Найти в Дзене

Снегурочка: от фольклора до новогоднего символа

Белокурая девушка в белоснежной шубе длиною до пола, постоянная спутница и помощница Деда Мороза, по совместительству, его любимая внучка. Пожалуй, каждый уже догадался, о ком идёт речь, ведь Снегурочка – хорошо знакомый нам с детства персонаж.

Между тем, характерные внешность и темперамент Снегурочка приобретает лишь во второй половине XX века. Образ главной героини новогоднего праздника генетически связан с персонажем русских сказок – девушкой, слепленной из снега бездетными стариком и старухой. Правда, сейчас эта связь все менее очевидна, ведь фольклорная Снегурочка кардинально отличается от романтичной героини из пьесы А. Н. Островского и оперы Н. А. Римского-Корсакова и, тем более, от советской Снегурочки – задорной, но воспитанной и послушной внучки Деда Мороза. В этой статье мы с вами проследим, как менялся внешний облик и характер «снежной девушки».

Истоки образа следует искать в народных сказках. В настоящее время известно несколько десятков различных историй о Снегурочке, но все они строятся по одной из четырех сюжетных линий.

Наиболее часто встречаются сказки, в которых рассказывается как бездетные муж с женой (старики, Иван и Марья) лепят из снега девочку, она оживает, а летом идет с подружками в лес и тает. Ряд сказок отличается окончанием: в лесу Снегурочку убивают подруги; они же зарывают тело под сосной. На могиле девушки вырастает дудка, которая играет песню об истории убийства. Затем из дудочки появляется вновь ожившая Снегурочка. Встречается и другой вариант развития этого сюжета: на месте погребения главной героини вырастают цветы. В третьей версии сказки девушка пошла с подружками (иногда и одна) в лес, где она или заблудилась, или была похищена медведем или бабой-ягой. На помощь девушке приходят звери: бычок или лиса. Четвертый сюжет – самый редкий. Снегурочку, отправившуюся в лес, похищает старик (или медведь): он сажает девочку в сумку и заставляет ее петь песни и рассказывать сказки. Злодей проситься переночевать у родителей девушки, которым показывает свою удивительную сумку, умеющую рассказывать сказки, но супруги узнают голос дочери и освобождают ее.

Впервые фольклорный текст был опубликован членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии Наук, украинским и русский филологом, фольклористом, М. А. Максимовичем в 1840 году в альманахе «Киевлянин». Это была подлинная сказка, которую Михаил Александрович лично «слышал в Москве, и пересказал ее <…> не прибавив ничего к ее содержанию и сохранив многие выражения подлинника, сколько мог их припомнить». Сказка рассказывает историю о Снегурочке, слепленной Иваном да Марьей: в Иванов День девки из села собрались вместе и, взяв с собой Снегурку, отправились на гулянье в рощу. «Там они вили себе венки, вязали пучки из цветов, и распевали свои заунывно-веселые песни». Когда же закатилось солнце, девки зажгли костер и «поскакали через огонь». «Вдруг что-то позади их зашумело и простонало жалобно: Ау!... Оглянулись они в испуге: нет никого. – Смотрят друг на дружку, и не видят между собою Снегурки». Так и растаяла снежная девочка.

К сказкам о Снегурочке обращались и видные литераторы, писатели, исследователи русской истории и культуры: они создавали новую историю на основе народного сюжета. В начале 1860-х годов выходят в свет вольные переложения народной сказки В. И. Даля и Г. П. Данилевского. В. И. Даль дополняет народный текст (вариант, где Снегурочка пошла с подружками в лес и заблудилась, а на помощь к ней пришли звери) колыбельными песнями, вводит нового героя – верную помощницу, собачку Жучку. Написанная в виде стихотворения сказка Г. П. Данилевского имеет аналогичный со «Снегуркой» М. А. Максимовича сюжет, но автор добавляет новых персонажей и впервые изображает повзрослевшую Снегурочку «пышною невестой». Идея показать Снегурочку девушкой, к которой противоположный пол проявляет особый интерес, впоследствии получит развитие у А. Н. Островского. Драматург задумывает написать собственную версию «Снегурочки» в конце 1860-х гг. Источником его вдохновения становится труд А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», в котором приводятся не только сказки о Снегурочке, но и их толкование.

Являясь последователем мифологической школы, А. Н. Афанасьев стремился включить Снегурочку в реконструируемую им славянскую мифологическую систему. Он утверждал , что в сказках о Снегурочке слышится «отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега».

«Снегурка есть прекрасная облачная или водяная дева – воплощение дождевой влаги, несущейся в легком, ярко озаренном солнечными лучами облаке на быстрых крыльях ветра».

Уже в начале XX века мифологическая школа и ее последователи подверглись серьезной критике. В настоящее время принято считать взгляды Афанасьева ошибочными. А. Л. Топорков в работе «Теория мифа в русской филологической науке XIX века» иронично замечает, что Афанасьев «не столько реконструировал древнюю мифологию, сколько завершал ее строительство, прерванное введением христианства». Тем не менее, во второй половине XIX века подобные взгляды были очень популярны.

Мифологическая теория о мировоззрении славян произвела огромное впечатление и на интересовавшегося отечественной историей и культурой А. Н. Островского. Считается, что именно после знакомства со второй частью трилогии Афанасьева, где и были опубликованы различные сказки о Снегурочке, драматург решает однажды написать собственную версию истории (1868 год).

К воплощению задуманного А. Н. Островский приступает лишь через несколько лет. В 1873 году Комиссия управления императорскими московскими театрами заказывает у Островского спектакль-феерию, в котором участвовали бы все три труппы Большого театра: драматическая, оперная и балетная. Тогда Александр Николаевич, вспомнив о народных сказках, приступает к написанию масштабного произведения, в котором должны были соединиться историческое начало, «поэтическая фантастика», художественность, «глубокое лирико-философское содержание». Написание музыки к спектаклю было поручено П. И. Чайковскому.

В сказке Островского Снегурочка проводит свое детство в глухой лесной чаще, но повзрослев, приходит к людям, в «Берендеево царство». Здесь она впервые узнает чувство любви, но сердце ее не выдерживает этих переживаний. «Люблю и таю, таю… От сладких чувств любви!», – восклицает Снегурочка и погибает.

Василий Перов. Тающая Снегурочка. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Василий Перов. Тающая Снегурочка. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея

В пьесе А. Н. Островского образ Снегурочки приобретает романтические черты: «снежная девочка» превращается в юную прекрасную девушку, дочь Мороза и Весны. Островский перерабатывает и наполняет новым смыслом сюжет народной сказки, вводит в пьесу дополнительные сюжетные линии и новых персонажей. Писатель включает в сказку различные мифы и предания, литературно обработанные народные песни и плачи.

Некоторые из них писатель мог слышать или даже видеть лично, в пределах своего имения в Костромской губернии, купленного им совместно с братьями в 1867 году. Предположить это возможно на основании, например, труда А. В. Терещенко «Быт русского народа». В пятой части издания мы встречаем сведения о том, что здесь еще в середине XIX в. сохранялись некоторые элементы языческого культа. Местные жители «отправляли еще погребение в честь Ярилы», а всесвятское заговенье и гулянья, связанные с ним, называли «Яриловыми». На то, что «заинтересоваться культом Ярилы, ознакомиться с некоторыми обрядностями этого культа и задумать их поэтическую обработку» Островский мог не только под влиянием трудов исследователей русского быта и фольклора, но и «непосредственно, по впечатлениям жизни», указывает в своей статье «Генезис «Снегурочки» Островского» и русский филолог, литературный критик Ф. Д. Батюшков.

В 1856 году Островский отправляется в путешествие по Волге: здесь он продолжает узнавать культуру и быт русского народа. Путешествие это было широкомасштабной экспедицией, проводившаяся в соответствии с программой Морского министерства. В ней приняли участие многие видные исследователи, литераторы, общественные деятели (среди них были и известный этнограф С. В. Максимов, и упоминавшийся ранее Г. П. Данилевский), предпринявшие обследование не только Волжского региона, но и побережья Каспийского и Белого морей. Под впечатлениями, полученными от поездки, драматург задумал цикл пьес, в том числе «Грозу» и «Воеводу» («Сон на Волге»). За время экспедиции (1856 – 1857 гг.) Островским были собраны значительные материалы и для ряда других произведений («На бойком месте», «Бесприданница»). Ф. Д. Батюшков полагает, что в этой поездке писатель мог впервые услышать мистические истории о берендеях (ведь он побывал и в окрестностях Берендеева болота).

Языческие образы в своем произведении А. Н. Островский развивает и под влиянием толкования фольклора А. Н. Афанасьева: в пьесе вполне четко прослеживается трактовка образа Снегурочки как антропоморфного воплощения воды, тумана, дождя. Пьеса открывается монологом Весны, во время которого все вокруг застилает собою туман. Туман появляется и в последней сцене драмы, когда на вершине горы показывается Ярило.

Остается открытым вопрос, почему Снегурочка Островского является дочерью Мороза и Весны. Возможно, что драматург сделал отцом Снегурочки Мороза, потому как она сделана из снега, а матерью Весну, потому что рождается «снежная девочка» на рубеже зимы и весны, и взросление ее происходит весной. Но в этой связи весьма интересным кажется то, что в некоторых восточнославянских песнях встречается упоминание о дочери Весны. Притом, нет ни одного указания на то, что ею является Снегурочка, напротив, например, в белорусских фольклорных текстах дочь Весны именуют Марьяночкой, а в малороссийских – Паняночкой, Дунькой. Что же касается Мороза, то, в некоторых сказках он выступает в роли жениха. Злая мачеха, задумавшая избавится от нелюбимой падчерицы, оставив ее в лесу замерзать, говорит мужу: «Старик, увези Марфутку к жениху <…> знаешь, прямо к той большой сосне, что на пригорке стоит, и тут отдай Марфутку за Морозка». Обращаясь к расплакавшейся девке, старуха восклицает: «Ну, что тут нюни-то распустила! Ведь жених-то красавец и богач!».

Иван Билибин. Морозко и падчерица. Иллюстрация к сказке «Морозко» для сборника «Сказки русской бабушки». 1932 г. Русский музей
Иван Билибин. Морозко и падчерица. Иллюстрация к сказке «Морозко» для сборника «Сказки русской бабушки». 1932 г. Русский музей

Конечно, точно сказать, знал ли этот материал Островский, невозможно. Во всяком случае, поженив Мороза и Весну и сделав Снегурочку их дочкой, он не нарушил народной традиции, в которой и так было представление о том, что Мороз – жених, а Весна – мать.

Произведение Островского многие современники не поняли. Не получило популярности и музыкальное сопровождение П. И. Чайковского. Литературный образ Снегурочки окончательно был усвоен русской культурой только к началу XX века. Этому способствовала оперная постановка пьесы, выполненная Н. А. Римским-Корсаковым.

Композитор известен своим интересом к народной культуре и русской истории. Опера Снегурочка (1881) становится одним из первых его произведений, основанных на народных мотивах. В основу оперы текст сказки Островского лег почти без изменений, лишь с необходимыми сокращениями: и образ Снегурочки в либретто к опере тождественен с образом, который рисует Островский.

С пьесой Александра Николаевича Римский-Корсаков познакомился в первой половине 1870-х гг., когда она только была издана. Первоначально сказка не произвела большого впечатления на композитора. Через несколько лет мнение его меняется:

«В зиму 1879-80 годов я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более влюбленным в сказку Островского»

Работа шла очень быстро: опера была написана за несколько летних месяцев 1880-го года. Первая постановка состоялась в феврале 1882 года.

В конце XIX – начале XX века образ Снегурочки продолжал развиваться под влиянием сценического образа главной героини оперы. Так как действие в сказке А. Н. Островского и опере Римского-Корсакова происходит в теплое время года, на эскизах Снегурочка первоначально изображалась в русском сарафане с девичьей повязкой.

Коровин К.А. Эскиз костюма Снегурочки к опере «Снегурочка (Весенняя сказка)» Парижской частной оперы М.Н. Кузнецовой. 1929 г. Из фондов СПБГМТМИ
Коровин К.А. Эскиз костюма Снегурочки к опере «Снегурочка (Весенняя сказка)» Парижской частной оперы М.Н. Кузнецовой. 1929 г. Из фондов СПБГМТМИ
Васнецов В. Снегурочка. Эскиз к одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова. 1885 г. Государственная Третьяковская галерея
Васнецов В. Снегурочка. Эскиз к одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова. 1885 г. Государственная Третьяковская галерея

Только через некоторое время белая парчовая шубка с меховой оторочкой и такая же шапка становятся ее канонической одеждой.

Васнецов В. Снегурочка. 1899 г. Государственная Третьяковская галерея
Васнецов В. Снегурочка. 1899 г. Государственная Третьяковская галерея
Врубель М. Снегурочка. Эскиз костюма к постановке оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» на сцене Московской частной оперы. 1900-е гг. Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина
Врубель М. Снегурочка. Эскиз костюма к постановке оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» на сцене Московской частной оперы. 1900-е гг. Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина

В начале XX столетия образ Снегурочки все более интересует писателей и поэтов: они продолжают обращаться к народному сюжету и создавать на его основе собственные произведения (Ф. К. Сологуб, А. М. Ремизов, В. В. Хлебников). Снегурочка из одноимённого рассказа Ф. Сологуба (1908) – красивая, но бледная и холодная девочка, играющая зимой во дворе с детьми; оказавшись в тёплом доме, она тает. Романтический облик героини разрабатывается в стихотворениях. К. М. Фофанов («Снегурка», 1893) рисует Снегурочку «поднебесным ангелом» с холодным сердцем в жемчужном ожерелье. У О. А. Белявской («Снегурочка», 1908) Снегурочка прячется то в снежных сугробах, то под ветками елей; ее шубка расшита льдинками, а серебряный убор весь осыпан снежинками.

Ещё до Революции Снегурочка становится героем Рождественской елки. Начинают изготавливаться елочные игрушки-Снегурочки, а девушки наряжаются в костюм этого персонажа. Тогда появление Снегурочки на зимнем празднике связывалось с ее зимней «природой».

Булла К. Группа учащихся Императорского училища глухонемых в карнавальных костюмах возле ёлки. Санкт-Петербург, декабрь 1906 г.
Булла К. Группа учащихся Императорского училища глухонемых в карнавальных костюмах возле ёлки. Санкт-Петербург, декабрь 1906 г.

Однако, в 1920-е годы про Снегурочку забывают (это случается ввиду борьбы советской власти с Рождеством). Через некоторое время политика правительства страны в этом вопросе меняется и во второй половине 1930-х годов в страну вместе с праздником Нового Года возвращаются и любимые зимние персонажи.

Инициатором создания праздника принято считать П. Постышева, так как в конце декабря 1935 года в газете «Правда» от его имени была опубликована статья «Давайте организуем к Новому Году детям хорошую Елку» (вероятно, это предложение все-таки было согласовано с руководством страны). В срочном порядке за несколько дней были организованы первые советские елки. Праздники в честь нового 1936 года были проведены при участии только Деда Мороза (а иногда и без него) и некоторые из них прошли не совсем удачно. Кроме организационных и технических трудностей, воспитатели и учителя столкнулись с неожиданной проблемой: дети пугались незнакомого старика. Тогда было решено ввести в сценарий праздника еще одного персонажа, который сопровождал бы Деда Мороза и своим видом как бы внушал детям чувство безопасности. Методисты вспомнили о «снежной девочке» Снегурочке. В роли спутницы Деда Мороза она впервые появилась на новогодней елке, устроенной для школьников разных возрастов в Доме Союзов в Москве в 1937 году.

По итогам этого праздника был составлен методический сборник «Елка» (1938), где устанавливался порядок организации мероприятия, приводилось описание характера и внешнего облика новогодних персонажей, в том числе и новой Снегурочки. Согласно методическим разработкам конца 1930-х гг. Снегурочка – это «задорная девочка, ровесница зрителей», «на ней белая шубка до колен, белая шапка, белые чулки и башмаки и цветные рукавички и шарфик». «Снегурочка – проказница. Она не стоит на месте, придумывая различные затеи. Она посредница между Дедом Морозом и зрителями, она первый помощник и участник всех мероприятий, организуемых «зверями»». По замечанию методистов персонаж Снегурочки «создает большую интимность между Дедом Морозом и школьниками». Советская Снегурочка, помогающая Деду Морозу раздавать подарки, должна была отличаться от романтичной героини А. Н. Островского: «Делая костюм Снегурочки, не берите в образец «оперную» Снегурочку. Она в непосредственном общении со зрителями будет тяжела и непонятна», – указывалось в сборнике. Некоторые элементы внешнего облика Снегурочки Островского–Римского-Корсакова советской Снегурочке спустя некоторое время все же вернули: она вновь представляется красивой девушкой в длинной белоснежной (иногда голубой) одежде. Еще одним важным отличием советской Снегурочки является то, что она представляется внучкой, а не дочкой Мороза.

Новый образ усваивается советским обществом постепенно. В 1950-60-е годы меняется концепция новогоднего праздника: теперь новогодняя елка – это история-феерия, сказочная постановка, в которой самыми главными и ожидаемыми героями являются Дед Мороз и Снегурочка.

Васин С. Новогодняя елка в Колонном зале Дома Союзов. 1947 год
Васин С. Новогодняя елка в Колонном зале Дома Союзов. 1947 год

Возникает новая традиция праздника, связанная с этим персонажем, – спасение Снегурочки, знаменовавшее спасение вообще всего праздника. Сценарии главного новогоднего представления Советского Союза, создававшиеся сначала Л. Кассилем и С. Михалковым, а затем Э. Успенским, А. Хайтом и А. Курляндским, предполагали борьбу Снегурочки и Деда Мороза со злодеями (например, Бабой-Ягой), где любимые персонажи побеждали, и наступал Новый год.

Так, Снегурочка из сказочной девочки, слепленной из снега, превратилась в любимого детского персонажа Новогоднего праздника, без которого, пожалуй, уже не мыслится ни одна праздничная елка. К середине XX века сказочный образ прочно закрепился в русской культуре, о чем свидетельствуют произведения декоративно-прикладного искусства (статуэтки, шкатулки, подносы и т. п.), образцы которого хранятся и в Российском этнографическом музее.

Шкатулка. РЭМ 7018-3. Московская обл., с. Федоскино. 1957 г.
Шкатулка. РЭМ 7018-3. Московская обл., с. Федоскино. 1957 г.

Автор статьи: Софья Дидковская, научный сотрудник отдела этнографии русского народа.

Список литературы:

Адоньева С. Б. История современной новогодней традиции // Мифология и повседневность. Вып. 2. Материалы научной конференции: 24 – 26 февраля 1999 года. – СПб., 1999.

Аничков Е. В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Ч.1. От обряда к песне. – СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1903.

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Том 2. Москва: Изд-во К. Солдатенкова, 1868.

Батюшков Ф. Д. Генезис «Снегурочки» Островского // Журнал министра народного просвещения. СПб., 1917. № 5.

Белявская О. А. Снегурочка. URL: https://stihi-detyam.ru/prazdniki/novyy-god/snegurochka-belyavskaya

Даль В. И. Девочка Снегурочка: Бабушкины сказки [сборник: для младшего школьного возраста]. – Санкт-Петербург: Амфора, 201.

Данилевский, Г. П. Снегурочка // Литературные сказки народов мира. Т. III. Сказки писателей России. – М.: Олма-пресс, 2002.

Душечкина Е. В. Дед Мороз и Снегурочка // Отечественные записки. – М., 2003.

Душечкина Е. В. Русская елка. История, мифология, литература / Е.В. Душечкина. – СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2012.

Ёлка. Сборник материалов к новогодней ёлке для детей дошкольного возраста. – Москва, 1938.

Елкина М. В. Сказочный сюжет "Снегурочка" и его интерпретация русскими писателями. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Челябинск, 2009.

Кашин Н. П. Этюды об Островском. М., 1912. Т. 1.

Левкиевская Е. Е. Снегурочка (персонаж) – статья в Большой российской энциклопедии. URL: https://bigenc.ru/c/snegurochka-personazh-f791dc

Лотман Л. М. «Весенняя сказка» А. Н. Островского «Снегурочка». Вступительная статья // Островский А. Н. Снегурочка: Пьеса. – Л.: Сов. писатель, 1989.

Максимович М. А. Снегурка. Русская сказка // Киевлянин. Киев: Императорский университет Св. Владимира, 1840.

Островский А. Н. Снегурочка: Пьеса. – Л.: Сов. писатель, 1989.

Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. 1844-1906 / Под ред. [и с предисл.] Н. Н. Римской-Корсаковой. – Санкт-Петербург: тип. Глазунова, 1909.

Сологуб Ф. К. Повести и рассказы. – М.: Навьи Чары, 2002.

Сюжет № 703. «Снегурочка» // Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Ленинград: Наука, 1979.

Терещенко А. В. Быт русского народа. Ч. 5. – Санкт-Петербург: Типография Министерства внутренних дел, 1848.

Топорков А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. – М.: Издательство «Индрик», 1997.

Фофанов К. Снегурка. URL:https://www.culture.ru/poems/33056/snegurka

Чурюканова О. В. А. Н. Островский и Поволжская этнографическая экспедиция 1856 г. Историко-культурный и природный потенциал кинешемского края. Развитие регионального туризма. Материалы 9 и 10 региональных краеведческих конференций. – Кинешма, 2014.