Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Девушка с иглoй” (2024, Pigen med nålen): Лицo бoли

Оглавление

*англоязычное название The Girl with the Needle

Осторожно, в тексте есть спойлеры

Драма “Девушка с иглой” Магнуса фон Хорна (Magnus von Horn) – участница официальной программы Каннского кинофестиваля 2024 года и третий полнометражный фильм режиссёра (после “Красотки” (2020) и “Будущей жизни” (2015).

В своём дебютном фильме “Будущая жизнь” фон Хорн размышлял о том, легко ли/возможно ли начать новую жизнь, когда окружающие всеми силами доказывают обратное, во втором фильме об инстаграм-блогере “Красотка” он подумал об одиночестве и к чему приводит желание обрести свою пару, то есть, как именно информация преломляется у оппонента в сознании, а в третьем он обратился к реальной истории детоубийцы, которая имела место в Дании в 1900х годах ХХ века.

На пресс-конференции в Каннах фон Хорн рассказывал, что сначала думал сделать фильм ужасов из истории о Дагмаре Овербю, которую в Дании в общих чертах знает большинство людей. Но, чем больше он размышлял о своём будущем фильме, тем большим количеством деталей он обрастал, и это стало историей о людях, превратившись в драму.

Драма “Девушка с иглой” получила номинацию на Oscar 2025 в категории “Лучший фильм на иностранном языке”.

постер к драме "Девушка с иглой" (2024), режиссёр Магнус фон Хорн
постер к драме "Девушка с иглой" (2024), режиссёр Магнус фон Хорн

Сюжет

События развиваются после окончания Первой мировой войны. Копенгаген. Каролина Нильсен (в исполнении Виктории Кармен Сонн) работает швеёй на фабрике Kitzler. От её мужа Петера уже год нет вестей. Из квартиры её выселили за неуплату, а одобрение на выплату вдовьего пособия она получить не может, потому что Петер не числится в списках погибших.

Каролина хватается за шанс заново наладить жизнь. Понимая, что директор фабрики Йорген (в исполнении Хоакима Фьелструпа) к ней неравнодушен, она вступает с ним в отношения, у них завязывается роман, который вполне может перейти к свадьбе. Когда Каролина понимает, что беременна, она сама спрашивает, женится ли на ней Йорген. Он соглашается и приводит невесту в дом для знакомства с матерью. Это становится концом отношений Йоргена и Каролины, а заодно и разрушением иллюзий на новую светлую жизнь (причём для обеих сторон).

Каролина пытается избавиться от ребёнка с помощью большой толстой иглы в общественной бане, но её останавливает Дагмара Овербю (в исполнении Трине Дюрхольм), хозяйка кондитерского магазинчика. Дагмара предлагает услугу – за определённую плату она сможет отдать младенца в обеспеченную семью.

После родов Каролина на следующий день отдаёт свою дочь Дагмаре. Но ей хочется видеть своего ребёнка, потому она возвращается. Слишком поздно, ребёнка уже нет в кондитерской. По словам Дагмары, она отдала его в хорошую семью, “готовую творить добро”.

Каролина попросила дать ей работу, чтобы помогать с младенцами, ожидающими усыновления. Она не знала правды о работе Дагмары.

Каким получился фильм

Фильм снят в чёрно-белом цвете, который лучше всего подчёркивает всё происходящее. История не подводит к морали, не пытается научить чему-то. Лаконичное цветовое сочетание даёт понимание того, что сложившаяся ситуация в обществе, напряжение и опустошение после войны не могут сделать людей счастливыми, среди них последствия сказываются лучше всего. Мир становится для них чёрно-белым. Известие об окончании войны они получили (это – белый), только на качество их жизни это положительно не повлияло, они по-прежнему боятся будущего (это – чёрный).

Цветовая палитра выделяет холодность и жестокость, в которой находятся люди в целом, не только главная героиня истории Каролина Нильсен. Да, несмотря на то, что в основу сценария легла реальная история Дагмары Овербю, сама она тут является второстепенным персонажем, который становится символом шокирующей правды, являющейся неотъемлемой частью общества. Правды, о которой все боятся говорить, признавать и сознавать, что она – часть самих себя. Правда заключается в страхе и бессилии перед будущим, толкающих на безумный отчаянный поступок.

Дагмара берёт на себя роль мученицы-спасительницы. В своей прощальной речи на суде она бросает обвинение в толпу, чем самым связывает себя с теми женщинами, чьих детей она забирала якобы для определения в богатые семьи. Отчасти она делает их своими соучастницами: “Что им оставалось?! Никто не верит, что плод их позора получит любящего доктора в отцы и уважаемую даму в матери. Я сделала, что должна была. Я сделала то, что вы боялись. И сейчас боитесь признавать”.

Этот фильм силён тем, что, отодвинув преступницу на второй план, он шаг за шагом рассказал историю простой девушки, которую обстоятельства привели к кондитерской Дагмары. То есть это верно выбранный ракурс для раскрытия проблемы. И дело не в том, что я пытаюсь снять обвинения с Дагмары Овербю (нет), я поняла, что своим фильмом Магнус фон Хорн очередной раз показал последствия войны. Он показал измученное запуганное общество, потерявшее достоинство и веру в хорошее. Оно выживает, как может, потому что о нём больше никто не заботится (женщины, оказавшиеся в ситуации с внебрачной беременностью, тоже относятся к категории беззащитных). Но, если взять эту безумицу, то тогда ситуация ещё страшнее. Она действительно страшна. Настоящая Овербю подозревалась в убийстве 26 младенцев и была осуждена за убийство восьмерых. Причина её деяний стояла на желании заработать – она брала деньги у выживших из ума матерей, которые верили её словам, что она найдёт благополучную семью для их детей.

Внезапно вернувшийся муж Каролины Петер Нильсен теперь выглядит устрашающе – ему, “Отродью войны”, приходится скрывать лицо маской. С таким лицом он может работать только в цирке-варьете, где над ним будут смеяться и издеваться. Только в таком месте несчастные запуганные люди, только на фоне изувеченного войной человека они могут быть смелее и сильнее хотя бы в своих глазах. Этот цирк в фильме является символом “Лица боли” (именно так конферансье называет лицо Петера).

В то же время кондитерский магазинчик Дагмары во вселенной фильма является иллюзией на спасение. Здесь внушают фальшивую истину, что “ты поступила правильно” и малыш уйдёт к “людям, готовым творить добро”. Отчаявшаяся Каролина вступает в странные отношения с Дагмарой. Эти отношения сами по себе являются отчётливым отражением сломленных человеческих душ. Бесконечно сталкиваясь с разочарованиями и лишениями, люди цепляются за любое подобие семьи и дружбы.

Это работает в обе стороны – и для Дагмары, и для Каролины. Каролина сначала считала себя вдовой, потом лишилась богатого поклонника, кто оказался полностью зависимым от своей властной матери. Фактически баронесса-мать посадила Йоргена на иглу своего одобрения и финансового обеспечения, превратив его в недееспособного человека без её решений. Потом вернулся изуродованный Петер, годный только для цирка. И фигура Дагмары стала сияющим спасительным маяком для Каролины в череде её разочарований. А Дагмара, видя тянущуюся к ней Каролину, могла воспринять это подобием любви – кто-то увидел в ней хорошего человека и не захотел покидать. То, что Дагмара постоянно пьёт эфир, чтобы успокоить нервы, выдаёт в ней переживания и минимально очеловечивает образ. И Дагмара является лучшей, чем Петер, иллюстрацией “Лица боли”.

С горьким сарказмом, насмешливо окрашенным в белый цвет, фильм показывает, что мир пытается выглядеть как кондитерский магазин. Но это только вид издалека. На самом деле, под видом конфет в нём большой выбор лицемерия, боли, жестокости. Выражаясь языком этого фильма, чем ближе подбираешься к этой кондитерской лавке, тем лучше видно “лицо боли”. В открывающей сцене трансформирующиеся одно в другое лица явственно намекают на это.

Интересный факт

*Магнус фон Хорн и его соавтор сценария Лине Лангбек Кнудсен (Line Langebek Knudsen) провели обширное исследование для написания сценария. Они получили доступ в Национальный датский архив, где изучили 122-страничную стенограмму судебного разбирательства по делу Дагмары Овербю, они смотрели фотографии печи, в которой полиция обнаружила кости младенцев, которых она сжигала. Эти фотографии послужили основой для создания фильма.

Помимо дела Дагмары, фон Хорна и Лангбек Кнудсен интересовали подробности послевоенного времени, в котором появилась такая женщина как Дагмара. Копенгаген в те годы был переполнен людьми, и они могли легко исчезнуть, никому не было дела до того, что происходило, даже если они видели что-то подозрительное, проплывающее по реке или выброшенное в мусорную корзину.

Потом Дания ввела систему идентификации своих граждан по номерам. Их исчезновения после этого не могли пройти бесследно.

*В фильме Дагмара Овербю намного старше реальной. Актрисе Трине Дюрхольм, которая исполнила роль детоубийцы, 52 года, а настоящей Овербю было за 30. Она была заядлой лгуньей и менее организованной, чем в исполнении Дюрхольм. Точно отображённым фактом является большое количество выкидышей, которые пережила Дагмара. Она говорит, что первого ребёнка она рожала одна и пуповину перегрызла зубами, а остальные пятеро детей у неё родились мёртвыми.

*По данным The Copenhagen Post от 2016 года, датские власти полагают, что Овербю начала свою деятельность с убийства собственного ребёнка. Однако доказательств, подтверждающих это, недостаточно. Но известно, что в 1915 году Овербю приехала в Копенгаген и открыла своё так называемое агентство по незаконному усыновлению. В течение многих лет она принимала детей из бедных семей, рождённых женщинами, которых общество избегало из-за того, что они забеременели вне брака. В условиях, когда не существовало такого понятия, как репродуктивные права, отдать своего ребёнка неизвестному человеку в надежде, что его приютят обеспеченные семьи, казалось совсем не плохим решением.

*Настоящая Каролина Агенсен не сразу обратилась к Овербю. В 1920 году она разместила объявление в местной газете о поиске дома для своей новорожденной дочери. Это объявление прочитала Дагмара Овербю, приехала к Каролине и пообещала, что найдёт дом для ребёнка. Каролина заплатила за услугу 200 крон. На следующий день девушка пожалела о своём решении и попросила Овербю вернуть дочь. По утверждению женщины, ребёнок уже был пристроен, но она не хотела говорить, в какую семью, она убедила Каролину, что потеряла информацию.

*Овербю была приговорена к смертной казни 3 марта 1921 года, став первой женщиной, получившей такой приговор в Дании с 1860-х годов. Король Кристиан X позже заменил приговор на пожизненное заключение. Овербю последние два года жизни провела в сумасшедшем доме, там она и умерла в 1929 году.