Автомобиль Иж-2126, более известный как "Орбита" или "Ода", часто становился мишенью для критики. Его обвиняли в плагиате дизайна других советских моделей, от АЗЛК-2141 и ВАЗов до иномарок, и называли образцом ужасного качества.
Но давайте постараемся взглянуть на историю его создания объективно, опираясь на рассказы конструкторов, трудившихся над разработкой данного проекта.
Точкой отсчета для истории Иж-2126 можно считать 1975 год, когда конструкторы Ижевского автозавода получили от министерства техническое задание на проектирование нового автомобиля.
Инициатором проекта стал влиятельный куратор "Ижмаша", секретарь ЦК Дмитрий Федорович Устинов. Он хорошо понимал, что без перспективных моделей завод рискует остаться на "задворках" советского автопрома.
Благодаря настойчивым усилиям и дипломатическому таланту Устинова, Ижевский автозавод получил государственное финансирование на проектирование и создание принципиально новой модели автомобиля.
Разработка базового дизайна
В целях оптимизации компоновки салона и достижения идеального баланса массы конструкторы применили нестандартное решение: силовой агрегат, включающий двигатель, трансмиссию и главную передачу, был смещен правее от центральной продольной оси автомобиля.
Благодаря такому инженерному подходу удалось существенно продвинуть педальный узел в переднюю часть машины и сделать салон просторнее.
Он стал на 20 см длиннее, чем у "Москвича-412" при тех же габаритах! Небольшое увеличение ширины кузова тоже добавило простора.
Была выбрана прогрессивная форма кузова типа хэтчбек. Опыт разработки предшественника "Орбиты", модели Иж-19, показал, что такая форма дает заметное улучшение аэродинамики по сравнению с седаном Москвич-412.
Также стало ясно, что новый кузов потребует более современной 5-ступенчатой коробки передач.
Эволюция прототипов
Прототипы "Орбиты" получали обозначения "Иж-О" с добавлением порядкового номера.
Поздние машины имели более округлые и обтекаемые формы, тогда как ранние, вроде серии "Т", отличались "рубленым" угловатым дизайном.
Выверялись варианты шасси - передняя подвеска типа "МакФерсон", задняя полунезависимая (как у автомобилей ВАЗ). Тормоза и колесные ступицы - тоже от "восьмерки".
Амбициозные планы
Изначально для "Орбиты" рассматривалась возможность установки автоматической коробки передач. На Иж-Авто даже был разработан и запатентован собственный трехступенчатый "автомат" с самоблокирующимся дифференциалом для лучшей проходимости.
Но до конвейера новая АКП так и не добралась, хотя некоторые ее элементы проходили испытания на Иж-412.
Впрочем, желание оснастить машину современной трансмиссией воплотилось в новой 5-скоростной "механике" производства Омского завода. Увы, по качеству она не намного превосходила старую "москвичевскую".
Проверка прочности и аэродинамики
Прочность кузова обеспечивали расчеты, которые на современном оборудовании провели специалисты МГУ. А макеты продували в аэродинамической трубе во Франции - на тех же стендах, где испытывались автомобили Renault.
Результаты получились неплохими. Более того, аэродинамика "Орбиты" оказалась настолько удачной, что можно было отказаться от дворника на пятой двери.
Потеря высокого покровителя
К сожалению, в декабре 1984 года Устинов ушел из жизни. А вместе с ним "Ижмаш" лишился мощной поддержки на самом верху. Теперь приоритет отдавался моделям АвтоВАЗа, и прежде всего - освоению производства переднеприводной "восьмерки".
На этом фоне финансирование ижевского проекта сократилось. Пришлось отказаться от оснащения машин качественной светотехникой западногерманской фирмы Hella, хорошего пластика в отделке салона и, главное, нового двигателя.
Но завод все же получил средства на новый сварочный и окрасочный комплексы. А прототип "О5" был утвержден для серийного производства.
Мелкосерийная сборка
Опытно-промышленное производство Иж-2126 стартовало в 1990 г. Сборка машин нередко велась с использованием неполных комплектов деталей, порой с конвейера сходили авто без сидений, коробок передач или амортизаторов.
Активно велась работа над универсалом Иж-21261, прообразом будущей "Фабулы". Дошло до того, что несколько предсерийных машин попали в частные руки.
Но их цена кусалась: 20-22 тыс. руб против 8,5 тыс. за универсал Иж-21251 "Комби" по госцене (которая тоже росла как на дрожжах: 13 тыс. в конце 1991, 87 тыс. в марте 1992, 130 в июне и 6,6 млн в середине 1995).
Выход на большой конвейер
Серийный выпуск "Оды" (такое имя получила финальная версия Иж-2126) начался на рубеже 1999-2000 г. Хэтчбеки красили в ту же цветовую гамму, что и освоенные к тому времени Ижевским заводом ВАЗ-2106 и 2104.
В детстве я хорошо запомнил стойкий запах ацетона, сопровождавший рождение каждой темно-зеленой "Орбиты".
Кстати о названии. "Орбиту" пришлось переименовать, так как в 1986 г. права на это имя уже застолбило итальянское кузовное ателье "ItalDesign" для одного из своих концепт-каров.
Вседорожные версии
Идея полноприводных версий Иж-2126 родилась еще в середине 90-х. Первыми их построила фирма "Норма-Авто", установив на хэтчбек агрегаты "Нивы".
Впоследствии заводские конструкторы унифицировали конструкцию с обычной "Одой", сохранив ВАЗовские поворотные кулаки и ступицы, но применяя собственные чулки мостов и проставки под пружины-амортизаторы.
Полный привод обеспечивала раздатка оригинальной конструкции. На машины ставили карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 объемом 1,7 л и омскую коробку передач.
Позже на Иж-21261 появился пластиковый обвес "Ника", ставший своего рода визитной карточкой модели. Самые интересные полноприводные версии оснащались уфимскими моторами 1,8 и 2 л с впрыском.
Они получались очень динамичными, быстрыми. Многие поклонники модели до сих пор мечтают о таком автомобиле: с инжекторным двигателем, постоянным полным приводом и раздаткой с двумя понижающими ступенями.
Конец эпохи "Оды"
Летом 2005 года владельцы Ижевского завода из группы "СОК" приняли решение о снятии хэтчбека с производства. К тому времени "Ода" уже не выдерживала конкуренции с "классикой" ВАЗа.
Ведь при схожей конструкции Иж-2126 стоил дороже. Впрочем, пикапы Иж-27175, представлявшие собой гибрид агрегатов "четверки" и кабины от "Оды", продержались на конвейере еще семь лет - до декабря 2012.
Планировался и рестайлинг семейства Иж-2126: прорабатывался проект Иж-2127 со значительно измененным дизайном.
Этим занималось ателье "I-дизайн". Но в серию новая модель так и не пошла.
Несостоявшийся союз с АЗЛК
В конце 90-х московский завод АЗЛК предлагал начать сборку Иж-2126 на своих мощностях. Переговоры шли несколько лет, но закончились ничем: в 2001 "Москвич" признали банкротом.
Увы, амбициозному ижевскому проекту так и не удалось в полной мере воплотиться в жизнь. При этом сама "Орбита", на мой взгляд, смогла убедительно доказать, что отечественные инженеры были способны создавать нормальные автомобили.