Найти в Дзене

Какие секреты хранит в себе самая красивая и самая популярная станция московского метро?

Если вы когда-либо бывали в Москве или живете там, то без труда назовете самую красивую, самую запоминающуюся и популярную как у туристов, так и у местных станцию метро. Конечно, это «Площадь Революции». Она притягивает к себе не только потому, что находится в самом центре и выходит практически на Красную площадь, но и благодаря своему уникальному оформлению. Да, речь о знаменитых статуях. Они выглядят буквально как живые люди, навечно замершие в монументальных позах. Но были ли у них прототипы? Кто их создал? И только ли в статуях секрет популярности станции? Мы начинаем серию статей, посвященных станции метро «Площадь Революции» и истории ее знаменитых скульптур. Каждую неделю мы будем пытаться отыскать тех, чья история или внешность послужила вдохновением для скульптора и сохранилась на веки украшением этого подземного дворца. Мы расскажем о том, кем были эти люди, как сложились их жизни и принесло ли позирование им славу или признание. Но первую, вводную статью мы решили посвятить
Оглавление

Если вы когда-либо бывали в Москве или живете там, то без труда назовете самую красивую, самую запоминающуюся и популярную как у туристов, так и у местных станцию метро. Конечно, это «Площадь Революции». Она притягивает к себе не только потому, что находится в самом центре и выходит практически на Красную площадь, но и благодаря своему уникальному оформлению. Да, речь о знаменитых статуях. Они выглядят буквально как живые люди, навечно замершие в монументальных позах. Но были ли у них прототипы? Кто их создал? И только ли в статуях секрет популярности станции?

Мы начинаем серию статей, посвященных станции метро «Площадь Революции» и истории ее знаменитых скульптур. Каждую неделю мы будем пытаться отыскать тех, чья история или внешность послужила вдохновением для скульптора и сохранилась на веки украшением этого подземного дворца. Мы расскажем о том, кем были эти люди, как сложились их жизни и принесло ли позирование им славу или признание.

Но первую, вводную статью мы решили посвятить самой станции, тому, как она создавалась, кем и когда. Как на ней появились статуи, которых изначально по плану там быть не должно, и какие легенды и шутки придумали москвичи, глядя на бронзовые фигуры.

Строительство станции

-2

Первый метрополитен в нашей стране открылся в 1935-ом году в Москве. Это была линия «Сокольники» - «Охотный ряд» с ответвлениями до «Парка культуры» и «Смоленской». Метро сразу завоевало популярность: его использовали не только как средство передвижения, но и как развлечение, возможность посмотреть на техническую новинку. Успех первых станций привел к мысли, что проект надо продолжать, и в том же 1935-ом появились планы построить вторую и третью ветки. Покровская (синяя) линия должна была пройти от Библиотеки имени Ленина до Измайлова и полегать прямо под Красной площадью, но позже от этого проекта отказались, а станцию перенесли к Театральной площади. Так на свет появляется «Площадь Революции».

Алексей Душкин и его реализованные проекты
Алексей Душкин и его реализованные проекты

Архитектором новой станции выбрали молодого Алексея Душкина. В будущем он станет главным архитектором Метростроя, спроектирует станции Маяковская, «Завод имени Сталина» (нынешняя «Автозаводская»), «Новослободская», а также высотку на Красных воротах. А пока в его арсенале проекты нескольких соцгородов, а также станции «Дворец Советов» (нынешняя «Кропоткинская»), во время строительства которой он едва не угодил в тюрьму. И теперь он будет проектировать станцию, которая должна быть открыта к 20-летию главного события в истории СССР – Великого Октября – и носить гордое имя «Площадь Революции».

Никаких статуй

-4

Идея Душкина состояла в том, чтобы запечатлеть "музыку революции как таковой", имея в виду не только Октябрьскую 1917-ого года, но и Великую Французскую. Поэтому в плане архитектора никаких статуй, тем более с птичницами и шахтерами, не было и в помине. По углам арок предполагалось установить бронзовые рельефы с изображениями легендарных революционеров прошлого – Дантона, Робеспьера и других.

"Самой любимой станцией <Душкина> была «Площадь Революции» - вспоминала его жена Тамара. – Алексей Николаевич боролся за свою идею, считая, что фигуры загромоздят пространство". Но молодой еще тогда архитектор не смог выиграть сражение с маститым скульптором: академик Манизер оказался сильней.

Сам Душкин писал, что «средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно.»

Но как же тогда скульптуры вообще появились на станции?

Матвей Манизер
Матвей Манизер

Помните те барельефы в плане Душкина? Заказ на их создание отдали в Ленинград. Так в проекте станции появилось новое лицо – известный скульптор Матвей Манизер. Он-то и настоял на том, чтобы вместо плоских барельефов разместить в углах объемные скульптуры. Против него у Душкина не было шансов – скульптура, наравне с кино считалась тогда главной из искусств, а Манизер уже успел зарекомендовать себя как главный скульптор страны – он был автором памятников Ленину, Сталину и другим важным советским деятелям, например, Кирову и Чапаеву.

Манизер быстро подготовил эскизы 24 статуй и отправил в Москву, где их приняли и поручили отливать в формы. Но тут Душкин, до конца стоявший против статуй на его станции, решил схитрить – он предложил сделать статуи из гипса, надеясь, что долго они не простоят. Предложение приняли и на момент открытия станции для первых лиц все скульптуры были еще белого цвета. Точку в споре поставил, как это часто бывало, Сталин. Осматривая станцию, он восхищался скульптурами и всё повторял: «Как живые, как живые!». Разумеется, статуи тут же решено было отлить уже в бронзе.

Символика станции

-6

Чем же так понравились Сталину эти скульптуры? А тем, что в них наглядно отражалось героическое прошлое и прекрасное настоящее нового советского государства - счастливой страны, где все равны и всего хватает. Скульптуры расположились в хронологическом порядке в полном соответствии с принятой тогда концепцией истории: сначала «героический период гражданской войны» (рабочий с гранатой и солдат с бантом), потом «Великий перелом» (крестьянин, матрос с наганом, пограничник с собакой и девушка-парашютистка), за ним – «Первая пятилетка», стоявшая на индустриализации, коллективизации и культурной революции (шахтер-стахановец, инженер, птичница, дискоболка и футболист). Любопытно, правда, что привычной в советских нарративах «дружбы народов» в скульптурах еще не прослеживается, все лица подчеркнуто славянской национальности, нет даже родных вождю грузин. «Народы СССР» появятся в массовой советской культуре несколько позже.

Неоднозначно сейчас смотрится и происхождение материалов для станции. Камень для облицовки московских станций брался из уничтоженных городских церквей, возможно, что и из остатков Храма Христа Спасителя, а скульптуры отлиты из сорванных церковных колоколов.

-7

Да и само положение скульптур – из-за небольших размеров арки все фигуры пришлось делать либо сидящими, либо вставшими на одно колено – критиковалось профессионалами и высмеивалось простыми людьми. Ходил даже анекдот, что раз фигуры отражают образ советского народа, то «он весь или сидит, или стоит на коленях».

Немного цифр

-8
  • Станция метро «Площадь Революции» открылась для пассажиров 13 марта 1938-ого года.
  • Всего на станции было 80 скульптур – по 2 в каждой из сорока арок, причем каждая повторяется по четыре раза. Сейчас несколько арочных проходов замуровали и фигур осталось 76.
  • Станция «Площадь Революции» - глубокого заложения. До поверхности земли со станции 34 метра.
  • В 1941-ом году статуи были эвакуированы в Среднюю Азию и возвращены в 1944-ом.
-9

Такой путь прошла станция «Площадь Революции», чтобы стать такой, какой мы привыкли ее видеть сегодня. Хоть изначально на ней и не должно было быть статуй, трудно отрицать, что сейчас именно они притягивают все внимание и становятся доминантой станции. Поэтому мы решили рассказать больше именно о них – о статуях и моделях, с которых их отливали.

Это была первая статья из длинного цикла об образах «Площади Революции». Подписывайтесь, чтобы не пропустить рассказ о том, с кого лепили революционного матроса, есть ли на станции Стаханов, и как сложилась жизнь студентки, башмачок которой по московской легенде дарует счастье в любви!