Супервизия в психологии
У психологов и помогающих практиков очень много власти. Процесс происходит один на один, если мы говорим об индивидуальной терапии или консультации или в группе, где психолог или помогающий практик чувствует свою власть ещё сильнее.
К сожалению многие специалисты первоначально приходят в эту профессию, чтобы удовлетворить свою потребность в нужности, важности и значимости. И со временем, если у специалиста нет супервизий и личной терапии – эта потребность продолжает быть главной для специалиста.
И часто, я в своей педагогической деятельности вижу специалистов, которые не знают, что такое супервизия, никогда не слышали и не понимают для чего она нужна.
При этом с людьми они уже работают и считают себя профессионалами.
Что такое супервизия?
Супервизия это простыми словами - двойная забота о клиенте. Потому что, в момент супервизии супервизор работает на вашего клиента.
Супервизия – это фундамент для реального восприятия себя, как специалиста в контакте с клиентом.
Супервизия – это внешний взгляд на процесс, расширение вариативности в работе с клиентом, возможность осознать перенос и контрперенос.
Супервизия для психологов – это терапия для вашей профессиональной части. Это исследование затруднений в работе с клиентом. Это поиск новых решений. Это поиск интервенций в контакте именно с этим клиентом. Это взгляд шире на контакт, на процесс. Это осознавание своих процессов в контакте с клиентом.
Так специалист может годами находится со своим клиентом в детско-родительских отношениях, в которых он будет идти за своей потребностью в значимости и как следствие будет продолжать удерживать своего клиента в позиции ребёнка, в зависимой позиции, избегая посмотреть в сторону взращивания в клиенте саморегулирующих и адаптивных механизмов.
Клиент будет продолжать опираться в своих жизненных решениях на специалиста, поддерживая и подпитывая потребность специалиста.
И когда такой специалист слышит про супервизию, он в основном своём реагирует крайне отрицательно. Поднимается очень много чувств, часто это раздражение, злость, агрессия и специалист старается как можно сильнее обесценить и того, кто говорит об этом и саму супервизию.
Так происходит, потому что, бессознательно специалист понимает, что в процессе супервизии он может столкнуться с тем, что его образ, галлюцинация, его глюк о том, что он специалист, достигший высочайших высот в своём профессионализме потерпит крах. И тогда исчез то, на что этот специалист так удобно опирался, когда использовал своих клиентов для удовлетворения своих потребностей.
Часто я наблюдаю, как специалист, у которого уже есть практика, пришёл на супервизию, проваливается в позицию ребёнка и начинает воспринимать обратную связь от супервизора в штыки. На любую реплику супервизора специалист начинает защищаться, нападать, оправдываться. В таком взаимодействии очень сложно выстроить продуктивное сотрудничество, а супервизия это именно сотрудничество, в котором есть предмет исследование и исследуемые.
Когда же специалист находится в уязвленной позиции, то сотрудничество невозможно, взаимодействие превращается в борьбу, в противостояние со стороны специалиста. И в итоге он не получает того, что мог бы получить при другом виде взаимодействия.
Почему супервизия важна?
Этот процесс нужен не для того, чтобы указывать специалисту на его ошибки, грозить пальчиком, что он недостаточно хороший профессионал. Выискивать все его ошибки в работе с клиентами, рассматривать их под микроскопом, попутно разочаровываясь.
А именно так, многие специалисты, не практикующие супервизии думают.
А думают они так, потому что, сами видят в супервизоре критикующего родителя, который непременно поставит под сомнение их заслуги и профессионализм.
А так как, у многих нет разделения между собой и своими заслугами, то психолог или помогающий практик, ну никак не может допустить хоть малейшую возможность для разрушения своего образа.
На самом деле супервизия нужна совершенно не для этого. И если специалист с самого начала своей практики ходит на супервизии, то он это прекрасно знает и использует этот инструмент для своего профессионального роста, усиления себя, как специалиста, для развития своего профессионального мышления, расширения своей вариативности и инструментария.
У супервизора совершенно другая функция во взаимодействии со специалистом, который к нему пришёл. Супервизор помогает посмотреть на процесс работы под другим углом, увидеть новые возможности. Он берет специалиста и отводит его на другое расстояние, показывает процесс со стороны наблюдателя, расширяет угол обзора.
Он исследует вместе со специалистом, что происходило с ним в процессе контакта с клиентом. Кого тот увидел в своём клиенте, почему испытывал те или иные чувства или состояния, помогает осознать все эти процессы.
И от этого специалист начинает видеть процесс более чисто, понимает с чем ему нужно пойти поработать в свою личную терапию. У специалиста появляется несколько новых вариантов, как можно повзаимодействовать с клиентом.
Супервизия важна также, как и личная терапия для психологов и помогающих практиков.
В чем отличие супервизии от личной терапии?
Личная терапия – это когда психолог или помогающий практик идет к своему психологу для исследования своих личных процессов, которые связаны с его личной жизнью.
В процессе личной терапии психолог – это просто человек, который разбирается со своими состояниями, ситуациями, чувствами, действиями, решениями, связанными со сферами его личной жизни.
Супервизия – это когда психолог или помогающий практик идёт к супервизору, для исследования своих профессиональных процессов, которые происходят в процессе его работы в контакте с клиентом.
На супервизии специалист исследует трудности, состояния, чувства, возникающие в процессе его контакта с клиентом.
Также в процессе супервизий, специалист развивает своё профессиональное, критическое мышление, осознавание проекций и выхода из них. Развивает творческий потенциал, овладевает методами саморегуляции, избавляется на напряжения, усиливает свои навыки и увеличивает вариативность инструментария.
Супервизор – это специалист, имеющий бОльший опыт и владеющий соответствующими навыками и компетенциями, который помогает специалистам разбираться в отношениях с их клиентами.
Супервизор такой немножко педагог, который может показать новые для специалиста варианты работы с клиентами.
И чем раньше специалист начинает ходить на супервизии, тем больше у него шансов быть профессионалом своего дела в реальности, а не только в своих фантазиях.
Когда нужна супервизия?
Как же понять, когда нужно обратиться за супервизией?
Когда я начинала свою практическую деятельность, то я брала супервизию после каждой консультации с клиентом. Наверное, это перебор)))) Но, я так боялась навредить своему клиенту.
Страх навредить – это, кстати, еще одна из причин почему важно ходить на супервизии, особенно в первые годы своей практики.
Начинающему специалисту кажется, что одно его неверно сказанное слово, одна его не правильно выбранная интервенция, тут же и бесповоротно развалят клиента и он больше никогда не сможет жить как прежде. Специалисту кажется, что он нанесет непоправимый урон своему клиенту.
Супервизор поможет пройти этот страх, увидеть реальность, осознать, что всё происходит совсем не так, как специалист видит через очки страха.
Если вы начинающий специалист, то лучше обращаться за супервизиями часто, в зависимости от количества у вас клиентов. Если это 1–2 клиента в месяц, то и на супервизии лучше ходить 1–2 раза в месяц. Соответственно, чем больше клиентов, тем чаще супервизии.
Со временем и опытом, супервизии необходимы, когда вы чувствуете, что зашли в тупик в работе с клиентом. Или вы понимаете, что с вами происходит что-то в контакте с клиентом, что вы не можете отследить и понять, что это за процесс.
То есть, обращайтесь за супервизией, тогда, когда у вас возникнет трудность в работе с клиентом или конкретный запрос.
Выбирайте учебные заведения, в которых практики будут проходить в формате супервизий.
Тогда, когда вы будете заканчивать обучение, у вас уже будет понимание важности супервизий.
У вас будет сформирована реальная картина своей профессиональной части. Вы не будете воспринимать супервизии, как угрозу для вашего эго.
Вы ясно и чётко будете понимать смысл и ценность супервизий, сможете получать обратную связь без проваливаний в детскую позицию, оставаясь в позиции специалиста и воспринимая супервизии, как пользу и ценность для своего профессионального роста.
Психологи и помогающие практики, выбирая ходить на супервизии, вы проявляете заботу о ваших клиентах, о вашем профессиональном здоровье.
Выбирая ходить на супервизии, вы выбираете профессионально расти, быть в контакте с реальностью и помогаете вашим клиентам расти рядом с вами!
Автор: Федотова Мария Валерьевна
Специалист (психолог), Семейная родовая терапия
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru