Маленький уютный дворик находится в Санкт-Петербурге на Загородном проспекте, дом 28. Каких-то 100 шагов отделяют тихий двор от шумного Загородного проспекта.
Дворовый корпус дома был возведен в 1874—1876 годах (архитектор — Дмитрий Викторович Покотилов).
Вот это тот самый флигель, на третьем этаже которого в 1893 году обосновалась семья Римских-Корсаковых и где прошли последние 15 лет жизни Николая Андреевича.
Доходный дом принадлежал вдове генерала Василия Лаврова, погибшего во время русско-турецкой войны в Болгарии.
На первом же этаже находится касса с сувенирным магазинчиком, гардероб и концертный зал.
Здание равноудалено от двух пересадочных узлов метро, «Звенигородская» — «Пушкинская» и «Достоевская» — «Владимирская». Путь от них пешком займет 5—6 минут.
Квартира № 39, где Николай Андреевич проживал до 1908 года и написал многие знаменитые оперы, стала музеем в 1971 году.
Всего здесь восстановлено четыре мемориальных комнаты: прихожая, гостиная, столовая и кабинет. Также устроено выставочное пространство, которое интересно не только ценителям музыки, но и любителям старинных интерьеров.
На первом и третьем этажах здания открыты два музыкальных зала, в которых проводятся различные концерты, творческие вечера и даже интеллектуальные игры.
Все вещи в этих комнатах подлинные и сохранились благодаря детям и внукам композитора: личные вещи Н.А. Римского-Корсакова, его нотные листы, фотографии и даже костюмы из его постановок.
Вход в музей оборудован с так называемой "чёрной лестницы". Дом жилой и это сделано как для удобства жителей дома, так и для экскурсантов.
Бывшая чёрная лестница является своеобразным фойе музейной экспозиции. В частности, здесь можно увидеть карту петербургских адресов Николая Римского-Корсакова.
Чуть выше на стенах этой лестницы мы видим своеобразные фрески, напоминающие основные произведения великого композитора, прежде всего оперы.
11 из 15 своих опер, до сих пор с успехом идущих на подмостках музыкальных театров не только России, Николай Андреевич написал именно в этой квартире.
Поднимаемся по лестнице на третий этаж. На двери, ведущей в квартиру, висит табличка "Николай Андреевичъ Римскiй-Корсаковъ".
Эта дверь когда-то вела на кухню, где прислуга готовила блюда для семьи. Личные комнаты в которых проживали супруги и их дети, кухню решили не восстанавливать.
Теперь здесь музыкальный зал, в котором проходят по вечерам различные музыкальные вечера.
На стенах висят фотографии, а в витринах можно увидеть костюмы к балету "Шехеразада".
Из малого концертного зала мы попадаем в мемориальную часть музея, которая открывается столовой. Из кухни прислуга выносила готовые блюда в столовую, где собиралась вся семья за общим столом.
В центре же столовой, как и положено, мы видим обеденный стол, за которым собиралась семья композитора и его ближайшие друзья.
Семья у Николая Андреевича была большая, у них с Надеждой Николаевной было семь детей, правда двое умерли еще в детстве.
Николай Андреевич любил рано вставать, когда вся семья еще спала. Он завтракал в одиночестве, варил себе две чашечки кофе и благодарил Бога за этот прекрасный напиток.
Компанию ему составлял только его пес по кличке Рекс. Прислуга приносила свежеприготовленную выпечку из ближайшей булочной.
Салфетка с вензелем "НРК" вышита одной из дочерей композитора, Софьей Николаевной, певицей, умершей от голода в блокадном Ленинграде.
После завтрака композитор отправлялся в свой кабинет и работал до 12 часов. Затем он возвращался в столовую, где собиралась вся семья.
Во главе стола сидела супруга Николая Андреевича, Надежда Николаевна, которая была виртуозной пианисткой. Она познакомилась с Николаем Андреевичем на музыкальном вечере у Даргомыжского. На столе можно увидеть вещи с монограммами семьи, такие как вилки и кольца для салфеток.
Николай Андреевич располагался по правую руку от супруги, а дальше сидели четверо детей. Пятый уже взрослый сын жил отдельно. Обед проходил всей семьёй. После обеда композитор отправлялся в консерваторию, где преподавал. Ужинали в районе 18.00 часов.
Вечером после ужина устраивались творческие вечера.
Супруги посещали театр, либо музыкальные салоны, которые проходили у разных друзей Николая Андреевича.
Гостиная
Теперь переходим в гостиную, где проходили знаменитые "Корсаковские среды". В этой комнате собиралась творческая интеллигенция, и здесь звучала живая музыка. В гостиной две зоны. Ковры расстелены с двух сторон, и по кругу расставлены кресла и диванчики.
В центре комнаты стоит подлинный рояль фирмы Беккер 1902 года, на котором играли великие музыканты и композиторы.
Среди гостей, приходивших в эту гостиную, были Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Александр Глазунов, Игорь Стравинский, художники Валентин Серов и Илья Репин и многие другие. Фёдор Шаляпин исполнял здесь арии из опер Николая Андреевича. Надежда Николаевна обязательно музицировала на каждом вечере, и без её виртуозного исполнения вечер никогда не проходил.
Приходили в эту гостиную и ученики Николая Андреевича.
Самым талантливым ученикам он давал частные уроки. Например, его учеником был Глазунов с которым Николай Андреевич занимался всего лишь полтора года. Затем он сказал:
Я тебя научил всему. Теперь мы можем быть только коллегами.
Прихожая
Из гостиной попадаем в прихожую. Здесь две вешалки: одна поменьше для семьи, другая побольше для гостей.
На вешалке для семьи висит подлинная шуба Николая Андреевича и его шапка. В прошлые времена шубу носили мехом внутрь, поэтому это действительно енотовая шуба с бобровым воротником.
На столе в прихожей можно увидеть подлинные визитки, которые оставляли гости.
Это была дань уважения и традиция того времени. Гости могли пройти из прихожей как в гостиную, так и в кабинет композитора.
Кабинет
Из прихожей проходим в кабинет Николая Андреевича. Здесь он проводил свои плодотворные утренние часы с 9 до 12, работая над музыкальными произведениями.
Это было то время когда никто ему не мешал. Вся семья знала что композитор работает. Вот за этим столом он писал музыку, записывал её на нотные листы.
Второй стол в кабинете - стол его супруги Надежды Николаевны, которая была его правой рукой и помощницей. Она была очень прямолинейная, никогда не лукавила. Николай Андреевич часто прислушивался к её советам.
Конечно, бывали такие моменты когда критику слушать не хочется. Однажды она немного раскритиковала написанную им музыкальную часть, и композитор в сердцах выкинул листы в окно. Она побежала их спасать.
На столе Николая Андреевича можно увидеть фотографии его семьи, супруги и пятерых детей, а также любимых учеников, таких как Александр Глазунов и Анатолий Лядов.
Композитор был несколько суеверным и не любил рассказывать о том, над чем работает, боясь, что Муза его покинет. Поэтому о его текущих проектах знали только близкие люди, чаще всего супруга.
Надежда Николаевна переписывала ноты и помогала мужу в его работе. После смерти Николая Андреевича она занялась его архивом, и благодаря её усилиям сохранились многие документы, музыкальные партитуры и дневники композитора.
Через год вышли первые публикации о композиторе. Его документы были сохранены благодаря супруге и в дальнейшем уже детям. До нашего времени дошёл архив, музыкальные партитуры и дневники Николая Андреевича. А также его подлинные вещи.
После революции когда началось «уплотнение», Надежда Николаевна понимала, что в эту квартиру могут подселить чужих людей. Поэтому она решает переехать к сыну.
Вещи, которые мы здесь видим, были разделены между детьми на пять частей. Благодаря детям и их потомкам эти вещи сохранились и дошли до нашего времени.
На этом мемориальная часть музея-квартиры заканчивается. Она, не такая уж и большая, четыре помещения, включая прихожую.
Из Кабинета мы попадаем в чисто музейную экспозицию, в довольно просторный зал, который носит название мультимедийного.
Портрет Н.А. Римского-Корсакова кисти В. Серова был наиболее любим членами семьи.
Николай Андреевич обладал "цветным слухом". По научному эта способность называется "музыкально-цветовая синестезия", при которой у человека при звучании определенного звука в голове возникает цветовая ассоциация.
Считается что помимо Римского-Корсакова подобный цветной слух был, частности, также у Александра Скрябина, считающегося основателем светомузыки и Микалоюса Чюрлениса, литовского композитора и живописца.
В зале установлено фортепиано, за которое могут присесть посетители и, сыграть на нем что нибудь, а установленные над инструментом светильники будут расцвечиваться, в соответствии с той мелодией, которая звучит в данное время.
В этом же зале есть и обычная музейная экспозиция, в частности здесь представлены фотографии и личные вещи композитора, иллюстрирующие его жизнь.
На этом посещение музея-квартиры Римского-Корсакова подошло к концу. В фойе концертного зала на первом этаже можно увидеть довольно подробное генеалогическое древо семейства Римских-Корсаковых, вплоть до сегодняшних дней.
Спасибо за внимание, мои современники!
Если вам понравилась эта экскурсия - ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить рассказ о моих прогулках по Санкт-Петербургу.