Одна из самых запоминающихся станций московского метрополитена - "Площадь Революции" - является таковой благодаря своим знаменитым скульптурам. Расположенные на всем протяжении станции в специальных нишах они последовательно отражают историю ранних лет советского государства - здесь есть и революционный матрос с наганом, и крестьянин с ружьем, парашютистка и дискоболка, ученые и спортсмены. И хоть по изначальному плану никаких скульптур на станции быть не должно было (о том, почему так, мы рассказывали здесь), по сей день именно скульптуры непременно притягивают к себе взгляды как восторженных гостей столицы, так и вечно спешащих москвичей.
Но задумывались ли вы когда-нибудь, как были сделаны эти скульптуры, кем были люди, подарившие им свою внешность? Как сложилась их судьба?...
В Интернете можно найти довольно много рассказов о том, кто был прообразом или прототипом для скульптур "Площади Революции", но все ли эти сообщения правдивы?.. Мы решили разобраться подробнее и рассказать о тех, кто действительно были моделями при создании знаменитых скульптур, а также о тех, кому молва приписала связь со станцией. Это первая статья из цикла об образах "Площади Революции" и сегодня мы расскажем об одной из первых фигур, бросающихся в глаза при входе на станцию - о революционном матросе с наганом.
Его образ встречает нас в первой же арке и символически соответствует эпохе собственно Революции - известно, что немаловажную роль в тех событиях сыграли именно матросы. Суровый решительный взгляд, напряженное, словно всегда готовое к атаке тело, обмотанная вокруг корпуса пулеметная лента и лишь слегка опущенный пистолет - таким предстает перед нами этот образ. Однако примечателен он не только точностью исполнения и силой производимого впечатления, но и тем, что мы точно знаем, как и с кого он был вылеплен.
Одним из немногих достоверно подтвержденных прототипов скульптур со станции метро Площадь Революции является Алексей Никитенко, ставший моделью для матроса с наганом. Впервые информация о нем появилась в 1945-ом году в журнале «Смена», причем сразу в двух номерах подряд – 23 и 24. Корреспондент газеты писал очерк о капитан-лейтенанте, отличившемся в боях с японцами во время Второй мировой. Статья была проиллюстрирована двумя фотографиями: на одной был изображен сам герой, на другой – скульптура из подземки.
Но как связаны герой войны и метро? Точно ли прототипом матроса со станции был именно он?
До 1941-ого года Матвей Манизер – автор фигур на станции метро «Площадь революции» - жил в Ленинграде, где в 1937-ом году вместе с учениками изготовил скульптуры, которые потом отлили в бронзе и установили на станции. В один из дней ему необходимо было найти модель для скульптуры матроса, которые, как известно, играли большую роль и в революции 1917-ого, и в последовавшей Гражданской войне. Но где найти такого матроса спустя 20 лет после тех судьбоносных событий? Где отыскать человека, образ и внешность которого идеально бы отражала решительность и революционный порыв? И даже если такой матрос найдется, как уговорить его, связанного службой и обязательствами, позировать несколько дней, а то и недель?..
И тогда Манизер нашел необычное решение – он направился в Ленинградское военно-морское училище, где будущих героических матросов было хоть отбавляй. Целый день он просидел в вестибюле училища, всматриваясь в лица курсантов и ища того самого, чья внешность отвечала бы сложившемуся у скульптора образу революционного матроса.
Идеально подходящий кандидат был найден – им стал Алексей Диомидович Никитенко. На следующий день курсант получил приказание начальства явиться в Академию художеств и позировать скульптору. Полгода, как на службу, Никитенко ходил к Манизеру и его ученикам, проводя в студии по 4 часа, увешанный пулеметными лентами и с наганом в руках. Но когда работа была закончена, Алексей даже не увидел скульптуру, а быстрей вернулся к занятиям.
Как сложилась дальнейшая жизнь прототипа скульптуры?
После окончания училища его направили на Дальний Восток, где он за несколько лет дослужился до звания командира корабля. Известно, что Никитенко участвовал в Великой Отечественной и в 33 года был награжден орденом Красного знамени. Во время Фудзинской операции в августе 1945-ого его корабль, входивший в состав Амурской флотилии, поддержал огнем сухопутные войска и разрушил два дота и три казармы противника.
В упомянутой статье 1945-ого года Никитенко признавался, что никогда не был в Москве и не видел скульптуру, прототипом для которой стал, и вообще «после училища ничего, кроме тайги и сопок не видел». В том же номере был опубликован и комментарий самого скульптора. Очевидно, во время работы над скульптурой он проникся симпатией к юному матросу, так как признавался, что помнит Никитенко как «вдумчивого юношу и отличника учебы», и был очень рад узнать о его дальнейшей героической судьбе.
Итак, одну из загадок скульптур «Площади революции» мы разгадали – прототипом матроса с наганом был юный курсант военно-морского училища, будущий герой и орденоносец Алексей Никитенко. В 1937-ом году он был в Петербурге на учебе, позировал Манизеру и его ученикам, для чего специально отпрашивался с занятий, о чем вспоминал потом и сам Алексей, и скульптор. Дальнейшая жизнь Алексея сложилась вполне успешно – всю жизнь он служил на дальневосточном флоте и продвигался по службе.