Найти в Дзене
Мытарь и язычник

Учение о девстве Богородицы в ранней сирийской традиции

Сирийские богословы беседуют о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной, Владычицей нашей Богородице (изображение создано нейросетью).
Сирийские богословы беседуют о Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной, Владычицей нашей Богородице (изображение создано нейросетью).

Учение о девстве Богородицы у ранних сирийских Отцов

Под видео «Несторианский спор» на ютуб-канале «Мытарь и язычник» один из комментаторов высказал следующую мысль:

«Мария мама Иисуса, была простой и смертной девушкой. Церковь её не превозносила. Поэтому не нужно " Выходить за рамки написанного"».
Никогда такого не было и вот опять...
Никогда такого не было и вот опять...

Также была высказана идея о том, что Мария после Иисуса рожала и других детей от Иосифа.

Очевидно, что эти идеи древних еретиков, так популярные у некоторых сегодняшних неопротестантов не соответствуют ни святоотеческому толкованию Священного Писания, ни Преданию Древней Церкви.

Учение Церкви о Деве Марии как о вечной (до, во время и после Рождества) Деве было принято во всех исторических церквях (халкидонских, доэфесских и дохалкидонских). Очевидно, что вера в чудесное Рождение Спасителя от Девы была характерна для абсолютного большинства членов ранней Вселенской Церкви (за исключением немногочисленных еретических групп (например антидикомариамиты)) с самого начала формирования христианского учения – по крайней мере, с того момента, до которого мы можем проследить истоки проповеди христианства.

Очевидным является и то, что в древней Вселенской Церкви, под водительством Святого Духа, учение о Деве Марии развивалось в среде латинских, греческих, сирийских апологетов, отцов и богословов независимо друг от друга. Однако тем и ценнее тот факт, что представление о девственном Рождении Иисуса было характерно для различных богословских традиций и географических уголков раннехристианской церкви.

На восточных окраинах Римской империи и даже за её пределами также как и на западе и среди эллинов, учение о Деве Марии развивалось в арамеоязычной среде сирийцев. Рассмотрим свидетельства из ранних сирийских христианских авторов о том во что верили древние сирийцы и как обстоит дело с утверждением уважаемого зрителя о том, что «церковь её не превозносила».

Игнатий Богоносец

Священномученик Игнатий Антиохийский
Священномученик Игнатий Антиохийский

Поскольку современные восточно-католические и яковитские антиохийские патриархи к своему имени добавляют именование «Игнатий» в честь священномученика Игнатия Богоносца (третьего епископа Антиохии), обратимся и к его сочинениям.

Игнатий в своём «послании к Ефесянам» пишет о чудесном зачатии и рождении Христа:

«Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению Божию, зачат был Марией из семени Давидова, но от Духа Святого» (Ep. ad Eph. 18. 2).

В 19-й главе того же послания, Игнатий упоминает о девстве Марии:

«от князя века сего сокрыто было девство Марии и Её деторождение, равно и смерть Господа, три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии Божием» (Ep. ad Eph. 19)[1].

Афраат

"Персидский мудрец" Афраат - раннесирийский аскет и богослов
"Персидский мудрец" Афраат - раннесирийский аскет и богослов

Сирийский богослов и аскет Афраат, живший в начале IV века на территории Сасанидского Ирана, не называл Деву Марию Богородицей, однако являлся сторонником учения о Её богоматеринстве. Российский историк Е. А. Заболотный отмечает, что мариология Афраата является ещё достаточно архаичной, однако «персидский мудрец» является одним из авторов (наряду с Ефремом Сириным) ранней сирийской традиции однозначно утверждавших богоматеринство Марии и девственное рождение Спасителя. Для Афраата важно исключить еретические мнения «о плотском союзе» Иосифа и Марии:

«Иосиф именуется отцом Иисуса, хотя Сей не был рождён от его семени»[2].

Российский специалист по богословию нехалкидонских церквей протоиерей Олег Давыденков отмечает, что Афраат в отличие от более поздних представителей восточно-сирийской традиции, учил о рождении Бога Слова от Девы Марии (Aphraates Sapiens Persae. Demonstrationes. 6. 10; 9. 5… Col. 281, 417)[3].

Ефрем Сирин

Ефрем Сирин - один из раннехристианских авторов, уделявших особое внимание Богородице в своих произведениях
Ефрем Сирин - один из раннехристианских авторов, уделявших особое внимание Богородице в своих произведениях

Ефрем Сирин – сирийский богослов, мистик, поэт, названный «пророком сирийцем», жил в IV веке в римской провинции Сирия, в городах Нисибине и Эдессе. Ефрем один из самых известных сирийских отцов Церкви, почитаемый всеми конфессиями восточного христианства: Церковью Востока, древними восточными церквями, Католической и Православной церковью. Он посвящает Деве Марии целые беседы и гимны в которых она однозначно признаётся Девой, «новой Евой» и Матерью Бога. Из-за своего особого внимания к Деве Марии Ефрема называют «Мариологическим Учителем» (Doctor Marianus) (Ортис де Урбина, Игнасио. Сирийская патрология / перевод с латинского М. В. Грацианского. — М.: ПСТГУ, 2011, стр. 81).

В своих многочисленных произведениях Ефрем защищает учение о девственном рождении Христа, отвергая нападки иудеев и язычников. В своём поэтическом цикле «Песнопения на Рождество» Иосиф назван хранителем её девства[4]. Отдельно Ефрем касается темы сохранения девства Марии после рождения Христа:

«Мария, зачавшая Его, возгнушалась браком; да не любодействует и душа, в которой обитает Он. Поскольку Мария ощутила Его в Себе, то не коснулась брачного ложа; так обитает Он в целомудренных, если ощутит Его в себе. Прежде пришествия Твоего невестой Она Тебе по естеству. По пришествии Твоём, Святой, зачала Тебя сверхъестественно и, родив Тебя, свято пребыла Девой»[5].

Также Ефрем опровергает версию противников традиционного церковного толкования о том, что Мария вступила в брак с Иосифом:

«Есть такие, которые осмеливаются говорить, что Мария после рождества Спасителя была женою Иосифа. Но каким образом могло быть, чтобы Та, Которая была жилищем и обителью Духа и Которую осенила Божественная сила, сделалась потом супругой смертного человека и рождала в болезнях подобно первого поколения?»[6].

Ефрем с максимальным вниманием подходил к защите учения о приснодевстве Богородицы. В своём толковании евангельского текста (Мф. 1:24, 25) сирийского перевода Диатессарона: „в святости жительствовал с Нею, доколе не родила первенца“, Ефрем Сирин пишет, что «„доколе“ в этом месте не обозначает какого-либо предела…». Одним из аргументом отсутствия детей у Девы Марии, Ефрем Сирин считает тот факт, что у креста Иисус вверил её Иоанну Богослову, чего не могло быть, если бы у Марии были родственники-мужчины:

«Если же скажут: вот в Евангелии упоминаются братья Господа нашего, то отвечаю: так как Господь наш передал Марию Иоанну, то этим показал, что как эти ученики не были детьми Марии, так и Иосиф не был её мужем. Ибо каким образом Тот, Кто сказал: „чти отца твоего и матерь твою“, мог бы отделить мать от детей и передать Иоанну?»[7].

Кириллона

Сирийский христианский поэт Кириллона жил в конце IV-начале V века. Е. А. Заболотный отмечает, что Кириллона не употребляет сирийский эквивалент греческого слова Θεοτόκος (Богородица), но поскольку он признавал communicatio idiomatum (общение свойств во Христе), то фактически признавал и Богоматеринство Марии[8]. Кириллона также признаёт, что Мария сохранила девство в рождении:

«Девство было, как печати, наложено на покров. Он покинул покров, как восхотел, и не повредил... печать»[9].

Источники:

1 – Иларион (Алфеев). Тайна Богоматери. Истоки и история почитания Приснодевы Марии в первом тысячелетии. — М.: Издательский дом «Познание», 2021, стр. 75.

2 – Заболотный Е. А. Сирийское христианство между Византией и Ираном. — СПб.: Наука, 2020, стр. 103-105.

3 – Давыденков О.В. Христологическая система умереннего монофизитства и ее место в истории византийской богословской мысли. — М.: ПСТГУ, 2020, стр. 529.

4 – Иларион (Алфеев). Тайна Богоматери, стр. 138-144.

5 – Там же, стр. 145.

6 – Там же, стр. 157-158.

7 – Там же, стр. 159.

8 – Заболотный Е. А. Сирийское христианство между Византией и Ираном, стр. 129.

9 – Заболотный Е. А. Кириллона // Православная Энциклопедия. Т. 34. М.: 2014, стр. 713-716.