Найти в Дзене
В Сфере Права

Как не допустить блокировки счетов: что такое подозрительные операции и как банки действуют при их выявлении

Оглавление

В современном мире банковские операции играют ключевую роль в экономической деятельности компаний и частных лиц. Однако, не все операции могут быть безопасными и легальными. В этой статье мы рассмотрим, что такое подозрительные банковские операции, как банки реагируют на них, и какие меры могут быть приняты для минимизации рисков.

Что такое подозрительные операции?

Подозрительные операции – это операции с денежными средствами или иным имуществом, которые, предположительно, совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Это определение закреплено в ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Оценка риска совершения подозрительных операций

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) осуществляет оценку степени (уровня) риска совершения подозрительных операций кредитными организациями и их клиентами. В соответствии со ст. 9.1 Закона № 115-ФЗ, Банк России относит юридические лица к одной из трех групп риска:

· Низкая степень риска.

· Средняя степень риска.

· Высокая степень риска.

Высокая степень риска или красный уровень риска присваивается лицам, не осуществляющим реальную хозяйственную деятельность, зарегистрированным на подставных физических лиц и контролируемых третьими недобросовестными лицами, затрудняющих либо делающих невозможной работу налоговых и правоохранительных органов по установлению бенефициаров подозрительных операций, обеспечивающих расчеты теневого сектора экономики.

Информация об отнесении юридических лиц к группам риска доводится до кредитных организаций ЦБ РФ в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 7.6 Закона № 115-ФЗ.

-2

Перечень критериев определения подозрительных операций:

1. Критерии в области оценки юридического лица (индивидуального предпринимателя), видов, характера и финансовых результатов его деятельности:

  • Период времени, прошедший со дня регистрации в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
  • Период времени, прошедший с даты изменения наименования или адреса юридического лица.
  • Размер уставного капитала юридического лица.
  • Способ образования юридического лица (создание или реорганизация).
  • Среднесписочная численность работников.
  • Наличие или отсутствие сведений о деятельности в открытых источниках информации.
  • Осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию.
  • Расположение по адресу юридического лица других юридических лиц.
  • Недостоверность сведений в ЕГРЮЛ.
  • Решения суда о прекращении деятельности или приговоры, связанные с предпринимательской деятельностью.
  • Возбуждение производства по делу о банкротстве.
  • Нахождение юридического лица в стадии реорганизации или ликвидации.
  • Заключенные государственные и муниципальные контракты.
  • Наличие в реестре недобросовестных поставщиков.
  • Ведение хозяйственной деятельности с высокорисковыми контрагентами.
  • Неисполнение обязательств нерезидентами.
  • Соответствие осуществляемой деятельности видам экономической деятельности в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
  • Количество кодов видов экономической деятельности.
  • Соответствие условий договоров общепринятой рыночной практике.
  • Соответствие объемов переводимых нерезидентам денежных средств объемам фактически импортируемых товаров.
  • Предоставленные кредиты и их общий размер.
  • Показатели бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
  • Объем и структура уплаченных налогов и сборов.
  • Значение налоговой нагрузки.

2. Критерии в области оценки операций по счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя) в кредитных организациях:

  • Количество банковских счетов.
  • Даты открытия и закрытия банковских счетов.
  • Динамика и период изменения объемов и количества операций по банковским счетам.
  • Количество банковских счетов без операций.
  • Объем и количество операций по зачислению денежных средств от физических лиц и по договорам эквайринга и инкассации.
  • Объем и количество переводов денежных средств между своими банковскими счетами.
  • Объем и количество платежей, подтверждающих хозяйственную деятельность.
  • Объем и количество операций по зачислению денежных средств по основаниям, связанным с закрытием банковского счета.
  • Соотношение объема денежных средств, поступивших на банковские счета с учетом НДС, и списанных без учета НДС.
  • Наличие связи между основаниями зачисления и списания денежных средств.
  • Объем и количество операций по перечислению денежных средств на счета, с которых впоследствии осуществляется их снятие в наличной форме.
  • Объем и количество операций по списанию денежных средств на основании исполнительных документов.
  • Объем и количество операций по перечислению денежных средств на счета физических лиц.
  • Объем и количество операций по снятию наличных денежных средств.
  • Объем и количество операций по перечислению денежных средств в пользу нерезидентов и на счета в иностранных банках.
  • Наличие транзитных операций.
  • Объем и количество сделок на рынке.
  • Объем и количество операций по расчетам с высокорисковыми контрагентами.
  • Соответствие оснований операций кодам видов экономической деятельности в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
  • Наличие признаков связи с финансированием терроризма.

3. Критерии в области оценки учредителей (участников), руководителей юридического лица, а также физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя:

  • Состав учредителей (участников) и органов управления.
  • Информация о смене учредителя (участника) и руководителя.
  • Наличие сведений в реестре дисквалифицированных лиц.
  • Наличие сведений об участии в деятельности других юридических лиц, включая те, которые находятся в реестре недобросовестных поставщиков или отнесены к высокой степени риска.

4. Критерии в области оценки аффилированности юридического лица (индивидуального предпринимателя) с иными юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), совершающими подозрительные операции:

  • Аффилированность с высокорисковыми юридическими лицами.
  • Совпадение идентификаторов устройств, используемых для доступа к автоматизированным системам.

5. Критерии в области результатов национальной и секторальной оценки рисков:

  • Осуществление деятельности, соответствующей группе высокого или повышенного риска.

6. Критерии в области информации, поступившей от государственных органов:

  • Проведение проверочных мероприятий.
  • Выявленные риски в отношении некредитных финансовых организаций.
  • Проведение оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий.
  • Наличие сведений о возможном участии в противоправной деятельности.
  • Наличие сведений о завышении или занижении стоимости товаров.
  • Наличие сведений о несоответствии деклараций на товары.

Эти критерии могут применяться как самостоятельно, так и в совокупности. Критерии, непосредственно не характеризующие подозрительные операции, не являются самостоятельными основаниями для отнесения к группе высокой степени риска.

Перечень составлен в соответствии с Решением Совета Директоров Банка России от 24 июня 2022 г. «О критериях отнесения Банком России юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций»

-3

Действия банков при высокой степени риска

Если клиент отнесен к группе высокой степени риска, кредитная организация может применить меры, такие как не проведение операции по списанию денежных средств с банковского счета (п. 5 ст. 7.7 Закона № 115-ФЗ). Однако, даже в таких случаях допускаются определенные операции, такие как:

· Уплата налогов и сборов.

· Оплата труда работников.

· Денежные выплаты, связанные с предоставлением гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

· Операции в целях исполнения обязательств по кредитному договору.

· Операции для обеспечения жизнедеятельности индивидуального предпринимателя и его семьи.

· Списание денежных средств для погашения текущих расходов при ликвидации компании.

Как избежать принудительной ликвидации компании?

В случае, если компания отнесена к высокой степени риска и ее счета заблокированы, это может привести к принудительной ликвидации компании. Чтобы избежать этого, необходимо следовать Методическим рекомендациям для предпринимателя, разработанным Банком России. Эти рекомендации помогут сделать бизнес прозрачнее и повысить эффективность взаимодействия с банками.

Как показывает многочисленная практика, обслуживающие клиентов кредитные организации не оспаривают решения ЦБ РФ. Более того, они обязаны соблюдать установленные меры и применять их в отношении клиентов, отнесенных к высокой степени риска совершения подозрительных операций.

-4

Основные шаги для минимизации рисков:

· Изучение Методических рекомендаций:
Ознакомьтесь с документом «Что делать, если банк ограничил операции по счету», разработанным Банком России (ссылка).

· Проверка контрагентов:
Регулярно проверяйте своих контрагентов на надежность и легальность их деятельности.

· Использование платформы «Знай своего клиента»:
Эта платформа поможет вам оценить риски и принять необходимые меры .

· Реабилитация в банке:
Если ваши операции были ограничены, следуйте процедуре реабилитации, описанной в Методических рекомендациях.

· Обращение в межведомственную комиссию (МВК):
В случае отказа банка в реабилитации, обратитесь в МВК для дальнейшего рассмотрения вашего случая.

-5

Стоит уточнить, что Банк России, исходя из собственных аналитических данных, оценивает уровень риска банковских клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С помощью специального сервиса - платформы «Знай своего клиента» он - доводит эту информацию до всех кредитных организаций. Банки могут использовать такие сведения при оценке уровня риска предпринимателя, но решение они принимают самостоятельно. Если высокий уровень риска присвоен и банком, и Банком России, то операции по счету такого клиента прекращаются. Банк должен в течение 5 дней проинформировать его об этом.

Юристы компании «Сфера Права» имеют огромный опыт сопровождения бизнеса, взаимодействия с госорганами и судебного представительства, в частности в настоящее время наша компания погружена в практические вопросы, связанные с ликвидацией компаний из-за блокировки счетов и отнесения компаний к высокому риску совершения подозрительных операций.

Надеемся, что данные вышеуказанные рекомендации помогут вашему бизнесу минимизировать риски совершения банковских операций и будут полезны.

А в случае, если у вас возникли вопросы, либо ситуация с блокировкой счетов (риском блокировки), записывайтесь к нам на консультацию!