Найти в Дзене
Библио Графия

В Лучшее года! — роман «Шоша» Исаака Башевиса Зингера

В январе, когда я читала эту книгу, у меня было много отличных книг. Можно даже составлять подборку лучшего прочитанного января. Но две книги доставили совершенно особенное удовольствие. Это «Шоша» Исаака Башевиса Зингера и «Сад на пустыре» Шэрон Гослинг. Разные книги, но обе попали в самое сердце. Писать о «Шоше» мне мучительно трудно. О «Саде» я написала без проблем. С ним всё ясно. Простая история. Но «Шоша»... «Шоша» — это космос. Книга вышла в 1978 году. И в этом же году Исаак Башевис Зингер был удостоен Нобелевской премии по литературе «За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вместе с тем вечные вопросы». Собственно этой формулировкой можно коротко описать и саму «Шошу» (эмоциональность повествования я отметила в своих заметках как факт, ещё до того, как узнала про номинацию). Но коротко — не наш, блогерский, путь. :) Расскажу вам о книге подробнее. Главный герой — молодой писатель Аарон Грейдингер

В январе, когда я читала эту книгу, у меня было много отличных книг. Можно даже составлять подборку лучшего прочитанного января. Но две книги доставили совершенно особенное удовольствие. Это «Шоша» Исаака Башевиса Зингера и «Сад на пустыре» Шэрон Гослинг. Разные книги, но обе попали в самое сердце. Писать о «Шоше» мне мучительно трудно. О «Саде» я написала без проблем. С ним всё ясно. Простая история. Но «Шоша»... «Шоша» — это космос.

Книга вышла в 1978 году. И в этом же году Исаак Башевис Зингер был удостоен Нобелевской премии по литературе «За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вместе с тем вечные вопросы». Собственно этой формулировкой можно коротко описать и саму «Шошу» (эмоциональность повествования я отметила в своих заметках как факт, ещё до того, как узнала про номинацию). Но коротко — не наш, блогерский, путь. :) Расскажу вам о книге подробнее.

Главный герой — молодой писатель Аарон Грейдингер, живущий в еврейском квартала Варшавы в 1930-х годах. Рос Ареле в семье раввина, получил крайне строгое, полное всяческих запретов, воспитание. С малых лет читал на трёх мёртвых языках: иврите, арамейском и идише, имел тягу к писательству, был развитым и пытливым не по годам парнишкой.

Основное действие романа происходит, когда Ареле уже вырос. Но понять его историю без преамбулы невозможно. А преамбула такова, что маленький вундеркинд из благополучной и ортодоксальной семьи с детства дружил со своей соседкой, девочкой Шошей из самой простой семьи. Девочка была его ровесницей, но выглядела младше, плохо училась, мальчишки вечно её дразнили. Родители мальчика были против такой дружбы, посколько статусно семьи сильно отличались. Но Ареле жить не мог без Шоши. Бегал к ним в квартиру, где было просто, но уютно и душевно, где постоянно готовили что-то вкусное, где у детей были игрушки, карандаши, краски. Ничего этого у него дома не было.

Потом жизнь развела маленьких друзей. Семья Аарона переехала сначала в другой дом, а потом вообще уехала из Варшавы.

Прошло почти двадцать лет. Мальчик вырос, вернулся в столицу. Стал писать, публиковаться в газетах, работал корректором и переводчиком. И однажды он вновь попал на Крохмальную улицу, где вырос. Нашёл квартиру, где до сих пор жила Шоша, которая до сих пор его ждала... Ареле понял, что любит Шошу. За прошедшие годы она почти не изменилась. В детстве девочка переболела и с тех пор почти не росла физически и отставала в умственном развитии. Этот момент обычно в отзывах педалируется. Я не врач. На мой взгляд, чистая, добрая, заботливая, ранимая Шоша нормальнее многих нормальных. Хотя, конечно, она была не такой, как все. Но Ареле, который, с одной стороны, был довольно горячим и имел много связей, с другой, с детства впитал строгие моральные принципы, только такую девушку, как Шоша, и видел своей женой: «Она единственная женщина, в которой я уверен». Шоша была сутью самого Аарона, его отражением. Он мог гулять с кем угодно (в основном потому, что женщины сами его выбирали и были настойчивы, а он уступал), но жениться мог только на чистой, светлой и наивной девушке.

На этом я, пожалуй, остановлюсь в рассказе о главных героях.

Помимо них в книге есть другие персонажи — друзья и любовницы Ареле, члены семьей. Всего порядка пятнадцати человек, но каждый, поверьте, каждый как живой. Здесь нет «теней», нет никого случайного, каждый — личность со своими достоинствами и недостатками.

Автор показывает читателю жизнь, быт, нравы евреев в предвоенной Варшаве. О чём мечтали, о чём говорили, чего боялись люди разных сословий и родов деятельности. Главный герой вращался в основном в богемной среде, творческой. Но он не брезговал общением с простыми людьми. Независимо от своего положения, все жили в предчувствии беды. Все понимали, что война не за горами. Но никто с места не сдвинулся. По большому счёту некуда было бежать. Ждали смерти как избавления.

В книге есть такая фраза: «Вы не знаете, да и не можете знать, через что мы прошли». «Шоша» как раз о том, какими были, что делали в предвоенные годы и что с каждым из них стало во время войны.

В эпилоге говорится о том, как 43-летний Ареле встречает своего варшавского знакомого Геймла. Прошло тринадцать лет после событий, описанных в последней главе. Каждый рассказывает о том, что стало с их близкими и друзьями. И в этот момент понимаешь, насколько все эти люди были друг другу близки, как совершенно сознательно в трудные времена держались рядом, плечо к плечу. И остались рядом, даже навеки расставшись.

«Куда ушли все эти годы? Кто станет помнить их после того, как мы тоже уйдём?» — говорит устами героя Зингер. Вот он и написал книгу о людях своего поколения. Чтобы помнили.

«Шоша» — вторая книга Исаака Зингера, которую я прочитала. И вторая, в которую я слишком уж степенно вхожу, постепенно настраиваюсь, вживаюсь, привязываюсь к героям. Но со второй половины книги оторваться уже невозможно. Я не могу оценивать эту книгу как, например, жанровые произведения. Здесь совершенно другой контакт с героями, другая глубина. И даже отсутствие логики в поступках героев совершенно понятно и логично. Это жизнь. А в жизни самый лучший выбор — это выбор, сделанный по совести, сердцем. Так у главного героя и получилось.

Не буду страстно рекомендовать книгу. Решайте сами, читать или не читать. Но у меня она точно в Лучшем прочитанном года.

Читали книги Зингера? Поделитесь впечатлениями.

Чтобы быть первыми в курсе новостей «Библио Графии», подписывайтесь на мой Телеграм! Если хотите получить доступ к эксклюзивным материалам канала, оформите подписку на мой Премиум здесь.