Рим! Италия поразила Анжелику в самое сердце. Словно оказавшись в другом мире, девушка познавала его по новому, по новому училась жить. Улыбчивые прохожие первое время смущали ее, не привыкшую к столь явному проявлению дружелюбия и открытости. Здесь к ней мог подойти любой человек и просто так, без повода, завести непринужденный разговор. А природа! "Это какое-то чудо!" - то и дело ловила себя на мысли Анжелика. В то же время Рим представлял собой необычайный контраст между старыми пуританскими нравами, и отчаянным духом свободы, царившим среди молодежи.
Едва заселившись в заранее подобранную Еленой комнату, неподалеку от церкви Санта Мария Маджоре, Анжелика выразила желание посетить университет. Девушка очень боялась, что ее не примут, хотя Елена уверяла, что дело уже улажено. На подходе она заметила нескольких девушек, которых к зданию провожали дамы постарше, с серьезными лицами.
-Дуэньи? - удивленно спросила Анжелика.
Елена рассмеялась.
-Ты угадала! Но вот посмотришь, что вытворяют эти девицы, когда исчезают с глаз своих спутниц!
Действительно, внутрь дуэньи не заходили. Проследив, что их подопечные находятся под защитой стен "Альма-матер", они спешили по своим делам, чтобы в назначенный час вернуться и сопроводить девушку домой. Однако, эти скромные на вид дочери богатейших людей Рима и других уголков Италии, избавившись от надзора, мгновенно преображались. Распускались по плечам упрятанные до времени под шляпку или платок волосы, кокетливо расстегивался тугой ворот, обнажая нежную шею, загорались лихорадочным огнем глазки и вот уже под куполом храма науки звучит звонкий, девичий смех, освобожденный от оков традиций и пуританского воспитания.
Следуя по длинным коридорам к профессорской, где находилась и приемная, Анжелика без труда различала студентов и преподавателей, которые вели себя совершенно иначе по отношению друг к друг, чем студенты и преподавателе в Брюсселе. Студенты и не думали почтительно останаливаться, уступая дорогу профессору или лектору, а лишь мимоходом кивали им головой. А кое-кто даже не стеснялся остановить преподавателя, подняв руку, чтобы привлечь к себе внимание и крича на весь коридор: "Профессор! Я хотел у вас спросить...!" В Брюсселе такое поведение сочли бы не уважительным. Если вам требовалось что-то спросить, надо было постараться найти преподавателя в кабинете и уточнить удобное для разговора время.
-Ну вот наконец и наша цель! - сказала Елена, останавливаясь перед дверью, на которой висела табличка с именем: "Антонио Лабриола".
Она постучала и, не дожидаясь ответа, приоткрыла дверь и просунула голову в образовавшуюся щель.
-Профессор, к вам можно?- прокричала Елена внутрь.
-О, сеньора Пентуси! Милости прошу! - послышался изнутри энергичный мужской голос.
Елена шире распахнула дверь и, взяв Анжелику за руку, потянула за собой.
Профессор Лабриола оказался мужчиной, перешагнувшим сорокалетний рубеж, но сумевшим сохранить достаточно спортивную фигуру, а также задорный блеск в темных глазах. Успевшие появиться вокруг глаз и рта морщины, нисколько не портили его внешний вид, а наоборот, придавали ему некий шарм.
-Итак, прекрасная Елена, чем обязан? Вы ведь не частый гость в этих стенах! - заговорил профессор, обращаясь к Елене, с которой был видно давно и хорошо знаком.
-Я привела к вам протеже нашей Розы!
-Протеже сеньориты Люксембург?! - шутливо переспросил Антонио, разглядывая Анжелику, слегка прищурив глаза.
-Хорошо, что Роза не слышит вас, Антонио! - рассмеялась Елена, - Вы же знаете, она терпеть не может это обращение!
-О да! - довольно согласился профессор, - Сеньорита Роза большая оригиналка! Надеюсь вы не обидитесь на такое обращение, сеньорита, как вас по имени?
Профессор уже обращался к Анжелике и она не смогла сдержать улыбку.
-Анжелика! - представилась она, - Сеньора Анжелика!
-Значит вы замужем! - констатировал профессор, - Я запомню сей факт, сеньора!
Он шутливо поклонился.
-Сеньор Лабриола! - Елена снова перетянула внимание профессора на себя, - Анжелика страстно желает учиться именно в нашем университете и для ее спокойствия, я прошу заверить нас, что проблем не будет! Она даже чемодан не распаковала, настолько тянется к знаниям!
-Это похвально! - ответил Лабриола, - Вам бы Елена не помешало взять с сеньоры Анжелики пример!
-Мне уже поздно! - продолжала шутить Елена, - Ну так как, сможете вы нас успокоить!
-Думаю, что такие студенты нам нужны! Жду вас на своих лекциях! - Лабриола поклонился Анжелике, - По пути занесите документы в секретарскую, скажите, что я распорядился!
Так легко и просто Анжелика оказалась студенткой римского университета. Скоро ее завертела совсем другая жизнь.
Анжелика быстро адаптировалась на новом месте, в университете чувствовала себя, как рыба в воде. Она посещала лекции Лабриолы, Елена знакомила ее с самыми ярыми социалистами Италии, и жизнь казалась наполнена смыслом.
Профессором девушка восхищалась. Его слова, произнесенные с искренностью человека, готового на все ради отстаивания идей, находили отклик в ее пылком сердце, и порой Анжелике казалось, что она даже немного влюблена в Лабриолу, несмотря на разницу в возрасте.
Однажды на лекции профессор сказал какую-то фразу на немецком и многие студенты не поняли его.
-Кто может перевести? - спросил Лабриола.
-Я могу! - сказала Анжелика, которая за время проведенное в Риме, немного раскрепостилась и обрела уверенность в себе.
-Верно! - похвалил ее Лабриола, - А это?
Он заговорил на английском. Кто-то понял несколько слов, кто-то просто не решился ответить и снова перевела Анжелика.
-Я вижу перед нами знаток языков! - похвалил ее Лабриола, - Можете сказать последнюю фразу на еще каких либо языках?
Анжелика повторила сначала на французском, а потом, лукаво улыбнувшись, на русском.
В аудитории раздались аплодисменты.
-Я попрошу вам, сеньора Балабанова, подойти ко мне после занятий! Думаю у меня есть для вас дело! - он запомнил, что она представилась замужней.
После лекции Лабриола провел заинтригованную Анжелику в свой кабинет, усадил в кресло и заговорил:
-Понимаете, я пишу тексты лекций для других социалистов, чтобы наши идеи распространялись по всей Европе. И мне очень нужен помощник для перевода моих слов на другие языки! Может вы согласитесь мне в этом помочь?
-Непременно и с удовольствием! - ответила Анжелика.
-Правда я не могу предложить вам много за работу...- замялся Лабриола.
-Ради нашего дела я готова трудиться без оплаты! - горячо ответила девушка.
-О, я вижу перед собой истинного борца за наше дело! - похвалил ее Лабриола, - Тогда завтра же приступим к работе!
Полетели дни. Работать с Лабриолой было чрезвычайно интересно, правда Анжелика очень уставала, записывая за ним его мысли, а потом переводила их на несколько языков и записывала переводы, иногда в нескольких экземплярах. Она делала это дома, урывая время от отдыха и сна, но мысль, что она приносит пользу, придавала ей сил.
Помимо этой работы, Анжелика продолжала посещать партийные собрания вместе с Еленой и ей, наивной еще девушке, казалось, что до воплощения их идеалов остается сделать один только шаг...
Первые сомнения закрались в сердце, когда Лабриола, однажды, пригласил ее к себе домой, чтобы передать некоторые свои наброски для перевода и похвалиться сочинениями Карла Маркса, которые хранил как реликвии.
Вид жилища профессора неприятно поразил Анжелику. В своем воображении, она представляла, что Лабриола ведет аскетичный образ жизни, подобный тому, к которому он призывал на лекциях, что его жилье похоже на ее съемную комнату, в которой было лишь самое необходимое. Однако, квартира профессора, состоящая из пяти больших комнат, гостиной, имевшей выход на обширную террасу, никах не соответствовал образу человека, живущего ради блага других.
В своих лекциях, Лабриола всячески порицал капиталистическое общество, жажду наживы и собственничество, призывал отказываться от наследства и жить лишь заработанным собственным трудом. И Анжелика считала, не без основания, что она следует верным путем. Но в этом доме явно не отказывали себе в различных благах, доступных отнюдь не бедным слоям общества и вряд ли такой уровень жизни можно было поддерживать живя лишь на профессорский оклад.
Конечно, воспитание не позволило Анжелике высказать свои мысли в слух. Она послушно проследовала за профессором в его кабинет, где на полке, покрытой красным сукном, стояли тома сочинений Карла Маркса. "Как иконостас!" - подумала Анжелика, вспомнив красные углы в жилищах крестьян.
-Вы должны притронуться к этим книгам, сеньора! - призывал ее Лабриола и еще несколько минут назад она прониклась бы его запалом, но наваждение уже прошло.
Профессор оказался простым человеком, с теми же слабостями и недостатками, которые были в избытке и у других, и другим были простительны. Рухнувшему с пьедестала кумиру, простить эти слабости Анжелика не смогла. Но окончательное разочарование она испытала, когда налюбовавшись работами Маркса, Лабриола показал ей каменный бюст, стоящий на постаменте особняком. Это был бюст молодой женщины, с острым, но аккуратным носом, вьющимися волосами и миндалевидными глазами.
-Как вам? Это же произведение искусства! - Лабриола говорил так, словно был на лекции и убеждал студентов, - Вы вероятно гадаете кто эта красавица? И не пытайтесь, вам это не удастся!
-И кто же это? - спросила Анжелика из вежливости, тусклым голосом. Ей хотелось поскорее уйти и обдумать увиденное, прежде чем делать окончательные выводы.
-Это моя дочь, Тереза! И поверьте, скульптору не удалось в точности передать ее красоту, хоть заказ и стоил мне больших денег!
Девушка не верила своим ушам. Человек, с нетерпением относившийся к чужим слабостям, критиковавший чувственность, обвинявший людей в потакании собственным прихотям, на поверку оказался и сам далеко не без изъяна.
-Знаешь, я наверное не стану больше работать с Лабриолой! - сказала Анжелика Елене при встрече.
-Что такое, он и тебя урезает плату? - спросила Елена.
-Но он не платит мне...
-Ты что Анжелика, хочешь сказать, что работаешь бесплатно?! Но ведь в университете есть ставка переводчика! Прошлый переводчик ушел, возмутившись, что работать приходится гораздо больше, чем платят!
-Но он сказал мне, что это ради нашего дела... Впрочем я сама такое предложила!
Анжелика чувствовала себя обманутой и грязной. Впервые она поняла, что нельзя слепо верить всем людям. Это было первое, но далеко не последнее и не самое страшное разочарование...
Дорогие подписчики! Если вам нравится канал, расскажите о нем друзьям и знакомым! Это поможет каналу развиваться и держаться на плаву!
Поддержать автора можно донатом на карты:
Сбербанк: 2202 2002 5401 8268
Тбанк: 2200 7001 1281 4008
Юмани карта: 2204120116170354 (без комиссии через мобильное приложение)