Хотя бы просто потому, что выгорание сложнее поддаётся выявлению. Депрессия заметна. Человеку плохо и это общее состояние, оно накрывает. Выгорание же выедает силы постепенно, можно сразу и не заметить.
Физиологически все начинается с напряжения. При разовом стрессе адреналин вымывается за 20 минут. Если стресс постоянный-он проходит длительный гормональный путь. Гипофиз-адренокортикотропный гормон-повышенный кортизол-это хронический стресс. Кортизол забирает нужные для выживания вещества из мышц, костей. При выгорании нарушаются синаптические связи, страдает передача нейротрансмиттеров (как при депрессии). Но основное значение имеет нарушение симпатического тонуса и кортизольный стресс.
Наше тело нам помогает, его реакции направлены чтобы изменить ситуацию! И это здоровые реакции. Но мы их или игнорируем, или начинаем лечить (здоровые-то реакции) у врача. Но изменения необходимы в другом, в жизненной ситуации или в отношении какой-то проблемы. Рано или поздно мы понимаем это, но сталкиваемся с чувством беспомощности, ощущением "выхода нет". Понимание этого процесса заставляет с бОльшим уважением относиться к реакциям нашего тела.
Психологически выгорание начинается с высокой готовности и завышенных ожиданий. Чем больше мы вовлечены в какой-то процесс, тем больше возникает и потребностей. Ради результата мы ими пренебрегаем-некогда. Доступность по телефону в любое время, рабочие чаты по выходным, перекусы на бегу, меньше спим, быстрее водим. Возникающие внутренние нестыковки по этому поводу подавляются и вытесняются.
Так человек начинает копить неразрешенные задачи. Обесценивается всё, что раньше было важным, в угоду цели. Например, в профессиональном выгорании-ради карьеры, а в личных отношениях-ради контакта с потенциальным партнёром. Снижается эмпатия, психика на неё не тратится. Происходит обеднение отношений с другими и самим собой. Такое функционирование продолжается какое-то время. Человек на самом деле уже теряет силы! Но думает, что "нужно взять себя в руки", "быть более дисциплинированным" и выходить из зоны комфорта. То есть вместо того, чтобы остановиться, еще больше вовлекается в процесс, подгоняя себя. Если на этом этапе не происходит осознания "что-то не так", возникает полная потеря связи с собой и разочарование. Как бы мы ни старались, не всё от нас зависит-есть человеческие ограничения, обстоятельства, временные рамки...
Утрата способности к близости приводит к изоляции и отчуждению. Обширные изменения в поведении (негативизм, нетерпимость)-к горечи и безнадежности, и даже неосознанным несчастным случаям. Выгорание-это результат бессвязной жизни, психическая расплата за неё. За то, что мы выполняем какие-то задачи, а не проживаем жизнь, наполненную реальной ценностью и смыслом.
Часто в основе выгорания лежат не личностные смыслы самого человека, а навязанные извне псевдосмыслы. Как прийти к полноценной жизни? Вопрос очень абстрактный. Учителя, родители, начальники, коучи знают что нужно делать, что должно быть в этой жизни! А вот открыться самому себе, наладить внутренний диалог с ситуацией через чувства, тело, потребности-это сложнее. Возникает подмена наших реальных потребностей на чьи-то навязанные псевдосмыслы.
Бывает, что даже зная свои смыслы, мы хотим неадекватно многого. Важным становится всё: семья, прогулки, дети, спорт, но не хватает времени на самого себя. Каждый проект важен, но в сумме это слишком много и не соотносится с реальностью. Не соотносится с обычными человеческими ограничениями.
В большинстве информации, которую нам транслируют сегодня, вообще мало реального и ценного. После тренинга мы ощущаем подъём, загораемся, идеализируем цель. Такой энтузиазм-это аффект от насильственной активности. Формализм и неправда порождают субъективную нужду, заставляя делать вещи, которые на самом деле нам неинтересны. Энтузиазму нужны границы, но установить их сложно, потому что тренинг специально создан попадать наши глубинные психологические дефициты.
Глубокий неосознанный дефицит поддержки даёт ощущение небезопасности. Человек становится восприимчивым к любой деятельности, находя там структуру, опору, безопасное пространство (и работает неадекватно много).
Дефицит эмоциональной теплоты вызывает тревогу. Тогда человек мотивирован жертвовать собой ради других, чтобы не показаться плохим или эгоистичным и переступает свои границы ради положительной обратной связи (старается быть идеальным для всех).
Дефицит признания ведет к созданию собственной значимости через публичность, карьеру, деньги, делая человека доступным и зависимым от попыток оправдать своё существование.
Поиск внутреннего согласия, развитие контакта с чувствами, изучение отношения к своей жизни и к самому себе-вот что важно для терапии эмоционального выгорания.
Что занимает центральное место в моей жизни?
Знаю ли я когда мне достаточно?
Что я знаю о простоте, скромности, смирении?
Каковы мои установки о реальности?
Понимаю ли я что в реальности некоторые вещи невозможны? (Например, работа без ошибок или без необходимой информации).
Готов ли я тратить часы своей жизни на это?
Хочу ли я жить ради этого?
Пока человек способен делать что-то с удовольствием и интересом, он внутренне наполнен. Его опыт важен, и он способен дать себе время усвоить этот опыт не торопясь. Следуя своему личному экзистенциальному смыслу невозможно испытывать пустоту. Можно устать от перегрузки, но не выгореть. Тогда усталость компенсируется отдыхом. Если же ни отдых, ни сон, ни путешествие не помогают, задумайтесь. Такая пустота и постоянная усталость ощущаются от псевдосмыслов. То есть вы прилагаете множество усилий для компенсации фрустрации, а не для обретения внутреннего удовлетворения.