Таню Варанкину после краткосрочных курсов кассиров и выпуска из детдома до получения квартиры от государства приютила заведующая магазином. Понравилась ей услужливая и трудолюбивая девушка.
- Поживи у меня пока, а то мне одной скучно. У детей свои семьи, мужа не стало, вдвоём всё-таки веселей. Раз в неделю вымоешь в квартире пол вместо квартплаты.
Таня не только делала уборку, но и варила вкусный борщ, пекла тонкие блинчики, и хозяйка была ею довольна.
- Вы для меня вместо мамы, - иногда грустила девушка, - вот бы мне её найти.
Через год Таня получила однокомнатную квартиру, только там не было мебели. Тогда хозяйка отдала ей свой старый диван, на которой девушка спала, старую плитку и кое-какую посуду. Дворник Максим, издали наблюдавший за новосельем, неожиданно притащил старый телевизор.
- Он ещё работает, а жители купили новый цветной, а этот выкинули.
Парень учился в институте, жил с матерью, а в свободное время работал дворником и помогал матери мыть полы в подъездах. Оттуда же он притащил выброшенный стол, пару стульев, негодуя, что вполне ещё хорошие вещи сейчас выбрасывают.
Мама нашлась.
Осенью Таня видела, как Максим сгребает пожелтевшие и покрасневшие листья берёзы и клёна.
- Такую красоту вы в мусорный бак сметаете, - пожалела однажды Таня, присаживаясь с дворником на скамейку. Парень неопределённо пожал плечами, показывая глазами на соседнюю скамейку. Там, придерживая рукой большой пакет, сидела старуха, наблюдая за ними.
- Это твоя мама?
- Скорее твоя, видишь, такая же сероглазая, круглолицая, только в худшем исполнении.
- Доченька моя, как долго я тебя искала!
Незнакомка кинулась к ней, обняла за плечи, поцеловала в обе щёчки и всё повторяла, как она искала её и наконец, нашла.
Увядшее лицо женщины, серые глаза, пытливо смотревшие из-под широких бровей, полные губы и курносый нос - всё сразу показалось Тане родным. Именно о такой матери она мечтала все тоскливые годы в детдоме. Не раздумывая, словно так и надо, девушка взяла пакет женщины и пригласила её в квартиру.
А там, Вера Петровна, как звали гостью, долго и жалобно рассказывала, как она долго искала её. Ведь, сначала врачи её обманули, сказали, что девочка родилась мёртвой. Только потом санитарка роддома случайно проговорилась ей, что девочку отдали в детдом.
Таня Варанкина не расспрашивала о подробностях. Девушка была довольна, что нашёлся родной человек, её сейчас есть о ком заботиться, кому пожаловаться и поделиться новостями.
Оказалось, что у мамы есть небольшой домик на окраине города, который нужно отапливать, носить воды, поэтому было решено, что Вера Петровна будет жить вместе с дочерью.
На работе Таня поделилась радостью с подругами, надеясь, что они порадуются за неё. Но они лишь недовольно пробурчали, что очень вовремя у девушки нашлась мама, как только та получила квартиру.
Болезнь и сосед
Вера Петровна повесила на окна в комнате и на кухне голубые с белыми ромашками шторы, на пол постелила ковровую дорожку. Шторы и дорожка оказались не новыми, но в квартире стало уютней. Сейчас Таня не чувствовала себя одинокой. Только Вера Петровна часто жаловалась на здоровье. Раньше она работала продавцом, потом у неё ухудшилось здоровье, и её перевели в уборщицы. А сейчас у неё обнаружили рак желудка, а делать операцию нужно срочно, а то будет поздно.
А денег на операцию требуется 200 тысяч, которых у неё нет. И Таня приуныла. Она не знала, что делать, как помочь матери?
Через неделю, вернувшись с работы, Таня видела на кухне свою маму и невысокого мужика с тёмной короткой бородкой с широкими ладонями с чёрной каёмкой под ногтями. На столе валялись кусочки сыра и хлеба, обрезки колбасы, пара грязных стаканов, а в мойке стояла недопитая бутылка водки.
- Это мой сосед, он летом крышу мне отремонтировал и дрова расколол, вот я его и угощаю. Много ли мне жить осталось, не больше месяца. Да и водка помогает мне терпеть боль.
- Я бы для родной матери на её лечение взял деньги из кассы. Или унёс бы пару норковых шуб, я бы их смог быстро продать и отдать деньги Вере Петровне на лечение.
И Таня пообещала скоро достать деньги матери на операцию.
Но денег из кассы взять нельзя, ведь инкассаторы сразу заметят недостачу. Вынести дорогие шубы незаметно тоже невозможно, да и зачем подводить заведующую. Конечно, Таня потом постепенно всё выплатит, но воровать она не хотела.
Мужик приходил почти каждый день и напоминал, что Вере Петровне срочно требуются деньги на операцию, иначе она скоро умрёт.
Тогда Таня решила помочь матери и взять деньги в банке, но там требовался поручитель. Тогда девушка решила взять кредит в микро займе. Там молодая сотрудница встретила её приветливо, потребовала только паспорт и документы на квартиру, затем сразу выдали деньги. Девушка так обрадовалась, что подписала договор, даже не читая его.
Радостная она прибежала домой, осторожно разделась у дверей, достала деньги, намечая сразу выложить их перед матерью. Но неожиданно услышала тихий разговор матери с её соседом, заставивший девушку прислушаться и задуматься. Мужик настаивал, чтобы половину денег Вера Петровна отдала ему, не зря же он уже месяц ежедневно поит её водкой.
А мама Тани соглашалась отдать ему за помощь только 50 тысяч, остальные ей нужны самой.
Таня не верила своим ушам. Она тихонько оделась и вышла на улицу. Ей требовалось осмыслить и понять происшедшее. Её мама не больна, её не нужна операция!? Она хочет от дочери получить только деньги на выпивку.
Значит, у неё нет матери, или всё же есть!?
Таня машинально присела на скамейку. Вместо листьев сейчас падали редкие пушистые снежинки. Будет сейчас работа дворнику. Девушка не помнила, сколько она так просидела, пока не появился Максим. Он сел рядом и спросил, что с ней случилось? Почему она так расстроилась. Таня подробно всё ему рассказала. Ей хотелось, чтобы кто-то объяснил ей происшедшее, а то она сама разобраться и понять не в состоянии.
А Максим внимательно прочитал договор, сказал, что Тане придётся выплатить за полученные деньги почти миллион рублей с процентами и, может быть, даже придётся расстаться с квартирой.
Девушка залилась слезами.
Тогда парень утешать не стал, а потащил девушку в микро организацию. Там он вернул специалисту 200 тысяч, и потребовал вернуть договор. Сотрудница резко отказалась, швырнула деньги обратно. После долгих споров Максим, пригрозив вызвать полицию, сказав, что в залог квартиру брать запрещено по закону. Он добился своего. Хотя сотрудница согласилась деньги взять, но потребовала в качестве процентов оплатить 5 тысяч рублей за пользование деньгами.
- За эти три часа, - удивился наглости Максим и снова напомнил о полиции. Только тогда Таня получила договор обратно.
Они медленно шли обратно. После долгого молчания Таня спросила.
- От тебя мама не отказалась в роддоме? Она заботилась о тебе? Покупала тебе игрушки и сидела у твоей кроватки, когда ты болел?
- Конечно, а как же иначе? - недоумевал Максим.
- Она не просила у тебя денег на своё лечение?
- Нет, конечно, - удивился парень.
- Тогда ты очень сильно люби её.
По-прежнему падал снег, который зимой они будут убирать вместе.
А Вера Петровна, не дождавшись от Тани денег, забрала свои шторы и половик, вернулась обратно в свой дом и больше не приходила.