"Германский офицерский корпус буквально спустил штаны…"
Одним из самых известных летчиков Люфтваффе времен Второй мировой войны был Эрих Хартманн. На его счету 352 сбитых самолета, из которых 344 приходятся на советские ВВС. Всего он провел 808 воздушных боев, четырнадцать раз сам был сбит и дважды попадал в плен. Летал на истребителе Bf 109 в составе 52-й истребительной эскадры.
Число его побед в небе до сих пор вызывает споры. Некоторые историки полагают, что оно могло быть завышено, это частая история для гитлеровских асов. Тем не менее, несомненно одно — Хартманн был крайне опытным пилотом и опасным противником.
Впервые он оказался в плену 19 августа 1943 года, когда во время воздушного боя над Донецкой областью его самолет был поврежден обломками сбитого советского истребителя (по другим данным, причиной падения стал огонь советской зенитной артиллерии). После приземления он был схвачен бойцами Красной Армии, однако пробыл в плену недолго. Притворившись тяжело раненым, он сумел ускользнуть от охраны и пересечь линию фронта.
Второй раз он оказался в плену после окончания войны. Вопреки приказу командования, Хартманн провел разведывательный вылет и вступил в бой с двумя советскими Як-7. Одного он сбил, а затем атаковал второго, однако вскоре к месту боя подошли американские истребители P-51 Mustang. Опасаясь оказаться зажатым между двумя сторонами, Хартманн скрылся, используя дым над чешским городом Брно, после чего приземлился на своем аэродроме, уничтожил самолет и сдался американским войскам.
Однако согласно Ялтинскому соглашению немецкие военнослужащие, сражавшиеся против СССР, подлежали передаче Советскому Союзу (хотя на практике выдали далеко не всех). Так Хартманн оказался в советском плену.
Как вёл себя гитлеровец в плену?
Будучи в советском лагере, Хартманн открыто выражал свое недовольство условиями содержания. В письмах жене он описывал плохое питание, тяжелую работу и смертность среди военнопленных:
"Германский офицерский корпус буквально спустил штаны… Полковники воровали, превращались в предателей, сдавали своих товарищей и становились информаторами НКВД. Я могу сказать тебе, что научился разглядывать людей через сильное увеличительное стекло, чтобы разглядеть, не кроется ли у них что-то за парадным фасадом." (Из письма Хартманна жене, 1947 год)
Со временем его перевели в лагерь для старших офицеров в Грязовце (Вологодская область), где условия были значительно лучше. Пленные жили в бараках, имели доступ к футбольному полю, реке и даже лагерному кафе. Нормы питания также были выше, что облегчало пребывание в плену.
В лагерях многие немецкие офицеры вступали в антифашистские союзы. Одни искренне пересматривали свои взгляды, другие делали это ради лояльности к администрации. Хартманн выплескивал свою злобу в письмах, категорически отказывался участвовать в подобных объединениях, обзывал таких людей предателями:
"Остальные в основном политические свиньи и предатели... Они называют себя "Antifa". При пристальном рассмотрении они оказываются бывшими врачами СС, лидерами гитлерюгенда, командирами СА и тому подобной швалью. Я не знаю, что русские собираются с ними делать. Вчера они предали нас, а завтра предадут и новых хозяев. Таких людей нужно содержать в аду." (Из письма Хартманна своей жене)
Хотя по части того, что предатель будет предавать всегда гитлеровец прав, в этом пример Власова, кстати показателен.
Когда ему предложили свободу в обмен на службу в ВВС ГДР, он саркастично ответил, что сначала должен спросить разрешения у жены. Советское руководство не оценило его юмор, и он остался в плену. Иногда его пытались запугать, но и это не давало результата:
"...один раз я попал на "особое совещание" – своего рода суд. Но от меня отстали, т.к. я сразу попросил расстрелять меня. Им это не подошло." (Из письма Хартманна жене)
Суд, бунт и освобождение
В итоге Хартманна судили как военного преступника. Его обвиняли в уничтожении пекарни под Смоленском и расстреле сотен мирных жителей под Брянском. Однако эти обвинения не подтвердились, так как пилот никогда не летал в указанных районах. Тем не менее, его приговорили к 25 годам лагерей за "злостное уничтожение социалистической собственности".
Довольно мягкое наказание, учитывая то что творил Хартманн на советской земле.
Позднее его срок увеличился. В Шахтинском лагере он отказался выходить на работу, а затем возглавил бунт пленных! Заключенные захватили охрану, и потребовали международной проверки. Хартманн даже позвонил в штаб в Ростове-на-Дону и на чистом русском языке потребовал комиссию. Однако вместо этого прибыла рота автоматчиков, быстро подавившая восстание:
"Пленные изолировали администрацию и охрану, под шумок вырезали стукачей в своих рядах. Эрих по телефону начальника лагеря позвонил в штаб, в Ростов-на-Дону, и на чистом русском языке потребовал прислать международную комиссию. Прислали роту автоматчиков, которые в два счета подавили мятеж." (Источник: Правда.ру)
За участие в бунте его срок продлили еще на 25 лет. Казалось, что оставшуюся жизнь он проведет в советских лагерях. Однако в 1955 году, по соглашению между СССР и ФРГ, а также по личной просьбе канцлера Аденауэра, Хартманн был освобожден вместе с 14 000 других пленных и увы вернулся в Германию.
На мой взгляд главная проблема с Хартманном заключается не в том, что ему дали слишком мягкое наказание. Очевидно, что гитлеровский лётчик не раскаялся. Он был полон злобы, и отпускать такого явного врага очень опрометчиво: такое решение Хрущева можно смело назвать ошибчным.
Я уверен, что если бы Хартманну дали возможность вернутся в прошлое, он бы делал всё тоже самое. Даже после уничтожения мирового зла в лице рейха, он так ничего и не понял...
Ставьте лайк чтобы поддержать статью👍 и пишите свои мысли в комментариях!