Найти в Дзене

Крымский «шанхай» 90-х годов снесут, построив «дубай»? Какой пример подает Москва

Оглавление

Трущобы старого Шанхая в Китае лет 70 назад?  Нет , это -  отели курорта «Санта-Барбара» в Утесе на ЮБК,  то есть - «крымский шанхай», 2025 год.
Трущобы старого Шанхая в Китае лет 70 назад? Нет , это - отели курорта «Санта-Барбара» в Утесе на ЮБК, то есть - «крымский шанхай», 2025 год.

Берег Дубая? Нет, это - побережье Карасана и мыс Плака на ЮБК, 2024 год.
Берег Дубая? Нет, это - побережье Карасана и мыс Плака на ЮБК, 2024 год.

Сейчас в России и в Крыму не только на пустырях строят. Ныне нередко сначала что-то сносят, причем нечто заметное, крепкое и дорогое, а потом нечто роскошное и монументальное возводят.

… Когда в конце 2024 года на уровне слухов, а потом неких публикаций, я узнал про снос одного из непререкаемых и всемирно известных символов Москвы советской эпохи - здания СЭВ , я посмеялся с искренней убежденностью, что это - классический фейк. А на днях о сносе и решении сделать там некий «кластер» сказали по центральному телевидению…

И тут сразу вспомнил о своей недавней статье, где я высказал предположение о возможном сносе поселка мини-отелей «Санта-Барбара» на ЮБК, который несмотря на негативное отношение к нему многих крымчан, уже не один десяток лет является крайне популярным местом отдыха приезжих и вполне себе символом Крыма постсоветской эпохи.

И хотя о том, что эти и подобные им крымские «эллинготели» (они же - «шалманы», они же - «шанхаи») будут в перспективе снесены, говорят даже весьма осведомленные и компетентные люди, все-таки я делал лишь личное предположение, ведь там слишком сложный клубок имущественных интересов, а помимо мелких и хлипких «этажерок», которые можно снести и никто этого не заметит, есть много огромных капитальных монстров под 10 этажей.

Однако, судя по комментариям под той моей статьей о будущем этих отелей и с учетом информации о сносе «СЭВ», думать надо уже не о том, что «Санта-Барбару» «возможно» снесут, а немедля обсуждать, что же на её месте «неминуемо» построят. Обсуждать уже сейчас, дабы опять не повторить ошибку 90-х годов, когда варварски заливались бетоном и уничтожались природные ландшафты там, где ходить надо осторожно, а не то, чтобы строить даже избушку.
А ведь тут раньше были заповедные места…
А ведь тут раньше были заповедные места…

Перед тем, как обсудить крымские реалии, сделаю экскурс в недавнюю московскую историю, так как мне он необходим для целей этой статьи.

…Столичная гостиница «Россия» рядом с Кремлем, в Зарядье, в свое время занесенная в книгу рекордов как крупнейшая в Европе, была уничтожена волной моды на снос подобных крупных объектов в столице точно также, как громадные отели «Интурист» и «Москва». Я думал, та волна «сносов» схлынула еще в 2010-х годах. Но нет. Теперь, в середине 2020-х , готовят к сносу не только знаменитый «СЭВ», где была мэрия Москвы в постсоветские годы, но и Большой цирк на проспекте Вернадского!

Прощальные огни уникального небоскрёба в Москве. Нет ни СССР, ни Совета экономической взаимопомощи стран социалистического лагеря, для аппарата которого в Москве и было построено это неординарное здание. Теперь не станет и его.
Прощальные огни уникального небоскрёба в Москве. Нет ни СССР, ни Совета экономической взаимопомощи стран социалистического лагеря, для аппарата которого в Москве и было построено это неординарное здание. Теперь не станет и его.

И если «Интурист» и «Россию» с точки зрения того, что они весьма уродовали исторические виды и ландшафт Москвы, мне лично совсем не жаль, то вот планируемый снос здания СЭВ - это, на мой взгляд, варварство, ибо эта «книжка» - не только замечательный архитектурный памятник советской эпохи, имеющий простой, но запоминающийся образ, а - прекрасная доминанта района, очень его украшающая.

Вглядитесь в предыдущее фото, а потом сравните его со следующим: с нижнего ракурса здание напоминает зубец московского Кремля, а форма этого элемента пришла к нам от итальянских архитекторов!

Зубцы «ласточкин хвост» - это распространенный элемент крепостной архитектуры средневековой Италии. На фото, как пример, замок 14-го века в Каримате близ озера Комо. Именно по такой же моде  построены приглашенными итальянцами  в 15-ом веке стены и башни московского Кремля, которые до того, как их увенчали шатровыми навершиями, были точь-в-точь как башня этого  древнего замка в регионе Ломбардия.
Зубцы «ласточкин хвост» - это распространенный элемент крепостной архитектуры средневековой Италии. На фото, как пример, замок 14-го века в Каримате близ озера Комо. Именно по такой же моде построены приглашенными итальянцами в 15-ом веке стены и башни московского Кремля, которые до того, как их увенчали шатровыми навершиями, были точь-в-точь как башня этого древнего замка в регионе Ломбардия.

Да, «СЭВ» построен совсем не в стиле зданий поздней сталинской эпохи, которые его окружают, но тем он и замечателен, ибо это - символ ранней брежневской эпохи наряду со зданием Правительства России.

Для меня немаловажен тот факт, что модерновые «Россия» и «Интурист» были нагло воткнуты в самый-самый центр древнего города, без учета исторической обстановки, а их современник СЭВ был тоже «воткнут», но в том месте, где долгое время была окраина Москвы и «воткнут» эффектно, на берегу реки, в излучине. Там ещё недавно была промзона, окружающая застройка тогда ещё только складывалось в ансамбль. То есть первые две постройки вторглись в сформировавшуюся среду, а третья - сама среду сформировала и в этом её ценность…

Есть слабая надежда, что СЭВ просто построят в том же образе, но по новым технологиям, как реинкарнировали в прежнем образе гостиницу «Москва». Посмотрим. Заметных протестов ни архитектурно-культурной , ни остальной общественности - нет: пока , возможно, ждут огласки экстерьера нового проекта, которые, пока я урывками писал эту статью, уже стали публиковаться и лично у меня они вызывают лишь одно желание: проснуться и понять, что это - дурной сон.

Как уже сказал выше, я узнал и о планах сноса знаменитого Большого цирка на проспекте Вернадского в Москве и проекте строительства на его месте другого цирка, в совсем ином образе, уже вызвавшем насмешки профессионалов и обывателей.
Здания советского модернизма, в стиле которого построен этот цирк (время с середины 60-х до конца 80-х годов 20-го века) не считаются памятниками архитектуры, их нещадно сносят, их становится всё меньше, на их месте строятся здания в новой «глобалисткой» стилистке , как например, супер-элитный ЖК в Москве на месте старинного завода «Каучук»:
Нет, это - не тюрьма. Это - ЖК в престижном  районе Москвы, близ Новодевичьего монастыря на месте снесенного завода «Каучук» царской эпохи. Квартиры тут невероятно  дорогие. Лично мне этот стиль в целом нравится, но зданий в этом духе становится  уже слишком много не только в Москве. Многим известная «Мрия» в Крыму - та же  «песня» из этой же архитектурной  «оперы»: всюду зеркальное стекло, коричневый кирпич, черные оконные рамы и фешенебельная  картеновская сталь, особая  шоколадная ржавчина  которой является её основным достоинством, как голубая плесень в сыре «Рокфор»…
Нет, это - не тюрьма. Это - ЖК в престижном районе Москвы, близ Новодевичьего монастыря на месте снесенного завода «Каучук» царской эпохи. Квартиры тут невероятно дорогие. Лично мне этот стиль в целом нравится, но зданий в этом духе становится уже слишком много не только в Москве. Многим известная «Мрия» в Крыму - та же «песня» из этой же архитектурной «оперы»: всюду зеркальное стекло, коричневый кирпич, черные оконные рамы и фешенебельная картеновская сталь, особая шоколадная ржавчина которой является её основным достоинством, как голубая плесень в сыре «Рокфор»…

Ладно, не буду ворчать: в конце концов, стройкомплекс обеспечивает много рабочих мест (правда, в основном - мигрантам; ну и пусть, только бы окружающую среду и культурный ландшафт не уродовали).

А ведь иногда лучше посадить дерево на месте мешающего или ветхого снесенного строения, нежели строить что-то снова.

Вот спасибо Путину, что он предложил на месте гостиницы «Россия» в Зарядье строить не новый отель, не новый ЖК, а разбить парк с образцовым культурным центром, включающем в себя концертный зал. Спорная, конечно, архитектура зданий в этом парке , применительно к «сердцу» столицы, но сооружения хотя бы «прячутся» в холмах парка и не давят ни на берег реки, ни на Кремль, ни на остатки Зарядья так, как давил на них бетон «крупнейшего отеля Европы».

Панорама остатков «старого города» Москвы (он имел общее название «Китай-город», а район, непосредственно примыкавший к реке, именовался «Зарядьем», который в основном снесли, построив мега-отель.
Панорама остатков «старого города» Москвы (он имел общее название «Китай-город», а район, непосредственно примыкавший к реке, именовался «Зарядьем», который в основном снесли, построив мега-отель.

Ещё один уголок Зарядья в Китай-городе
Ещё один уголок Зарядья в Китай-городе

Ультрасовременные здания в парке «Зарядье», в отличие от прежнего тяжеловесного  монстра, легки, светлы и не особо заметны: они как бы «спрятаны» в холмы, на которых растут деревья нового парка.
Ультрасовременные здания в парке «Зарядье», в отличие от прежнего тяжеловесного монстра, легки, светлы и не особо заметны: они как бы «спрятаны» в холмы, на которых растут деревья нового парка.

При этом, наверное, многие ещё помнят, что в комплекс гостиницы «Россия» входил и одноименный концертный зал, для времени его постройки - конца 60-х годов - одна из самых «крутых» и передовых концертных площадок, ведь его громадное пространство не только было прекрасно оборудовано, но и имело трансформируемый зрительный зал и сцену: они опускались-поднимались и могли стать одним целым (новый зал «Зарядье» имеет такие же возможности). По тем временам это было почти чудом света. А ещё там были интересные люстры , раскладывавшие-складывавшие свои «щупальца» , опускаясь из потолка во время антракта, а поднявшись, прятались в недрах потолка во время представления. Теперь эти люстры находятся во дворце спорта «Лужники», куда переехал ГЦКЗ «Россия». Мне кажется, это неплохой символический пример сохранения памяти о чем-то хорошем.

К чему такое долгое предисловие и как это всё связано с Крымом?

Так как Москва во все времена была положительным примером для остальной страны и старалась задавать нужные тенденции во всех сферах (впрочем, и показывая то, как лучше НЕ делать) , почему бы этим не воспользоваться и Крыму, ведь на полуострове, особенно после 2022 года, начинает с особой силой разворачиваться строительство не только на пустующих местах, но и там, где специально под новый проект снесено что-то ранее построенное.

Причем, ранее построенное в тех местах, которым лучше было бы всегда оставаться без застройки, в частности, в водоохранной зоне прибрежной полосы Южного берега.

В уже упомянутой мною публикации, я подал идею, чтобы вместо отелей-эллингов «Санта-Барбары» в крымском поселке Утёс строить не модные ныне апартаменты (тем более, что там уже строится огромный комплекс из трех башен почти на заповедном Кучук-Ламбатском Каменном хаосе), а разбить новый парк с культурным центром. Идею эту многие читатели горячо поддержали, хотя были и те, кто меня охарактеризовали как неисправимого оптимиста и мечтателя, а одна дамочка даже написала что я - «… еще живу своим детством и социалистическими идеями…». Дамочка эта вообще показала себя личностью, которая всегда знает то, что даже если чего-то не знает. В подтверждение последнего опять её цитата: «Впервые читаю об этом месте , но итог ясен сразу. Да, снесут, да , облагородят и построят новые».

Ох, люблю я таких всезнаек))! И тем не менее, не особо опровергая ее глубокомысленную сентенцию насчет моего детства и идей (кстати, она там также «прошлась» по тому, что я - художник со специфическими взглядами), я хочу ещё раз эту идею озвучить отдельно, для руководства Крыма, которое, уверен, печется не только о девелоперах, но и о жителях Крыма и его гостях.

Те, кто не знает о посёлке мини-отелей «Санта-Барбара» в Утёсе или не читал мою статью , где я даже подробно рассказываю забавную историю происхождения этого «импортного» названия, то вот на нее ссылка:

Я бы очень хотел, чтобы упомянутая мной всезнающая дама ошиблась.

И хочу выступить с официальным предложением к руководству Республики Крым и прочим ответственным лицам (а я знаю, мой скромный блог не они, конечно, но их помощники читают), взять пример с нашего Президента, благодаря которому, вместо бетонной коробки столица обогатилась новым парком и культурным центром с концертным залом «Зарядье». Уверен, что снос древнего московского посада даже в том виде, что он дошел до тех дней (подобная часть в европейских средневековых городах обычно называется «старый город»), был изначально ошибкой.

Прежде чем озвучить суть моего предложения, которое я уже вскользь высказывал ранее, несколько слов скажу о зале «Зарядье».

Здание концертного зала «Зарядье» выдержано в своеобразной стилистике архитектуры начала 21-го века, где в отделке много стекла, стали, натурального камня, а линии не только прямые, но  часто изгибающиеся, словно схематичное изображение звуковых и световых  волн; электрический же свет как таковой - не просто  подсветка (сейчас многие старые здания её имеют как благоприобретение современной эпохи), а он намеренно вплетен в ткань фасада изначально, как особая задумка зодчих, он является элементом   постройки наравне с элементами классической архитектуры -  колонны, арки, эркеры, акротерии или лепнина на фасаде.
Здание концертного зала «Зарядье» выдержано в своеобразной стилистике архитектуры начала 21-го века, где в отделке много стекла, стали, натурального камня, а линии не только прямые, но часто изгибающиеся, словно схематичное изображение звуковых и световых волн; электрический же свет как таковой - не просто подсветка (сейчас многие старые здания её имеют как благоприобретение современной эпохи), а он намеренно вплетен в ткань фасада изначально, как особая задумка зодчих, он является элементом постройки наравне с элементами классической архитектуры - колонны, арки, эркеры, акротерии или лепнина на фасаде.
Даже на мой весьма консервативный взгляд, который обычно ласкают здания эпохи Возрождения, ампира и арт-деко, концертный зал «Зарядье» как архитектурное и инженерное произведение - прекрасен.
И я прежде всего говорю о его интерьере, полном символов и аллегорий. Особенно меня восхитил зрительный зал, при создании которого авторы явно руководствовались идеей передать средствами монументальной архитектуры то, что звук имеет волновую природу: даже фасад уникального органа, изготовленного во Франции, имеет четкие символы волн.
Фасад органа в зале «Зарядье». Инструмент специально спроектирован и сделан для этого зала во Франции в 2019 году.
Фасад органа в зале «Зарядье». Инструмент специально спроектирован и сделан для этого зала во Франции в 2019 году.

Зрительный зал
Зрительный зал

Итак, я убежден, что серьезной ошибкой 90-х годов была застройка прибрежной полосы ЮБК лесопарковой зоне зданиями, не связанных с санаторно-курортным обслуживанием, а обычными ЖК, отелями и апартаментами под сдачу. Вернее - не сама по себе застройка, а застройка без плана, без учета природных реалий, экологии, а лишь по принципу: «урвал, построил, продал, а там трава не расти». Вот трава и не растет и климат , ради которого все едут в Крым , испорчен и продолжает портиться.

Москва дает достойный пример для подражания, снеся такой нужный городу огромный отель, но разбив на его месте парк и создав в нём культурный центр.

10 лет Крым в России, а так я ничего и не слышал про публично озвученный план застройки ЮБК. Но зато правительством повышается кадастровая стоимость прибрежной земли (теперь сотка земли на ЮБК в зоне 500 метров от моря стоит почти миллион рублей, хотя недавно стоила около 300 тысяч, а следом повышается и абсолютная ставка налога на землю. Если это способ ограничить застройку, то это весьма верно, однако, рост стоимости земли и налогов скорее ограничит лишь индивидуальное жилищное строительство людьми не только с низким уровнем дохода, но и с уровнем дохода выше среднего. Зато это совершенно не оттолкнет ни сверхбогатых граждан, ни девелоперов с их мега-бюджетами от инвесторов, ограниченными лишь названием числительных (что там следом идет за «триллионом»?).

При этом я четко отдаю себе отчет в том, что после 1991 года мы живем в парадигме не «общественного», а «частного» . Эра санаторно-курортной системы, создаваемой государством еще с 20-х годов прошлого века и ведомствами, которые активно строили свои санатории, ушла, очевидно, безвозвратно. Да и общество поменялось с тех пор. Если вы думаете иначе, то поправьте меня, но в современных реалиях у публики, которая может и хочет потратить весомые деньги на морской отдых, будет прежде всего пользоваться спросом не «физиотерапия» в кабинетах санатория-профилактория , а «шведский» стол и студия в стиле «хай-тек» в комфортабельном SPA-отеле.

Также, судя по ужасающе быстрым темпам строительства на ЮБК комплексов апартаментов разной степени «элитности», будущее даже не столько за отелями, сколько за жилыми комплексами со своей бытовой и SPA-инфраструктурой, где можно купить апартаменты как для себя, так и под сдачу.

Кстати, последнее почти всеми девелоперами рекламируется , как некий инвестпроект для людей с лишними деньгами не просто как «сермяжная» сдача квартир внаем напрямую собственником, а предлагается передача собственником своих помещений управляющей компании в управление. То есть собственник квартиры фактически становится владельцем номера в квази-отеле, а размещением и обслуживанием его арендаторов занимается УК. От таких собственников даже требуют ремонт и обстановку квартиры сделать в едином стиле по одним стандартам. Подрядчиком ремонта, естественно, выступает УК или застройщик.

КОМУ ИНТЕРЕСНО!

Я ещё обращусь к теме приобретения недвижимости на ЮБК в одной из следующих статей, где я с цифрами на руках оцениваю на примере собственного опыта целесообразность строительства или покупки дома с участком на побережье. Статья уже готова, но я опубликую её позже, ближе к весеннему буму покупок загородной недвижимости: возможно, кто-то, прочтя мою будущую статью, не совершит ошибок.

Именно исходя из вышесказанного, я не ратую за строительство на еще свободных участках ЮБК (или на участках с постройками, сделанными с нарушениями в водоохранной или заповедной зоне в 90-х годах и которые будут приговорены к сносу) новых санаториев для «трудового народа»: это точно утопия. Я ратую за то, чтобы наряду с неизбежным новым строительством, разбивалось больше парков (не просто «палисадников» из кустиков, а полноценных парковых зон). И пусть эти новые парки будут не такими огромными, в десятки гектаров, как закладывались в прошлых веках, пусть это будут зеленые зоны на 3–4 гектара, но зато их будет заложено с десяток.

И хотя на месте многоэтажного сталинского здания института курортологии в Москве на Новом Арбате уже давно стоит небоскреб отеля «Марриотт», а сам институт, очевидно продав свое здание под застройку отеля ( ведь почти все НИИ в 90-х годах приватизировали свои корпуса, а потом сдали их либо в аренду, либо пустили под снос для «инвестиционных» проектов) , размещается на паре цокольных этажей отеля, возможно, там ещё служат заслуженные работники курортной отрасли и они смогут посоветовать как профессионально организовать курортный парк?

Вернусь к «Санта-Барбаре».

Как я сам вижу принципиальный вариант организации освободившегося пространства в случае сноса этих мини-отелей?

Бесспорно, самым лучшим вариантом было бы это всё снести подчистую и на этом месте разбить достаточно крупный парк.
Но эта идея всё-таки совсем утопическая, что понимаю даже такой оптимист, как я …

Интересной и компромиссной идеей мне представляется иная концепция.

  1. Здания «эллингов» в глубине поселка там, где образовались самые трущобные «шанхаи», надо снести полностью и на их месте разбить настоящий курортный парк. При этом, часть капитальных зданий, которые построены с соблюдением всех норм безопасности, можно оставить, либо сохранив их гостиничный профиль, либо переоборудовав их под жилые апартаменты. Кстати, 95 процентов такого рода «капитальных» зданий в «Санта-Барбаре» стоят не на первой линии у моря, а в глубине поселка, но их общее число - не более десяти и некоторые даже имеют неплохую архитектуру.
  2. Здания на первой линии - либо снести полностью и организовать комфортабельную набережную, куда выходил бы новый парк, либо произвести фрагментарную застройку первой линии под заведения общепита и торговли; можно даже сделать эту застройку в стилистике пресловутых «эллингов».

Многие находят внешний вид строений «Санта-Барбары» симпатичным, называя это «Крымской Италией». Мое мнение такое: это никакая не «Италия», но им присуще свое очарование и при условии того, что они будут безопасны, качественны, аккуратны, их можно было бы фрагментарно оставить, сменив их назначение на культурное, торговое и общепитовское,  перемежая их с растительностью; по крайней мере, хорошо то, что  их высота -  3-4 этажа, а не 20-30, как сейчас модно строить прямо на берегу.
Многие находят внешний вид строений «Санта-Барбары» симпатичным, называя это «Крымской Италией». Мое мнение такое: это никакая не «Италия», но им присуще свое очарование и при условии того, что они будут безопасны, качественны, аккуратны, их можно было бы фрагментарно оставить, сменив их назначение на культурное, торговое и общепитовское, перемежая их с растительностью; по крайней мере, хорошо то, что их высота - 3-4 этажа, а не 20-30, как сейчас модно строить прямо на берегу.

Я утверждаю, что эти эллинготели всё-таки являются частью истории и нет ничего плохого, а даже было бы похвальным, оставить их как некий «памятник эпохи 90-х». Не сами по себе оставить, а их своебразный стиль.

При этом, там должны быть предусмотрены и парковочные места, и помещения под художественную галерею, и под небольшой концертный зал, и под детский дом творчества, где проводили бы мастер-классы именитые художники, и под фитнес-центр.

Бесспорно, в обязательном порядке должна быть соблюдена законность при сносе зданий, то есть, если всё оформлено по закону и нормативам, владельцы должны получить компенсации в том или ином виде. В общем, задача непростая, но когда-то её решать придется.

Кто скажет, что моё предложение плохое, тот может бросить в меня камень пройти мимо, либо разразиться гневным комментарием в духе вышеупомянутой в этой публикации дамочки: я спокойно реагирую на альтернативную точку зрения, ведь и моё мнение не может являться истиной в последний инстанции (кстати, особо усердных хамов я могу отправить в бан без права переписки).

Тем, кто считает, что моя идея имеет право на жизнь и достойна того, чтобы ей заинтересовались ответственные лица в правительстве РК или даже Рф, не грех поставить 👍)). Эта ваша самая простая реакция и текстовые комментарии помогут идее, высказанной в статье, дойти до глаз тех самых лиц, от которых зависит будет ли Крым и далее уникальным цветущим парком для всех или станет бетоно-пустыней с чахлыми пальмами для избранных, типа Дубая.

Вариант сервировки мыса Плака по-Дубайски. Надеюсь, никто такое «блюдо» никогда не подаст.
Вариант сервировки мыса Плака по-Дубайски. Надеюсь, никто такое «блюдо» никогда не подаст.

P.S. Я работаю сейчас над многосерийным видео-путешествием с рассказами о малоизвестных туристам достопримечательностях региона от Алушты до Партенита, называемого мною «Крымской Тосканой». Те , кто подписан на мой канал или сохранит его в закладках, в течение ближайших месяцев смогут в преддверии наступающего сезона это путешествие сделать сначала виртуально со мной, а потом - реально самостоятельно. Уверен, что будет интересно.

С пожеланием каждому прочитавшему добра, радости и мудрости,

Виктор Фецит.

Февраль 2025 года.