Найти в Дзене
ТеррИТОРия знаний

КАК ОБУЧАТЬ ЛЮДЕЙ, КОГДА УЧИТЬСЯ НЕКОГДА

Метод максимально быстрого обучения (МБО) предназначен для того, чтобы сократить время профессионального обучения в разы. МБО особенно востребовано сейчас, когда тысячи самых разных предприятий России работают в мобилизационном режиме в условиях двойного дефицита кадров (кандидатов на рынке труда просто мало, а те, кто есть, мягко говоря, не дотягивают до уровня требований рабочего места). То есть перед представителями сферы T&D (обучения и развития) стоит настоящий профессиональный вызов – как за минимальное время качественно обучить рабочим специальностям сотни тысяч кандидатов, имеющих серьёзные личностные дефициты и пробелы в школьном образовании. Именно данной проблеме и посвящена эта статья. Люди учились всегда, иначе бы не было прогресса. Человечество на разных этапах своего исторического развития училось по-разному: путем наблюдения, с помощью наставников, аудиторно, на рабочем месте. При этом существуют повторяющиеся ситуации, в которых самые разные люди учились значительно бы
Оглавление

Метод максимально быстрого обучения

Метод максимально быстрого обучения (МБО) предназначен для того, чтобы сократить время профессионального обучения в разы. МБО особенно востребовано сейчас, когда тысячи самых разных предприятий России работают в мобилизационном режиме в условиях двойного дефицита кадров (кандидатов на рынке труда просто мало, а те, кто есть, мягко говоря, не дотягивают до уровня требований рабочего места).

То есть перед представителями сферы T&D (обучения и развития) стоит настоящий профессиональный вызов – как за минимальное время качественно обучить рабочим специальностям сотни тысяч кандидатов, имеющих серьёзные личностные дефициты и пробелы в школьном образовании. Именно данной проблеме и посвящена эта статья.

1. Примеры максимально быстрого обучения (МБО)

Люди учились всегда, иначе бы не было прогресса. Человечество на разных этапах своего исторического развития училось по-разному: путем наблюдения, с помощью наставников, аудиторно, на рабочем месте. При этом существуют повторяющиеся ситуации, в которых самые разные люди учились значительно быстрее среднего, а значит, МБО в принципе возможно. Мы выбрали 4 примера МБО и постарались выделить в них инвариантные, стабильно повторяющиеся элементы.

Специальное военное обучение

Специальное военное обучение практически всегда проходит в закрытой воинской части, в которой за несколько месяцев курсант получает определенную воинскую специальность: летчика, радиста, диверсанта, снайпера и т.д. Обучение представляет собой курс или программу из нескольких дисциплин, которые в совокупности формируют компетенцию или семейство компетенций.

Обучение предполагает своеобразный учебный конвейер, в котором непрерывно чередуются различные учебные задания. Практически каждый курс заканчивается зачетом или экзаменом. Не сдавшие экзамен из школы отчисляются. Специальная военная подготовка, особенно в условиях военного времени, предполагает высокую интенсивность и редко продолжается дольше 6 месяцев. Поэтому курсантов обучают, как минимум, по 12 - 14 часов в сутки, а в некоторых случаях и фактически круглосуточно.

В силу краткосрочности обучения в военных школах приходится жестко расставлять приоритеты и жертвовать всеми дополнительными дисциплинами, учат только главному и жизненно важному. Если в 1939 – 40 гг. налёт выпускника лётной школы (6 – 9 месяцев обучения) составлял около 30 часов, то в 1941 году обучение в лётных школах сократили до 3 – 4 месяцев, а налёт часто не доходил и до 10 часов.

Для того чтобы выдержать такой темп и интенсивность подготовки, необходима жёсткая дисциплина. В военных школах существует детальный распорядок дня, в котором нет времени на праздность и самодеятельность. Практически всегда рядом с курсантами находится инструктор или младший командир. Широко практикуется взаимный контроль курсантов, вытекающий из принципа «зачет по последнему» и групповая ответственность «один провинился – отвечают все».

Экстремальное погружение в профессию

Около года в разных аудиториях мы давали участникам одно и то же задание: «Вспомните ситуацию в своей жизни, когда вы научились чему-то очень быстро. Назовите причины этого быстрого научения». Обработка ответов позволила выделить несколько ключевых факторов МБО:

· Амбициозная задача, которая создаёт высокий уровень мотивации и тонуса, без них МБО вряд ли возможно. Ведь любое обучение – это расход энергии, а обучение в сжатые сроки – это большие затраты. Примерами амбициозной задачи являются неожиданное назначение на должность, необходимость заработать крупную сумму денег, желание доказать что-то значимому человеку и т.п.

· Погружение в целостную деятельность, когда человек осваивает не одну-две операции на конвейере, а видит всю деятельность в целом и системно. Это позволяет ему совершить своеобразный импринтинг, «схватить» деятельность целиком. Именно целостная деятельность формирует у человека дисциплинарное мышление.

· Цейтнот, ограничение времени, которое создаёт стрессовую ситуацию, мобилизует человека, отключает критичность, не позволяя, с одной стороны, стесняться и откладывать обучение «на потом», а с другой стороны, резко увеличивает поисковую активность. То есть варианты новой деятельности, которые не являются эффективными, сразу отсеиваются. Образно говоря, у вас нет времени на медленные танцы.

· В силу интенсивности и сложности задачи происходит почти автоматическая приоритизация – «Я убираю все лишнее и не делаю ерунды». В это время человек живет по принципу «В жизни нужно делать только то, чего не делать не в состоянии». Принцип Парето переворачивается, 80% времени человек уделяет 20% самым важным делам.

· Многие участники опроса говорили и о естественном включении механизма самодисциплины. Важная задача становится доминантой, а все остальное теряет важность и откладывается «на потом». Люди забывают про отдых, развлечения, посторонние дела, мешающие выполнению главной задачи.

Если нужно описать суть этого варианта МБО одним предложением, то это «бросить человека, не умеющего плавать, в реку». Если не утонет, то плавать точно научится.

Педагогическая система В.Ф. Шаталова

Сразу оговоримся, что это действительно система, в которой множество методов, приёмов и методических средств. Их комплексное использование позволяет среднестатистическому ученику пройти программу средней школы не за 10, а за 7-8 лет, а весь школьный курс по отдельному предмету (например, математике, физике или химии) освоить за 2-3 месяца. Причём качество обучения таково, что практически все ученики учатся на «хорошо» и «отлично». Одна из книг Шаталова так и называется «Тройки больше не нужны».

Традиционно, выделим элементы, способствующие максимально быстрому обучению:

· Попадание в систему. Все элементы обучения – изложение учебного материала, ответы у доски, проверка знаний и домашних заданий – методически проработаны и алгоритмизированы. Благодаря многократным повторениям ученики быстро усваивают эти алгоритмы и действуют в соответствии с ними.

· Поддержание мотивации. Учиться интересно, каждый может выбрать факультатив по душе и задачи оптимального для себя уровня сложности. Проверка знаний происходит на каждом уроке. Любой ученик может не просто получить каждый раз свою «законную» пятёрку, но и в любое время исправить оценку за предыдущие темы, если он тогда был не очень успешным. Учиться на «отлично», быть умным – это норма.

· Интенсивное обучение. Теория даётся большими блоками, позволяя увидеть не фрагмент, отдельный элемент, а всю тему целиком. Используется каждая минута урока, когда работает весь класс, все ученики. Всячески приветствуются и поощряются дополнительные, самостоятельные занятия с выходом за рамки школьной программы.

· Дисциплина и самодисциплина. Так как в школе и на уроках отсутствует праздность – мать всех пороков, а учиться интересно и приятно, то и дисциплину специально поддерживать не нужно. За учителя это делает школьная среда, которая программирует учащихся на «правильное» поведение.

Подготовка к чемпионату «Атомскилс»

Опыт подготовки участников к профессиональным чемпионатам в компании Росатом позволяет за несколько месяцев развить компетенции выпускника колледжа или ВУЗа до профессионального уровня. Этому способствуют:

· Две ключевые части процесса подготовки: интенсивная тренировка и значимое соревнование. У участников есть чёткая цель, мотивирующая их на серьёзную работу.

· Конкретные стандарты, которые нужно достичь: точные тактические задачи и быстрые победы. Вся подготовка разбита на серию заданий с чёткими параметрами. То есть побед не нужно ждать месяцами, их можно испытывать хоть каждый день.

· Моментальная и разнообразная обратная связь: быстрая коррекция, оперативное подкрепление, отслеживание прогресса, сравнение себя с лучшими. Тренер сразу исправляет ошибки и хвалит за достижения. Фиксация результатов позволяет оценить прогресс, а общая таблица результатов даёт представление об успехах коллег.

· Стресс, который мобилизует ресурсы и снижает критичности. Участникам некогда сомневаться, «собираться с силами» и испытывать муки выбора. Энергия направляется на достижение цели, а не на переживания по поводу «возможно ли её достичь».

· Отсев по стоп-факторам. Для подготовки всегда набирается заведомо бОльшее количество претендентов, чем необходимо. Кто-то отсеивается по объективным показателям, а кто-то по субъективным.

Подведём промежуточный итог. В обучении есть эволюционный и революционный подходы. Эволюционный – когда человек учится в спокойных условиях, на среднем уровне сложности. И революционный – когда человек учится экстремально быстро. Первый вариант предпочтительнее, но иногда единственный выход — это МБО.

МБО – это не наше изобретение, мы лишь эмпирически выделили принципы, позволяющие разным людям осваивать новые компетенции максимально быстро и качественно:

· Включение в систему – само обучение в идеале представляет собой учебный конвейер. Заданы продолжительность, методы и результат каждого этапа обучения. В итоге развитие компетенции превращается в управляемый процесс, в технологию.

· Сверхмотивация – обучение добровольное и является элементом управления карьерой. В процессе обучения различными инструментами поддерживается тактическая мотивация учащихся.

· Дисциплина – процесс обучения подчиняется научно-обоснованному темпоритму и укладу. Учащиеся, не соблюдающие требования учебного процесса, отчисляются.

· Интенсив – обучение предполагает минимальный разрыв между теорией и практикой, а также различные варианты моментальной обратной связи, чтобы не переучиваться.

· Обучение только главному – учим лишь тому, без чего не обойтись в профессии – решению типовых профессиональных задач.

· Погружение в целостную деятельность – обучение не элементам, а целостной деятельности, формирование дисциплинарного мышления.

2. Типовые педагогические задачи

Любое развитие, в том числе компетенций, стоит на трёх китах: обучении, научении и воспитании.

Обучениеэто то, что делает преподаватель, процесс передачи знаний от учителя, наставника ученику.

Научениеэто то, что делает сам ученик после обучения, процесс самостоятельного освоения навыков, умений, компетенций и т.д.

Разница между обучением и научением как между «одеть» и «надеть». Обучают тебя, а научаешься ты сам. Научение возможно только в деятельности и только после принятия ответственности человеком за собственное развитие. Для формирования компетенции время обучения и научения должно соотноситься, как минимум, 1 к 3, то есть на час обучения нужно планировать не менее трёх часов самостоятельной отработки и практики.

Воспитаниеэто процесс социализации человека, освоения ценностей, норм, правил, культуры, принятых в данном сообществе людей, трудовом коллективе.

Для того, чтобы профессиональное развитие было эффективным, нужно решить 8 типовых педагогических задач:

· Создание тактической мотивации на обучающую или научающую активность.

· Создание информационной основы деятельности.

· Работа с опытом (получение, осознание, структурирование).

· Практика в деятельности.

· Передача ответственности за научение ученику.

· Презентация ролевой модели.

· Тактическая мотивация на правильные поступки.

· Отрицательное или положительное подкрепление поведения.

3. Что такое МБО как методика

МБО как методика возникает на стыке его принципов и типовых педагогических задач. Их творческое соединение и будет частной и всегда уникальной методикой МБО. К сожалению, невозможно создать единую методику МБО, например, для корпоративного учебного центра, СУЗа и колледжа. У них разная материально-техническая база, контингент учащихся, а также набор компетенций, которым в них обучают. Однако общими остаются принципы МБО и типовые задачи.

В сокращенном виде объединение принципов МБО и типовых педагогических задач выглядит так.

-2

Резюме или Продолжение следует

В данной статье мы обозначили принципиальную возможность максимально быстрого обучения, выделили его принципы, показали пересечение типовых педагогических задач с принципами МБО. Всё это в совокупности составляет методологию МБО, то есть ответ на вопросы ЧТО и ЗАЧЕМ нужно делать.

Что касается методики МБО, которая отвечает на вопрос КАК нужно действовать в данном, конкретном СУЗе или учебном центре, то это следующая задача, которую мы ставим перед собой. Будем рады, если данную задачу мы сможем решить вместе с вами, уважаемые читатели.