Найти в Дзене
Smooth & Quiet art

Любимый портретист периода Belle Époque. Джон Сингер Сарджент

Все художники надеются добиться славы при жизни. Художник Джон Сингер Сарджент был среди тех, кому удалось заслужить признание публики — в конце 19-го и начале 20-го века немногие из художников были более востребованы, чем он. Американская и английская элиты того времени заказывали портреты у Сарджента, так как их привлекала естественность и теплота отношения художника к каждому предмету. Его нередко причисляют к импрессионистам, хотя образцами для него всегда оставались Веласкес, Гейнсборо, Ван Дейк (Роден даже назвал его, не без иронии, Ван Дейком нашего времени). Художник скончался в возрасте 69 лет, оставив впечатляющее портфолио своих работ: 900 картин маслом и более 2000 акварелей (в дополнение к переполненым этюдами альбомам, богатым наблюдениями из его путешествий). Несмотря на то, что Сарджент является одним из наиболее известных портретистов, он нечто большее, чем просто совокупность его светских картин. КЕМ БЫЛ ДЖОН СИНГЕР САРДЖЕНТ? Джон Сингер Сарджент родился в янва

"Автопортрет", Джон Сингер Сарджент (Фото из интернета)
"Автопортрет", Джон Сингер Сарджент (Фото из интернета)

Все художники надеются добиться славы при жизни. Художник Джон Сингер Сарджент был среди тех, кому удалось заслужить признание публики — в конце 19-го и начале 20-го века немногие из художников были более востребованы, чем он.

Джон Сингер Сарджент в парижской студии, 1885 год (Фото из интернета)
Джон Сингер Сарджент в парижской студии, 1885 год (Фото из интернета)

Американская и английская элиты того времени заказывали портреты у Сарджента, так как их привлекала естественность и теплота отношения художника к каждому предмету. Его нередко причисляют к импрессионистам, хотя образцами для него всегда оставались Веласкес, Гейнсборо, Ван Дейк (Роден даже назвал его, не без иронии, Ван Дейком нашего времени). Художник скончался в возрасте 69 лет, оставив впечатляющее портфолио своих работ: 900 картин маслом и более 2000 акварелей (в дополнение к переполненым этюдами альбомам, богатым наблюдениями из его путешествий).

Несмотря на то, что Сарджент является одним из наиболее известных портретистов, он нечто большее, чем просто совокупность его светских картин.

КЕМ БЫЛ ДЖОН СИНГЕР САРДЖЕНТ?

(Фото из интернета)
(Фото из интернета)

Джон Сингер Сарджент родился в январе 1856 года в семье американских эмигрантов, которая на тот момент проживала во Флоренции. В раннем возрасте будущий художник довольно часто переезжал с семьёй в разные города Европы, поэтому выучил французский, немецкий и итальянский языки. Сарджент также рано проявил свой талант к рисованию. В 1874 году семья переехала в Париж, чтобы позволить молодому Джону получить серьезное художественное образование. Он начал обучение у Каролюса-Дюрана, портретиста, экспрессивный стиль которого оказал большое влияние на Сарджента. По словам Барбары Вайнберг из Музея искусств Метрополитен, Каролюс-Дюран учил своих учеников сохранять энергичность и живость их первоначального наброска в конечной работе, а также поощрял изучение работ старых мастеров учениками, таких как Рембрандт, Ван Дейк и Веласкес. К 1877 году работы Сарджента были приняты на престижными парижскими салонами, арбитрами "приемлемого" искусства того времени.

"Клод Моне рисует на опушке леса", Джон Сингер Сарджент, 1885 год (Фото из интернета)
"Клод Моне рисует на опушке леса", Джон Сингер Сарджент, 1885 год (Фото из интернета)

Сарджент в молодости часто путешествовал, поэтому основная часть изучения произведений и его художественных исследований приходится на этот период: в 1876 году художник впервые посетил Америку; в 1879 году он изучал технику работ Веласкеса в Мадриде и наблюдал за работами Франса Халлса в Нидерландах. Оба художника часто писали портреты в темных цветовых гаммах, что также можно заметить и в ранних картинах Сарджента. Находясь в путешествии в Венеции, молодой художник наблюдал за повседневной жизнью жителей региона и запечатлял это в своих работах. В дополнение к изучению шедевров эпохи Возрождения, Сарджент учился у импрессионисов, которые творили в конце XVIII века.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ САРДЖЕНТА

Сарджент больше всего запомнился своими портретами, которые писал для английской и американской элиты. Хотя художник вдохновлялся традицией Grand Manner (идеализированным эстетическим стилем, основанным на классицизме и искусстве Высокого Возрождения), портреты его были отчетливо современными. Вместо неоклассических поз или стилизованной жесткости Сарджент выбирал непринужденные позы, естественные моменты застывшие во времени. Импрессионистские мазки привносили тепло и создавали на щеках моделей реалистичный румянец.

"Мадам Икс (Мадам Готро)", Джон Сингер Сарджент, 1884 год (Фото из интернета)
"Мадам Икс (Мадам Готро)", Джон Сингер Сарджент, 1884 год (Фото из интернета)

Портрет мадам Готро, который Сарджент считал своей лучшей работой, стал символом техники Сарджента, а публика Парижского салона, проходившего в 1884 году, была потрясена естественной позой и непринужденностью изображения.

"Великолепные Горные Акварели", Джон Сингер Сарджент, 1870 год (Фото из интернета)
"Великолепные Горные Акварели", Джон Сингер Сарджент, 1870 год (Фото из интернета)

Сарджент также создал тысячи этюдов акварелью, подчеркивая детали повседневной жизни. Он запечатлил каналы Венеции, высокие вершины Альп и аллигаторов у берегов реки. Позже акварель заняла центральное место в его творчестве и стала любимым материалом, ввиду усталости от выполнения портретов маслом на заказ.

"Венецианский Канал", Джон Сингер Сарджент, 1913 год (Фото из интернета)
"Венецианский Канал", Джон Сингер Сарджент, 1913 год (Фото из интернета)

С 1910 года фокус с портретной живописи был смещен на акварели, которые были хорошо приняты публикой, выставки с успехом проходили в Лондоне и Нью-Йорке. Сегодня впечатляющие коллекции этих работ хранятся в Бруклинском музее и Музее изящных искусств в Бостоне. В 2014 году обе коллекции были объеденены в одну общую экспозицию посвященную "смелому и экспериментальному подходу, который стал сенсацией в Британии и вызвал большое волнение в Америке".

МОДЕЛИ ПОРТРЕТИСТА

"Клементина Анструтер-Томсон", Джон Сингер Сарджент, 1889 год (Фото из интернета)
"Клементина Анструтер-Томсон", Джон Сингер Сарджент, 1889 год (Фото из интернета)

В 1880-х годах молодой Джон Сингер Сарджент стал известен в качестве опытного портретиста, писавшего парижских женщин и детей. По словам Вайнберга, после переезда в Англию в 1886 году художнику пришлось завоевывать расположение уже более сдержанных британцев, которые скептически относились к его "французскому" подходу к живописи. В этих творческих исканиях ему помогли американские модели, которых он рисовал в первые годы после переезда.

"Генри Кэбот Лодж", Джон Сингер Сарджент, 1890 год (Фото из интернета)
"Генри Кэбот Лодж", Джон Сингер Сарджент, 1890 год (Фото из интернета)

В конечном итоге его портреты привлекли британских покровителей. Среди известных персон, которых Сарджент писал на протяжении своей карьеры, были Изабелла Стюарт Гарднер, Теодор Рузвельт, Вудро Вильсон и члены таких известных семей Вандербильт и Астор. Среди них была и прекрасная леди Агню, написанная в непринуждённо и нежно. Полноразмерные портреты Уинифред, герцогини Портлендской и Миллисент, герцогини Сазерлендской, на которых изображены молодые женщины как нимфы.

"Портрет леди Агню из Лохно", Джон Сингер Сарджент, 1892 год (Фото из интернета)
"Портрет леди Агню из Лохно", Джон Сингер Сарджент, 1892 год (Фото из интернета)

Художник запечатлял не только элиту Америки и Англии, но и часто своих коллег-художников, среди которых были Моне, Роден и романист Роберт Льюис Стивенсон. Но именно богатые заказчики приносили Сардженту хороший доход и обеспечивали ему безбедную и респектабельную жизнь — ради того, чтобы быть увековеченными на холсте, они платили за сеанс около 5000 долларов (что сейчас составило бы примерно 150 000 долларов).

"Огюст Роден", Джон Сингер Сарджент, 1884 год (Фото из интернета)
"Огюст Роден", Джон Сингер Сарджент, 1884 год (Фото из интернета)

В 1918 году британское правительство поручило Сардженту написать картину, сюжетом для которой стали события Первой мировой войны (художник провел последний год войны во Франции с войсками, наблюдая как за британцами, так и за американцами). Его монументальная работа "Отравленные" изображает шеренгу солдат, направляющих друг друга после потери зрения в результате газовой атаки.

"Отравленные", Джон Сингер Сарджент (Фото из интернета)
"Отравленные", Джон Сингер Сарджент (Фото из интернета)

"Притча о слепых", Питер Брейгель Старший (Фото из интернета)
"Притча о слепых", Питер Брейгель Старший (Фото из интернета)

Произведение передаёт и ужас войны, и показывает простых людей, что сильно контрастирует с портретами аристократов, которых когда-то рисовал Сарджент. Также в этой работе он намекает на свое художественное образование — работа отсылает к "Притче о слепых" Питера Брейгеля Старшего.

НАСЛЕДИЕ

"Атлас и Геспериды", Джон Сингер Сарджент, 1922-1925 годы, Роспись потолка (плафон) в Музее изящных искусств (Фото из интернета)
"Атлас и Геспериды", Джон Сингер Сарджент, 1922-1925 годы, Роспись потолка (плафон) в Музее изящных искусств (Фото из интернета)

"Ветхий Завет", Джон Сингер Сарджент, Бостонская общественная библиотека (Фото из интернета)
"Ветхий Завет", Джон Сингер Сарджент, Бостонская общественная библиотека (Фото из интернета)

Завершив карьеру светского портретиста, Сарджент начал исследовал новые грани искусства. В течение последних трех десятилетий своей жизни художник посвятил значительное количество времени на создание серии огромных фресок, которые находятся в Бостоне. Его заказчиками были Бостонская публичная библиотека, Музей изящных искусств и Библиотека Уайденера Гарвардского университета. Эти великолепные библиотечные фрески в стиле боз-ар были отреставрированы в начале 21-го века и по-прежнему приветствует посетителей сегодня.

"Тед Шон", фототипия, Джон Сингер Сарджент, около 1915 года (Фото из интернета)
"Тед Шон", фототипия, Джон Сингер Сарджент, около 1915 года (Фото из интернета)

Сарджент представлял каждого из своих портретируемых как личность, со своими особыми эмоциями и нюансами, будь то Мадам Икс в черном платье или дочери Эдварда Дарли Бойта с серьезными выражениями лиц. Его произведения выходили за рамки простого изображения людей высокого социального класса, в результате чего Сарджент стал самым востребованным портретистом своего времени. Но вместо того, чтобы просто наслаждаться своей славой и достатком, он следовал своим художественным интересам, амбициям, отправлялся в путешествия и исследовал другие грани искусства. Сегодня его работы — как монументальные полотна, так и случайные этюды — можно найти в различных самых уважаемых музеях мира.

"Два этюда, отравленные газом солдаты", Джон Сингер Сарджент (Фото из интернета)
"Два этюда, отравленные газом солдаты", Джон Сингер Сарджент (Фото из интернета)