Найти в Дзене
Милана Lit English

Откуда у нас боязнь ошибок и почему ошибки - это хорошо?

Оглавление
Боязнь ошибок — это то, с чем сталкивается большинство людей, будь то в учебе, работе или повседневной жизни. Мы все испытываем этот страх, и часто его корни уходят в детство, в систему образования, которая ошибочно связывает ошибку с провалом. Ошибки воспринимаются как нечто нежелательное, а успех измеряется исключительно безошибочностью. Однако важно понять, что ошибки — это не только нормально, но и полезно. Давайте разберемся, откуда берется этот страх и почему на самом деле ошибки — это важный сигнал для роста.

1. Позвольте начать с личного примера из детства, плавно перетекающего в первую причину

Я никогда не была гением в математике, но если выбирать между гуманитарными и математическими дисциплинами, я бы выбрала вторые. Однако недавно я вспомнила, что с 5 по 10 класс у меня часто были тройки по математике. Я задалась вопросом: почему так происходило?
Ответ нашла в одной из своих старых тетрадок за 5 класс.

-2

Результат верный, но почему оценка «4»? Не могу сказать точно. Возможно, учитель ожидал, что я решу пример другим способом. Одно ясно: учителя интересовал не столько правильный ответ, сколько процесс решения. Такая ситуация была у 90% учеников в классе.

А почему ошибка, которая была незначительной, не стала поводом для объяснения? Ответ прост: система образования часто ориентирована на шаблонность, а не на развитие. Главное, чтобы учитель поставил галочку, что тема пройдена, а не то, что ученик действительно понял материал.

И вот уже система, когда за каждую ошибку ставится низкая оценка, заставляет думать: «Лучше вообще ничего не делать, либо как угодно найти ответы, но не пробовать самим, чтобы не ошибаться и чтобы не выглядеть дураком». Это формирует в нас страх перед ошибками и желание избегать их любой ценой. А это, как мы знаем, совсем не способствует настоящему обучению.

2. Осуждение со стороны родителей

Помимо школы, еще одной причиной страха перед ошибками могут быть завышенные ожидания родителей. В некоторых семьях плохие оценки становились источником стресса, осуждения и разочарования. Когда родители слишком сильно фокусируются на результатах, акцентируя внимание на ошибках, это усиливает тревогу ребенка.

Зачастую родители, в лучшем случае, не понимают, что на самом деле заставляет их детей переживать: боязнь наказания или разочарования родителей. В худшем случае они начинают буквально давить на ребенка, фокусируясь на результатах, а не на процессе обучения. Это создает дополнительные барьеры для развития, потому что ребенок привыкает к мысли, что любая ошибка может повлечь за собой негативную реакцию. Это так же как и в школьной системе: ошибки — это не повод для анализа и роста, а причина наказания и разочарования.

3. Проблема перфекционизма

Одна из причин страха перед ошибками — это перфекционизм. В поисках идеала мы боимся сделать что-то не так, отклониться от плана. Страх ошибиться часто приводит к тому, что мы избегаем действий, которые могут закончиться неудачей. Зачем рисковать, если можно идти по проторенной дорожке? Но чем меньше мы действуем, тем меньше шансов на прогресс.

В своей книге «Как быть несовершенным» Стивен Гиз подчеркивает, что перфекционизм зачастую является основной преградой на пути к успеху. Он заставляет нас концентрироваться на идеальном результате, забывая о том, что именно ошибки и неудачи помогают нам учиться и расти. Мы боимся принять неверное решение, поэтому долго думаем. Но тот, кто его принял за 2 минуты, пока мы думаем, уже успел и ошибиться, и проанализировать ошибку, и прийти к успеху.

Как работать над ошибками и анализировать их?

Для того чтобы ошибки стали источником роста, а не страхов, важно научиться правильно их анализировать и использовать в качестве инструмента обучения. Вот несколько шагов, которые помогут вам работать над ошибками и превратить их в полезный опыт.
  1. Осознание ошибки. Первым шагом является просто осознание того, что вы ошиблись. Это не повод для паники, а возможность для роста. Когда мы признаем, что ошибка произошла, мы открываем дверь для самосознания и готовности учиться. Безусловно нельзя сразу избавиться от эмоции разочарования и от мыслей в голове бесконечно проигрывающих неудачную ситуацию. Стивен Гиз писал: ставьте таймер и дайте себе время всё переварить. Как только таймер прозвенел, переходите к следующему шагу. ⬇️
  2. Анализ причины. Нужно понять, почему именно произошла ошибка. Это может быть связано с недостаточным вниманием, непониманием темы или неэффективным подходом. Для этого важно внимательно изучить свои действия или результаты. Например, если вы не понимаете, почему не сдали экзамен, то анализируйте, как именно готовились: возможно, вы пропустили важные аспекты или уделили слишком мало времени теме.
  3. Извлечение уроков. Когда вы нашли причину ошибки, важно сделать выводы для будущего. Ответьте на вопросы письменно сами себе: Что можно сделать, чтобы не повторить ошибку? Как можно улучшить процесс? Это как перезагрузка в игре. Подумали, как пройти по-другому этот раунд и пошли дальше. Вы что, до сих пор думаете, как проиграли 5 игр назад? Конечно, нет! Так почему бы не перенести эту уверенность в жизнь!
  4. Практика и повторение. Ошибка — это шанс для практики. Например, если вы ошиблись в каком-то грамматическом правиле при изучении языка, вам нужно продолжать практиковать это правило, пока не закрепите его. Ошибки дают нам точки опоры, на которых можно строить дальнейшее развитие. Как только, мы видим, что не ошибаемся, мы понимаем, что готовы перейти на новый уровень.
  5. Отсутствие самоосуждения. Не стоит сильно корить себя за ошибку. Важно помнить, что каждый опыт — это шаг к улучшению. Вместо того чтобы обвинять себя, подумайте о том, что вы теперь знаете, как действовать в следующий раз.

Языковой барьер = Боязнь совершить ошибку

Боязнь ошибиться — это не только личное чувство неуверенности, но и важная часть языкового барьера. Когда мы боимся делать ошибки, это ограничивает нашу способность учить и использовать новый язык. Мы не говорим или не пишем, опасаясь, что нас не поймут или осудят за ошибки, что, в свою очередь, замедляет прогресс. Есть два типа людей. От первых часто слышу: "Я ещё не выучил достаточно, чтобы говорить". А ты пробовал, хоть слово произнести, пусть с ошибкой? Увы, нет. И второй тип: с минимальным словарным запасом, но при встрече иностранца, слёту начинают разговор. Встречала и такое. И поверьте, там зашкаливала уверенность в себе, а не знания. Им было плевать на ошибки, они и не знали, что их делают. Просто пытались вести диалог. И очень преуспевали в этом.

Ошибки как шанс на рост

Ошибки — это не провал, а часть пути к успеху. Каждый раз, когда мы ошибаемся, мы получаем важную информацию о том, что нужно улучшить. Конечно, это работает, только если анализировать ошибки, а не заниматься самобичеванием. Это как GPS, который показывает, где мы сбились с пути и как вернуться обратно. Наша задача — научиться воспринимать ошибки как возможность для обучения, а не как признак неумения.

Когда мы перестаем бояться ошибок и начинаем воспринимать их как неотъемлемую часть процесса, мы получаем больше свободы для творчества и экспериментов. Так что в следующий раз, когда сделаете ошибку, не корите себя за это, а задайте себе вопрос: «Что я могу извлечь из этого опыта?»

В моем ТГ канале каждую неделю учим английский по сериалам и не только: https://t.me/+NDjGTJ_tG1UyZjQy