУВД.
Прохорова играет Евгений Леонов.
Это еще одна попытка актера вырваться из привычного уже для зрителей стереотипа комического актера. Кстати, за год до съемок в "И это все о нем" Леонов сыграл главную роль следователя районной прокуратуры Лужина в фильме "Длинное, длинное дело". Вот и в роли Прохорова он использует многие наработки из роли Лужина.
Да, непривычен образ милиционера в исполнении Леонова. Виннни-Пух и вдруг орел-сыщик. Стереотип есть стереотип. Но постепенно привыкаешь к Леонову в образе Прохорова. Нету у него в глазах и голосе беспощадной стали, не испепеляет подозреваемого всепроникающим жгучим взглядом, не строит хитроумных ловушек в надежде на быстрое признание. Тягучая, скрупулезная, скучная работа на протяжении долгих шести серий. Разговоры, разговоры, разговоры.
И сам фильм неторопливый, спокойный, подробный. Каждая серия по хронометражу как полнометражный фильм. Не каждый современный зритель, привыкший к тому, что в современных сериалах каждая серия по 43-45 минут чистого времени, спокойно выдержит серию в 70-75 минут, как в "И это все о нем".
И вот так же неторопливо, с чувством, с толком, с расстановкой, никуда не торопясь и ничего не упуская, милиционер Прохоров заново начинает выяснение обстоятельств, при которых погиб Евгений Столетов. Тем более, что имеется очень подходящая кандидатура на роль подозреваемого в умышленном убийстве. Такая подходящая, что вот так сразу бери, закрывай в камеру и начинай колоть на чистосердечное признание.
Пока что ничего не говорит о серьезной социально-идеологической подоплёке фильма. Пока что включена для маскировки и удержания внимания зрителей детективная линия.
Продолжение в следующей части.