Статья, которую готовил уже давно, потому что считаю тему наиболее важной, о которой хотел бы рассказать. В первую очередь — сформулировать её для себя. Кажется, наконец, получилось всё доходчиво описать. Поговорим о том, как создавать воспоминания о своей книге.
Давай проведём быстрый мысленный эксперимент: вспомни последнюю прочитанную книгу (давай без классики, вроде "Мастера и Маргариты" или "Преступления и наказания"). Как много деталей, сцен, фразочек из этой книги сможешь вспомнить? А между тем, именно этим лично я бы стал мерять качество книги (или "талант автор", как любят говорить некоторые читатели канала).
Моя последняя прочтенная книга — "Погребенный великан" (да, я её перечитал уже очень много раз, но я легко могу вспомнить себя из прошлого, который прочитал книгу впервые). Вот что я сразу вспоминаю:
- старики, бредущие друг за другом через дремучий лес, при этом старушка Беатрис то и дело спрашивает: "Ты здесь, Аксель?", желая удостовериться, что старик-муж её не бросил,
- старая римская вилла, и пережидающие в ней непогоду лодочник и старуха, при этом старуха убивает кроликов, чтобы насолить лодочнику, — оба, как будто, то ли с картины, то ли из сна,
- саксы, которые переживали за жизнь мальчика, но ополчились на этого самого мальчика, как только увидели его рану,
- офицер брит, который в стариках увидел своих родителей, но погибший от меча их сопровождающего,
- монахи, истязающие себя за грехи прошлого в надежде искупить вину...
Продолжать я могу очень долго. Буквально каждая глава запечатлена в моей голове благодаря ярким образам, символам, отдельным репликам. Вот всё это я и называю ГГГ — главными гвоздями глав.
Что такое "гвозди"?
Кажется, я прочитал о "гвоздях" в статье о братьях Стругацких. Их метод предполагал, что на каждой странице написанного текста обязательно должен быть вбит "гвоздь" (сейчас не получается найти такую статью — так что, возможно, они называли их как-то иначе?). Гвоздь — это нечто такое, за что глазу или мысли было бы интересно зацепиться.
И вот среди всех "гвоздей" обязательно должен быть — главный гвоздь главы. Это я уже сам придумал.
ГГГ – не всегда кульминация. Это может быть фон, визуальный символ, фраза, повторяющаяся деталь, второстепенное событие, которое рифмуется с главным конфликтом.
Если твоя глава просто описывает события, то это проходная глава. Возможно, она нужна тебе для продолжения действия в книге, но ведь и её можно разнообразить.
В сценарном и режиссёрском мастерстве такой подход к работе с "главами" сценария называется "придумать решение сцены" — то есть добавить некую "изюминку" в происходящие события, чтобы сцена запоминалась.
Для публицистов, копирайтеров и прочих работников коммерческого слова Максим Ильяхов в своё время придумал название — "сильный ход" (есть интересный вебинар на эту тему). Сильный ход — это такой "крючок" в статье, на лендинге или в рекламе, по которому люди этот материал запомнят. Будут говорить: "А, это та статья, где был мультик с редактированием текста в прямо эфире" или "А, это та реклама, где песенка во-осемь-восемьсот-..."
Так и в главе книги может быть много гвоздей, но важно, чтобы был Главный Гвоздь Главы, из-за которого её будут помнить.
Разумеется, сложно для каждой главы придумать такой элемент, но постараться-то можно, так ведь? Я изучал последние книги российских авторов на предмет количества глав — в среднем это 25-30 глав. Неужели сложно придумать 25-30 каких-то цеплялок?
Накидаю примеров ГГГ.
Как выглядит ГГГ в известных книгах?
😎⚡ Гарри Поттер и философский камень
О чём первая глава? О победе над Волан-де-Мортом, но все помнят сцену, как Гарри оставили под дверью Дурслей (да-да, это было в кино, но и после прочтения книги вы бы вряд ли что-то ещё запомнили).
Вторая глава — про день рождения Дадли. Там много рассказывается о жизни Гарри с Дурслями, но запоминается только один момент: Гарри смотрит удаву в глаза, стекло исчезает, и змей “подмигивает”.
👒 Госпожа Бовари
Когда героине делают предложение, на заднем плане кричат аукционные ставки. В кульминационный момент аукционист кричит: “Продано!”, а госпожа Бовари говорит: "Да!" Не совпадение, а продуманный Флобером ход.
🥊 Бойцовский клуб
Первая глава — та, в которой рассказывают, как сделать бомбу. Вторая — та, где рассказывають про Боба и почему он теперь не совсем мужчина. Третья — глава, где рефреном звучит фраза "Ты просыпаешься в ..." и называется очередной аэропорт.
🙀 Мастер и Маргарита
Голова Берлиоза. Спросите меня: "С чего начинается эта книга Булгакова?" — и я отвечу: "С того, как Воланд и его свита подстроили смерть Берлиоза". На самом деле у двух предыдущих глав тоже были свои ГГГ (странный "немец", реалистичный Иешуа), но главный гвоздь третьей главы их затмил.
Как создать ГГГ?
Вариантов — миллион. Всё, что вы можете придумать, — это и может оказаться главным гвоздём. Но вот парочка идей.
1. Добавить сильную визуальную деталь.
💡 Пример: Тень человека, который стоит за углом, но его никто не видит.
2. Использовать неожиданный звук или фоновую деталь.
💡 Пример: Пока герои решают свою судьбу, по радио играет песня, которая что-то значит — либо для героев, либо для читателя.
3. Переплести два монолога в иллюзию диалога
💡 Пример: Героиня говорит о любви, герой – о политике. Но их слова звучат, как спор о будущем.
4. Сделать “символичный финал сцены”
💡 Пример: Главный герой отказывается от любви, и в этот момент выключается свет.
5. Рефрен или повторяющийся элемент
💡 Пример: Герой всё время прячет руки в карманы.
Как понять, что ГГГ работает?
✅ Если убрать эту деталь – сцена потеряет атмосферу.
✅ Дайте прочитать главу кому-нибудь. Читатель сразу вспомнит именно её, даже если забудет остальное.
✅ ГГГ создаёт глубину – рифмуется с основной темой, усиливает конфликт.
Если этих пунктов нет – ищи новый Гвоздь.
Пиши так, чтобы читатель запоминал важные для тебя элементы главы, а не просто перелистывал страницы.
Если в твоей главе нет Главного Гвоздя, она забудется. Если в твоей книге нет глав с ГГГ, то забудется вся книга.
---
Автор: Макс Ридд. Пишу о писателях и писательском ремесле.
❤️🔥 Понравилась статья? Лайк и подписка с вас!