Найти в Дзене
Учительница

Ломать план урока из-за ученика. Нормально? (Продолжение)

Оглавление

Мы уже разобрали, как опоздания могут повлиять на ход занятия. Об этом в прошлой статье

Но это далеко не единственная причина, из-за которой приходится менять планы на ходу. Сегодня поговорим о других неожиданных ситуациях, с которыми сталкиваются репетиторы, и обсудим, стоит ли в них подстраиваться под ученика или держаться намеченного курса.

1️⃣ Ученик приходит с «горящими» вопросами

Допустим, вы подготовили урок по определённой теме, но ученик с порога говорит: «А можно сегодня не про это? У меня важный вопрос!»

Например:

  • У него завтра тест, и он хочет разобрать именно этот материал.
  • Он смотрел сериал или читал книгу на английском и хочет обсудить новую лексику.
  • На работе срочно понадобилось написать деловое письмо.

Что делать?

  • Гибкость – ключ к продуктивному обучению. Если запрос действительно важный и полезный для ученика, я готова адаптироваться. Но! Если это просто желание «поговорить ни о чём», то урок всё же остаётся в рамках запланированной темы.

Вывод:

если ситуация разовая и действительно актуальна для прогресса ученика – перестроиться можно. Но если ученик постоянно диктует повестку урока, теряя системность в обучении, тут уже стоит мягко, но уверенно вернуть контроль в руки преподавателя.

2️⃣ Ученик устал и не готов воспринимать сложный материал

Иногда ученик приходит на занятие абсолютно выжатым – после школы, работы или экзаменов. На лице – пустота, в глазах – «не сегодня, пожалуйста».

Что делать?

Если вы видите, что ученик не потянет тяжёлый материал, можно переключиться на более лёгкие, но всё же полезные активности:

  • Обсудить короткое видео на английском.
  • Разобрать мемы и шутки, связанные с языком.
  • Сделать упражнения на закрепление уже пройденного.

Но не стоит превращать урок в пустую болтовню. Даже самый уставший ученик способен что-то вынести из занятия, если подобрать правильный формат.

Вывод:

лучше сделать занятие легче, чем пропустить или провести его впустую. Но важно, чтобы ученик не привык к этому как к норме.

3️⃣ Ученик не выполнил домашнее задание

Вы подготовились к уроку, рассчитывая, что ученик выполнил домашнее задание. А он приходит и честно признаётся: «Я ничего не сделал».

Возможные причины:

  • Забыл / не успел / не понял задание.
  • Поленился.

Как реагировать?

  • Если это единичный случай – можно оперативно ввести упрощённые упражнения, чтобы ученик хоть что-то сделал во время урока.
  • Если это систематическая проблема, важно обсудить с учеником его отношение к обучению и объяснить, что без самостоятельной работы прогресса не будет.

Вывод:

учить без домашней практики – как ходить в спортзал, но не тренироваться между занятиями. Ученик должен понимать, что выполнение ДЗ – его зона ответственности.

А стоит ли вообще быть гибким?

Как видите, ситуации бывают разные. Иногда адаптивность – это спасение (когда ученик реально нуждается в другом формате). А иногда – потакание капризам, из-за которых процесс обучения становится хаотичным.

📌 Золотое правило:

педагог управляет процессом, но оставляет место для разумной гибкости. Главное – не терять системность и результативность.

💬 А какие неожиданные ситуации ломали ваш урок? Как вы выходили из них? Делитесь в комментариях!