Утром мы попрощались с Байкалом. Уезжать было грустно, тем более, что погода, наконец, наладилась. Байкал синел и манил остаться. Но мы собрали остатки воли, бросили монетки в прозрачные воды и пообещали себе когда-нибудь вернуться. Тем более, что север Байкала мы ещё не видели.
У нас наступал новый этап путешествия - впереди маячила Монголия. Но к ней надо было подготовиться. Для этого мы на пару ночей решили остановится в Улан-Удэ.
26.07.24, пятница.
Снова 250 км едем прекрасным Баргузинским трактом и на въезде в Улан-Удэ, в микрорайоне Верхняя Берёзовка, заезжаем в этнографический музей народов Забайкалья (N 51° 53.010' E 107° 39.096').
Окраины Улан-Удэ с северной стороны покрыты сосновыми лесами. Музей тоже находится в таком сосновом бору, в окружении сопок. Воздух тут удивительно хорош, он весь пропитан чудесным смоляным духом, особенно ярко выраженным после вчерашних сильных дождей.
Музеи деревянного зодчества - наша любимая фишка, стараемся их не пропускать. Скансен в Улан-Удэ - второй музей деревянного зодчества за путешествие. Первый мы осматривали в Нижней Синячихе на Урале и тот нам не зашел. А всё потому, что музейные экспонаты там стояли вперемешку с обычными жилыми домами, через территорию скансена проходило довольно оживлённое шоссе. Не такими должны быть подобные музеи, в них нужно погружаться в эпоху и никакие чуждые элементы не должны раздражать глаз. Идеал скансена для нас - Малые Корелы под Архангельском, но и этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ оказался весьма хорош.
Стоимость музея немного выше, чем в среднем за подобного рода музеи, но и территория скансена реально огромная, мы гуляли по нему часа четыре.
Оно и не удивительно, ведь этот музей - один из крупнейших под открытым небом в России: на территории площадью 37 гектаров собрано более сорока архитектурных памятников.
Основан музей был в 1968 году. Одним из его первых экспонатов стала Никольская церковь, перевезённая из села с одноименным названием - Никольск.
Алтарь.
Обходить музей лучше против часовой стрелки, так лучше с точки зрения хронологии.
Открывает музей археологический комплекс.
Здесь расположены молитвенные камни (маани шулун), каменные столбы, сторожевые камни.
Шатровые кладки из гранито-гнейсов. Предназначены для жертвенно-погребальных ритуалов. Кости человека в них практически не встречаются, а встречаются плоскодонные сосудики, изделия из железа, кости и стекла, фаунистические останки. VI-X века. Этот был привезён из Ольхонского района Иркутской области.
Есть даже петроглифы.
Потом идёт так называемый Бурятский комплекс.
Самый интересный и ценный экспонат тут - Дэважин-дуган, доставленный из Тамчинского дацана. Он также, как и Никольский храм, был одним из первых экспонатов, появившихся в музее.
До 1936 года в нём располагалась резиденция Пандито хамбо-ламы.
Бурятская юрта. Стены строили из сосны, крышу - из лиственницы или кедра.
Летняя юрта с примыкающей верандой. С появлением домов русского типа буряты продолжали сохранять юрты как стационарные жилища на летниках и во дворах зимних усадеб. Переселялись в них ранней весной, до перекочевки на летники, а после возвращения с летников - жили до наступления холодов. Зимой использовались в качестве амбара и кладовки для хранения муки, мороженного мяса, молока.
Интерьер летней юрты. Внутри юрта разделена на зоны: почетная часть дома - хоймор, и хозяйственная часть.
Совершенно неожиданно обнаружили небольшой зоопарк. Мы его пробежали быстро, но детишкам будет чем разнообразить разные домики. Больше всего удивило содержание кроликов, которых здесь держат в клетках за большим количеством сетки. Только что ток не пропущен. Кролики - они такие, опасные.
Предбайкальский сектор представлен несколькими усадьбами бурятов-казаков.
Русский старожильческий комплекс с домом станичного атамана.
Ворота.
В Забайкальском комплексе отражена такая сущность этой местности, как место ссылки и каторги. Вот, например, этапный амбар для ночёвки ссыльных из села Кульский Станок.
Одни из самых интересных и красивых домов находятся в Старообрядческом комплексе. Здесь выстроена целая улица односторонней застройки конца XIX — начала XX века.
Дома зажиточного крестьянина из села Куйтун.
Особенно хороши тут ворота из села Новая Брянь. Наверху можно увидеть дату постройки - 1906 год.
Внутри дома.
Старообрядцы здесь были семейского типа. Их ссылали в Сибирь в XVIII веке. Семейские были переселены в Забайкалье из Ветки, ныне города Гомельской области Белоруссии, во времена раздела Речи Посполитой. Семейскими они назывались потому, что переселялись большими семьями с имуществом, в отличие от одиноких каторжников.
Семейские сразу начали выращивать рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овёс, картофель, овощи, коноплю. Благодаря этому Верхнеудинский округ стал наиболее развитым в Забайкалье в земледельческом отношении.
Дома здешних старообрядцев очень похожи на те, что мы видели в Малых Корелах, Витославицах, Семенково, Кижах. Дома большие, просторные, с высоким подклетом и крыльцом, потолок и пол из круглых брёвен, колотых пополам, ворота и ставни богато украшены резьбой и росписью.
Большие усадьбы были необходимостью. В большой усадьбе, состоящей из нескольких домов, жило до четырёх поколений одной семьи. Все семьи были многодетными. Имущество и землю делили редко.
Ставни в крестьянском доме украшены незатейливыми рисунками и резьбой.
И, наконец, последний сектор музея народов Забайкалья - Городской. Здесь собраны дома старого Верхнеудинска, так раньше назывался Улан-Удэ.
Дом с мезонином, построен в 1900 году. В доме восстановлена экспозиция интерьера дома богатых горожан начала XX века.
Дом коридорного типа (1909). Такие дома получили распространение в Верхнеудинске в связи с прокладкой Транссибирской магистрали и притоком новых жителей. Предназначался для сдачи комнат в наём.
Резьба тут роскошная.
Мы были очень довольны посещенным музеем, наверное, поэтому следующий объект как-то не впечатлил. А заехали мы в расположенный поблизости дацан Хамбын Хурэ N 51° 51.237'E 107° 38.827'.
Дацан был основан в 1994 году Пандито Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым и сейчас является резиденций этого самого ламы. Первый храм, посвященный Калачакре (буддийское божество, Идам высшего класса) был построен в 1998 году.
Главный храм – Цогчен-дуган - освящен в 2003 году.
Ещё на территории дацана Хамбын-Хурэ возведены два субургана, посвященные основанию дацана и тантрийскому божеству Калачакре.
Всё здесь нам казалось чуждым и непонятным, хотя три года назад мы были в Элисте и вроде как с буддизмом знакомы не понаслышке. Скорее всего, просто не успели перенастроиться со спокойного музея народов Забайкалья в ароматном сосновом бору на шумный многолюдный дацан на пустынном неуютном пустыре.
Тем не менее тему с дацанами мы решили продолжить и поехали в самое известное место окрестностей Улан-Удэ - Иволгинский дацан (N 51° 45.525' E 107° 12.078'). Ехать до него было неблизко, сначала через Улан-Удэ, а потом километров тридцать по шоссе на Кяхту, а потом вернуться обратно в забронированный отель в Улан-Удэ. Спустя день мы снова поедем по этой дороге, но в тот день нам будет не до дацанов, какие уж дацаны, если надо доехать от Улан-Удэ до Улан-Батара. А Иволгинский дацан нам хотелось посетить всенепременно, поэтому и закладываем такой крюк.
Весьма интересно, что Иволгинский дацан был построен во времена расцвета власти Сталина. До революции 1917 года в России насчитывалось 35 дацанов (32 - в Забайкальской области, 2 - в Иркутской губернии, 1 - в Санкт-Петербурге), но к 1937 году не осталось ни одного. Однако после Великой отечественной войны, советскую власть вдруг прошибло и непонятно почему бурятам было разрешено открыть два монастыря - один в Бурятии, другой в Агинском округе. И вот в декабре 1945 года около селения Верхняя Иволга был основан «Тvгэс Баясхалантай Улзы Номой Хvрдын Хийд», что в вольном переводе означает "монастырь, основанный в месте, где вращается колесо учения, приносящее счастье и преисполненное радости".
Несколько десятилетий Иволгинский дацан являлся единственным буддийским монастырем на территории Бурятии, пока в 1990-х годах не стали вновь открываться другие дацаны. Сейчас их около тридцати.
В Иволгинском дацане хранится нетленное тело Хамбо Ламы Итигэлова, феномен которого уже больше пяти лет обсуждается в научной литературе.
15 июня 1927 года, в возрасте 75 лет, Пандито Хамбо Лама попросил прочитать для него похоронную молитву. В конце молитвы Хабо Лама перестал двигаться и стал казаться мертвым. В соответствии с завещанием, его в позе лотоса поместили в бумхан (саркофаг) и захоронили в местности Хухэ Зурхэн, это район современного Иволгинска.
В 1955 году, в соответствии с завещанием Итигэлова, ламы подняли саркофаг с телом, и убедились в неизменности его тела.
В 2002 году Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии экспертов-криминалистов снова вскрыли бумхан. Тело Итигэлова прекрасно сохранилось. Хамбо Ламу перенесли в Иволгинский дацан, где для него был выстроен специальный дворец-храм.
Храм строился по проекту несохранившегося Дэважин-дугана Янгажинского дацана, спроектированного и построенного самим Итигэловым ещё в 1906 году.
Тогда же, в 2002 году, было взято несколько образцов - волосы, ногти, частички кожи. Проведенные судмедэкспертами исследования показали, что белковые фракции тела Хамбо Ламы имеют характеристики, близкие к живому телу. Данный феномен пока не имеет научного объяснения и, с точки зрения медицины, считается невозможным. Нетленное тело стало объектом массового поклонения.
Раньше доступ к телу был платным, теперь можно посмотреть на нетленного ламу без всякой мзды. Правда, фотографировать строжайше запрещено, так что придётся поверить мне на слово: Хамбо Лама сидит как живой.
Иволгинский дацан считается главным дацаном России. Он действующий и было любопытно глянуть на словивших нирвану лам.
Нас дацан порадовал яркостью красок, разнообразием всяких пагод и ступ всевозможных размеров.
И общее впечатление от дацана, несмотря на непогребённое тело, осталось весьма позитивное.
Здесь даже стадион есть.
Посещением дацана мы завершили насыщенный день и в третий раз пересекли Улан-Удэ, чтобы наконец заселиться в отель. Отель был не сказать, чтобы был сильно бюджетен, при этом комнатка оказалась совсем крошечная. Хорошо, что хоть с парковкой проблем не было. Из плюсов стоит отметить наличие кухни и отличную воду прямо из-под крана. Как нам сказали, Улан-Удэ вообще славится хорошей водой.
За 26 июля проехали 361 км.
#бурятия #иволгинскийдацан #этнографическиймузейнародовзабайкалья #забайкалье #путшествияамашине