Як-1 в семьдесят втором масштабе на рабочем столе, и это не сон. Пару недель назад сам бы в такое не поверил. Последний раз собирал модели в таком размере в прошлом веке, и это не метафора. Причины, побудившие сделать такой радикальный шаг, изложены в предыдущей статье, и повторение смысла не имеет, а если не читали и по какой-то причине стало любопытно, вот ссылка.
Проект планирую завершить за две недели без особых доработок. Почему две? Тут всё просто — это авиация, а значит, непременная шпаклёвка, усадка, снова шпаклёвка, грунтовка и, соответственно, длительные технологические паузы, ну и есть ещё дела, кроме моделизма.
Проведя анализ предстоящих работ, пришёл к выводу, что прежде чем начинать сборку под покраску, необходимо установить навигационные огни на крыльях, а не оставлять это на финальный этап работ имея целью получение наилучшего результата. Для начала срезал их пластиковую имитацию с крыльев.
На их место установил прозрачный литник.
Пластик у «Звезды» очень мягкий, вследствие чего необходимо обезопасить его маскировочной лентой, прежде чем начинать обработку.
Что называется, хозяйке на заметку: посоветовал бы почаще использовать маскировочную ленту при шлифовке на модели, ведь достаточно, просто сосредоточившись на одном участке, нанести повреждения другому. Далее последовала обработка, и по итогу получились вот такие ходовые огни...
...,которые будут окрашены на финальном этапе работы над моделью.
Прежде чем продолжить сборку, необходимо было произвести манипуляции по окраске и сборке кабины пилота. На фотографии ниже бронеспинка, окрашенная аэрографом.
Даже в таком размере предпочитаю не пользоваться кистью для окраски деталей. Не призываю поступать вас также, а просто говорю, что всё, что возможно покрасить аэрографом, крашу именно им, и считаю, что чем меньше деталь, тем более тонкий, насколько это возможно, слой краски должен быть на неё нанесен. У меня в распоряжении набор интерьера кабины EMBoss ЕМ 72011, который, безусловно, сэкономил мне пару рабочих дней. Как уже писалось ранее, изначально не стояла задача создания из набора супермодели, по этой причине в матчасть кабинета пилота даже не вникал, а просто покрасил и собрал всё как есть по инструкции.
На этом этапе необходимо открасить и установить на штатное место масляный радиатор.
Если не придать этому значения до сборки фюзеляжа, аккуратно покрасить этот элемент после будет затруднительно. Продолжил сборку.
Хочется отметить очень хорошую стыкуемость деталей набора. В таком масштабе это особенно важно, а работать над устранением технических косяков гораздо сложнее, чем на более масштабных. Так выглядит масляный радиатор после сборки.
Конечно, хотелось бы, чтобы его кожух по примеру радиатора водяного охлаждения был сделан отдельной деталью, но и так получилось неплохо. Перед тем как начать обработку мест сочленения собранной модели, считаю необходимым максимально перекрывать доступ строительной пыли во внутреннее пространство модели, в связи с этим замаскировал кабину маскировочной лентой и жидкой маской.
Использовал новый для себя продукт компании «Хася Моделист». Нареканий пока нет, функции выполняет. Слегка обработав место стыков, нанёс грунтовку для выявления дефектов сочленения.
Особенно проблемными, конечно же, оказались нижние плоскости.
Обработав нужные места проверенной Liquid Surface Primer Tamiya в качестве, оставил модель на сутки.
Далее обработка. В моём распоряжении есть вот такая шлифовальная машинка от Dspiae.
Очень неплохая штука, если нужно снять, к примеру, достаточно большой в этом размере бортик, как на посадочных щитках. Безусловным достоинством этой модели является размер, благодаря которому не захламляется рабочее место, однако невозможность уменьшить обороты считаю серьёзным недостатком. Конечно же, это далеко не единственная приспособа для шлифовки и полировки, которыми пользуюсь, и, пожалуй, в будущем надо будет запилить отдельную статью, так как тема очень интересная. После обработки снова грунтовка и новый слой Liquid Surface Primer Tamiya.
Процедуру пришлось повторять три раза. Все три раза необходимо было выжидать сутки. Более жёсткими материалами при шпаклёвке пластика не пользуюсь из-за возможности практически неизбежного повреждения пластика модели при последующей обработке.
Лирическое отступление номер раз. В прошедшую субботу посетил в Музее техники Вадима Задорожного лекцию «История ОКБ Яковлева: Начало легенды». Мероприятие было чрезвычайно интересное и касалось начала творческого пути конструктора знаменитых «Яков» Александра Сергеевича Яковлева, а конкретнее, создания им вместе с соратниками планера АФВ-10 и испытательных полётов последнего.
Докладчиком выступил Сергей Дмитриевич Кузнецов — сотрудник ОКБ Яковлева, ведущий специалист по истории создания и применения истребителей Як. Не особо удивился, когда оказалось, что это тот самый Кузнецов, который написал книгу «Первый Як»...
..., которая стала ценным источником информации при работе над моделями этого легендарного истребителя еще в прошлом веке, что называется, в «доинтернетную эпоху».
Естественно, не воспользоваться такой возможностью было бы преступлением, и теперь моё издание украшает именной автограф.
В короткой личной беседе с Сергеем Дмитриевичем узнал, что готовится к изданию энциклопедия летательных аппаратов ОКБ Яковлева. По окончании лекции, естественно, ещё раз прогулялся по экспозиции музея, задержавшись в павильоне «Авиация» у Як-1, который был использован в качестве прототипа создателями модели, о которой идёт речь в данной публикации. Именно там принял решение, несмотря на данное себе обещание просто собрать модель из коробки и покрасить, всё же немного поработать над оружейным капотом. На фотографии ниже хорошо видны четыре отверстия с трубками внутри.
Как ни крути, это самая видная часть модели, и, соответственно, с этим всё же придётся немного поработать. Конец лирического отступления номер раз.
Вернувшись домой, приступил к реализации задуманного. Изначально в планах было просто высверлить отверстие и подобрать нужные по диаметру обжимные трубки, рыболовы в курсе, однако во время процесса заметил, что то, что получается, довольно близко напоминает то, что хотел сделать, а именно трубки, подходящие к отверстиям в капоте.
На мой взгляд, очень удачно получилось, трудно сделать интереснее, особенно когда такая задача изначально не ставилась
На следующем этапе провёл подготовку к покраске. Пока не знаю, как и насколько сильно буду старить машину. Как уже писал ранее, компетенция в работе со столь маленьким масштабом утрачены, поэтому алюминиевые и деревянные детали самолёта в местах возможных будущих сколах и потёртостях покрыл соответствующими MR.HOBBY Super Duralumin, и Ammo Mig AMIG 2027 ONE SHOT PRIMER - SAND FLESH.
Накануне приобрёл пару баночек различного алюминия Vallejo "Metal Color" и решил протестировать при покраске винта. Результат на фото ниже.
Если учесть, что это металлик на водной основе, как по мне, так очень даже ничего. Да что там ничего, он очень хорош и не пахнет всякой гадостью. На фотографиях, сделанных мной в музее техники Вадима Задорожного, хорошо видно, что машины покрывались толстым слоем грунтовки предположительно желтого оттенка, и можно было бы сверху нанести на модель что-то подобное...
..., однако этот эксперимент оставлю на будущий проект Яка в сорок восьмом масштабе, и так слишком много незапланированного для модели «из коробки». На этом по процессу пока всё. Надеюсь, эксперименты со сколами и потёртостями не затянутся надолго, и к концу недели, ну, может, в начале следующей, смогу представить результат. Обо всём, как всегда, будет доложено здесь.
Ну и в значительно сокращённой форме во «ВКонтакте» https://vk.com/dustyshelfmodels , где с недавних пор завёл страницу. Всем спасибо за внимание к данной публикации, особая благодарность подписчикам за поддержку. Как всегда, удачи и творческих успехов.