Представьте самолёт, которым управляет пилот, не знающий цели и направления. У такого полёта очень мало шансов на благополучный исход. Школьник, который учится просто потому, что “так надо” — тот же пилот, летящий в неизвестность. Ребята обретают цель, когда учатся в ситуации успеха — сочетании условий, при которых легче добиться высоких результатов. Задача учителя — создать благоприятную атмосферу для каждого ученика. Давайте выясним, как это сделать в обычной школе.
Почему ситуация успеха важна для обучения
Успех ассоциируется с радостью и чувством удовлетворения, которые ученик испытывает в процессе работы и от её результата . Приятные эмоции закрепляются в памяти, создавая позитивное отношение к учёбе. Чем чаще ребёнок добивается успеха, тем с большим удовольствием и интересом он учится. И наоборот — постоянные неудачи формируют неприязнь к школе. Конечно, есть много причин, влияющих на появление нарушителей дисциплины и “слабых” учеников, но отсутствие успеха — одна из них.
Благоприятная для обучения ситуация помогает:
- повысить мотивацию к обучению;
- стимулировать желание добиваться лучших результатов;
- развивать стремление к познанию;
- улучшить самооценку;
- снизить стресс, избавиться от тревожности;
- создать на уроках атмосферу понимания и поддержки.
На уроках, где создана ситуация успеха, ученики не боятся совершать ошибки, умеют радоваться даже маленьким достижениям и стремятся активно участвовать в работе. Улучшаются отношения между одноклассниками, так как каждый ученик принимается таким, какой он есть.
Приёмы создания ситуации успеха
Использование этих методов делает обучение более эффективным, стимулирует интерес к работе, помогает раскрыть способности учеников. Вот 7 приёмов, которые применимы в условиях любой школы.
- Дифференциация. Так называют подбор заданий, соответствующих способностям каждого ученика. Благодаря этому отличники осваивают больше материала, чем предусмотрено школьной программой, а слабоуспевающие успешно овладевают базовым уровнем. (В «Учительской мастерской» вы можете найти материалы, которые помогут осуществить дифференцированный подход: тетради для работы со слабоуспевающими учениками; разноуровневые контрольные работы для 7-ого и 8-ого классов; двухуровневые «Домашки без поблажки» для 7-ого и 8-ого классов).
- Эмоциональное поглаживание. Учитель регулярно хвалит ребята за достижения, побуждает повторять положительные действия, ставит вдохновляющие задачи. В нашей дочерней группе «Ненаглядные пособия» можно скачать бесплатные «мяутиваторы» (стикеры для эмоционального поглаживания): 1 комплект, 2 комплект.
- Награждение. На уроках применяется разработанная учителем система наград. Например, ребята активно отвечают на вопросы и задают свои. В награду учитель выдаёт им специальные билетики. В конце недели они обменивают накопившиеся билеты на маленькую награду. В младших классах это может быть набор наклеек или сладость, в старших — возможность получить подсказку на контрольной работе.
- Умышленные ошибки. На уроках учитель нарочно допускает ошибки и поощряет учеников находить их.
- Геймификация. Применение на уроках игровых элементов, таких как подсчёт очков, соревнование и правила игры. Игровые приёмы повышают мотивацию и ускоряют запоминание. (Игры для уроков русского языка здесь).
- Отсроченная отметка. Работа ученика оценивается учителем устно, а официальная отметка в журнал выставляется только при достижении назначенного результата, например, “добиться четвёрки за диктант”.
- Метод проектов. Это работа, предполагающая самостоятельное добывание и применение знаний. Если тема проекта подобрана в соответствии с интересами ученика, он прикладывает максимум творческих усилий.
Обязательно сообщайте об успехах родителям учеников: пишите сообщения, звоните, делайте объявления в чате класса. Одобрение семьи — один из сильнейших факторов повышения самооценки ученика.
Правила для создания ситуации успеха
Благоприятную атмосферу на уроках обеспечивают 4 основных компонента.
- Дизайн класса. Тщательно продумайте оформление стен, стендов, расстановку столов. Продуманный дизайн поможет создать безопасную и комфортную учебную среду.
- Правила поведения. Разработайте правила поведения на уроках, которые обязаны соблюдать все. Например: не смеёмся над ошибками других, не перебиваем говорящего, аплодируем за отличный ответ. За нарушение правил класса должны назначаться конкретные и справедливые взыскания.
- Организация. Приход вовремя, чёткая подготовка к урокам, своевременная проверка заданий также помогают ученикам добиваться успеха, причём это касается не только учеников, но и учителя. Если педагог сам опаздывает на уроки, но требует от учащихся пунктуальности, то это правило работать не будет.
- Методика преподавания. Создайте свой стиль преподавания и придерживайтесь его. Наблюдайте, в какой форме ваши ученики лучше усваивают материал, и используйте такие методы при проведении уроков.
Ситуация успеха срабатывает независимо от предметов и возраста учеников. Приёмы и правила можно внедрять без поддержки администрации. Они помогают создать дружелюбную атмосферу, в которой каждый ребёнок чувствует себя комфортно.
Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.