– У меня есть только один вариант, – сказала я мужу, приподнимая над головой пакет с пустыми банками от энергетиков, – выбросить это всё вместе с твоим братом!
Виталик, мой добродушный муж, сидел на диване и щёлкал каналами, пытаясь скрыть растущее смятение. Всего месяц назад в нашей квартире царил идеальный порядок: меня не встречали горы мусора по утрам и никто не претендовал на мой любимый плед. Но стоило его брату Максу «заглянуть на пару дней», как у нас начался кромешный бардак.
– Слушай, – начал Виталик мягко, – Макс переживает непростые времена… Может, ты дашь ему шанс?
Шанс? Когда на кухне воняет протухшим куриным филе, которое Макс не убрал в холодильник? Когда на ковре в гостиной выросла гора фантиков от конфет? Я готова была прямо сейчас подбросить его коробки к порогу, но понимала: выгнать брата мужа без предупреждения – значит разругаться с Виталиком насмерть.
«Спокойнее», – напомнила я себе. – «Нужно найти стратегию».
КОНФЛИКТ И РОСТ НАПРЯЖЕНИЯ
Первая стычка
– Макс, ты будешь хоть что-то делать по дому? – спросила я утром, заставая его на кухне. Он ел прямо из кастрюли мою вчерашнюю лапшу. – Или решил, что я тут горничная?
Он повернулся, держа ложку во рту:
– А я думал, вы меня кормите, чтобы поддержать в сложный период.
Виталик вошёл на шум, увидел, как Макс растянулся за столом, и подавленно вздохнул:
– Макс, может, устройся наконец на работу? Ты ведь хотел…
Макс театрально закатил глаза:
– Слушай, брат. Там, куда я ходил, один рабский труд за копейки. А я хоть и упал на дно, но не настолько.
Я крепче сжала край кухонного полотенца. Всё, никакой жалости.
– Ладно, – сказала я ледяным тоном. – Если для тебя всё «рабский труд», вот список дел по дому. Выполни – получишь ужин. Не выполни – могу и замок сменить.
Он глянул на листок, хмыкнул:
- Вынести мусор
- Пропылесосить ковёр
- Купить продукты (не только для себя!)
– Я тут гость или кто? – возмутился Макс.
– Ты – нахлебник, – отрезала я. – Но можешь стать гостем, если возьмёшься за голову.
Виталик потянул меня за руку в сторону, прошептал:
– Успокойся, а то он сорвётся, уйдёт…
Я только горько усмехнулась:
– А это, по-твоему, плохо?
Столкновение интересов
Тем же вечером я обнаружила на диване пустую пиццу, объедки роллов и банку с остатками какой-то странной горчицы. Пахло жутко. Сам виновник «праздника» лежал, раскинув руки, будто дезертир, которому всё надоело.
– Макс, ты что, праздник души устраивал? – Я подбоченилась и оглядела перепачканный соусом плед. – Почему всё в таком состоянии?
Он приподнялся на локте, озираясь, как будто впервые видит этот бедлам.
– А я, знаешь ли, стресс снимал. Виталик задержался, ты тоже не подходила, мне скучно стало. Захотелось пожить без проблем…
– Да ты здесь живёшь БЕЗ проблем! – рявкнула я. – У тебя нет ни работы, ни платы за квартиру, ни забот, как сводить семейный бюджет. Единственная проблема – я, которая требует убрать за собой!
– Ну, – он наклонил голову, словно пытаясь найти ответ, – ты и сама неплохо справляешься с уборкой.
Внутри меня всё закипело. Я готова была уже устроить истерику, но тут вернулся Виталик. Увидев поле боя, он побледнел:
– Макс, так дело не пойдёт. Я даю тебе три дня, чтобы ты нашёл работу. Иначе…
– Иначе что? – Макс приподнял бровь. – Вы меня выгоните, да?
Виталик перевёл взгляд на меня. Я кивнула. И впервые муж отступать не стал.
– Да, выгоним, – сказал он твёрдо. – Хватит сидеть на шее.
Якобы уход Макса
Наутро Макс исчез, оставив за собой груду мусора и пару футболок, брошенных в гостиной. И я, если честно, почувствовала настоящую лёгкость. Неужели уехал? Я с наслаждением пропылесосила ковёр, выбросила остатки мусора.
Но радость была недолгой – через час позвонила моя свекровь:
– Ксюшенька, что там у вас за разборки? Макс ко мне приехал, говорит, вы его прогнали. Он расстроен и требует, чтобы вы «вернули его на место».
– Людмила Петровна, – я еле сдержала сарказм. – Максу тридцать три года. Пускай живёт у вас, если ему так надо.
– У меня тут места мало, а он понаехал с сумками. Вот думаю, может, вы его обратно возьмёте? Не по-родственному как-то.
Серьёзно? То есть «не по-родственному» – это требовать от взрослого мужика хотя бы выбрасывать за собой мусор?
– Он не хочет работать, – объяснила я, как учительница с ленивым учеником. – А мы – не приют. Да и муж тоже устал тянуть Макса на себе.
– Ох, не знаю… – пробормотала свекровь. – Раз вы такие упорные, а Макс мне всю шею уже проел… Может, и я к вам приеду, чтобы вы меня «приняли обратно», а заодно помогли воспитывать брата.
Я похолодела. Свекровь – тоже в гости? Нет уж!
– Простите, Людмила Петровна, – проговорила я твёрдо, – но у нас сейчас нет свободного пространства. Максу мы дали все шансы.
Свекровь повесила трубку, явно недовольная. И вскоре я узнала, что она попросту выгнала Макса к его «друзьям». Ну и слава богу, подумала я, может, там найдёт работу.
НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ
Новое пришествие
Прошло около недели. Мы с Виталиком начали забывать про ночные пиццы и грязные носки. В квартире стало так тихо и чисто, что мы практически не ссорились – наслаждались жизнью вдвоём.
И вдруг в субботу я возвращаюсь из магазина и вижу, как Макс сидит на лестничной площадке перед нашей дверью – с чемоданами и чертовой кучей пакетов.
– Привет… – бормочет он, поднимая на меня виноватые глаза. – Меня друзья выгнали. Сказали, я не плачу за аренду, да и вообще напрягаю. Мама тоже не особо рада, её соседке это не понравилось… В общем, меня опять попросили «на выход».
Я передёрнула плечами:
– Макс, а ты не задумывался, что проблема может быть не в нас, а… в тебе?
– Задумывался, – он устало вздохнул, – и даже решил искать работу. Да только без прописки и рекомендаций меня не особо берут. А ночевать вообще негде.
Тут подошёл Виталик, увидел брата, и у него помрачнело лицо:
– Опять ты…
– Брат, не пинай меня сейчас. Хочу попробовать серьёзно устроиться. Знакомые обещали дать мне номер кадровика в одном складском комплексе, чтобы я грузчиком пошёл. Я согласен на всё. Только позвольте переночевать пару дней…
Я посмотрела на Виталика – и увидела его мучительные сомнения. Дадим ли ему второй шанс? С другой стороны, выгнать на улицу – нелюдский поступок.
– Хорошо, – сказала я после паузы. – Но при условии, что завтра же отправишь резюме куда надо. И никакого бардака!
Макс молча кивнул. Было видно, что он реально загнан в угол.
Макс меняется?
К нашему удивлению, в следующие дни Макс действительно начал шевелиться. Утром вставал пораньше, уезжал «на собеседования», вечером возвращался вымотанный, но без прежних наглых шуточек. Я ловила себя на мысли: может, он всё-таки понял, что надо менять жизнь?
Однажды вечером я случайно заметила, как Макс сидит за ноутбуком в гостиной. На экране открыто несколько вкладок с вакансиями и… какая-то соцсеть, где он смотрит короткие ролики. При моём появлении он, смутившись, закрыл вкладку, но я успела увидеть заголовок: «Социальный эксперимент: живу на шее у родственников».
Я похолодела. Он что, снимает с нас скрытую камеру?
– Макс, это что было? – спросила я тихо.
– Да просто… – он покосился на меня. – Это видео другого блогера. Я смотрю, как люди живут, притворяясь бездомными, чтобы проверить доброту близких.
В этот момент у меня ёкнуло сердце: а не проверяет ли он нас самих?
– Ты тоже что-то записываешь? – прищурилась я.
Он отвёл взгляд.
– Хм… вообще-то да, – признался он, почесав затылок. – Когда-то я снимал ролики про себя как «падшего путешественника», который выживает в разных домах. Хотел стать популярным в сети. Но, видимо, плохая идея. У меня сейчас по-настоящему нет работы и нет денег, и всё пошло не по плану.
Я почувствовала прилив адреналина. Выходит, он действительно жил за наш счёт, рассчитывая снять «прикольное» видео?
– Макс, – сказала я с нарастающим негодованием. – Ты только не смей это выкладывать, ясно? Людям, которые берут тебя в дом, не хочется стать посмешищем в интернете.
– Я уже стёр всё, – вздохнул он. – Поверь, сейчас мне не до розыгрышей, я из-за этих экспериментов поссорился с половиной друзей. И, честно, понял, что пора взрослеть.
По его глазам я видела: он не врёт. Похоже, «челлендж» бумерангом вернулся к нему: никто больше не хотел пускать в дом «паразита-блогера».
Кульминация: решающий разговор
На следующий день раздался звонок свекрови. Я встала на громкую связь, потому что Виталик сидел рядом.
– Ну что, Ксюшенька, – голос у свекрови был настороженный, – мой Макс с вами? У него уже нашлась работа?
– Почти, – ответила я. – Говорит, устроился грузчиком на склад. Завтра первый выход.
– Правда?! – свекровь кашлянула, словно смущаясь. – Тогда ему не придётся жить у вас вечно, да?
Я прикусила губу, чтобы не выдать саркастический смешок.
– Думаю, нет, Людмила Петровна. Когда у него пойдёт первая зарплата, он снимет комнату.
– Ага, – протянула свекровь, – и не придётся мне к вам переезжать?
– Ох, надеюсь, что нет! – выпалил Виталик, и я едва сдержала смешок.
Поворот на складе
Вечером Макс вернулся с просветлённым лицом.
– Меня взяли на испытательный срок. Тяжело, но платят. Сказали, если не буду лениться, через месяц оформят по контракту.
– Отлично, – похвалил его Виталик. – Надеюсь, выдержишь.
Макс лишь устало улыбнулся.
– Придётся выдержать. И, кстати, прости, что морочил вам голову со своими экспериментами. Я больше не буду так… употреблять вашу доброту.
Я была готова уже взорваться потоком упрёков, но вдруг почувствовала, что не могу. Он действительно изменился.
КУЛЬМИНАЦИЯ И ФИНАЛ
Прошло две недели. Макс действительно работал без прогулов, перестал засиживаться по ночам и даже спрашивал, нужно ли купить чего-то к ужину. Вскоре он объявил, что нашёл недорогую комнату и уезжает.
Вечером, когда он собирал вещи, я заметила на его ноутбуке новое окно – безобидный мотивационный ролик: «Как найти себя после кризиса». Кажется, Макс и вправду сделал выводы.
– Спасибо, что потерпели меня, – сказал он, укладывая в сумку уже аккуратно сложенные футболки. – Да, я сначала хотел снять всё для YouTube, думал, будет весело. Но просёк, что на самом деле я реально сполз на дно. Знаешь, какая это ломка – признать, что ты неудачник?
Я вздохнула, кивнула и почему-то положила ему в пакет чистое полотенце.
– Больше не возвращайся в роли паразита, – проговорила я мягко. – Если что – мы поможем, но только не такой ценой.
– Обещаю, – Макс поднял чемодан, опустил глаза. – Ещё раз спасибо.
Дверь за ним закрылась негромко. И мы с Виталиком вдруг будто вздохнули полной грудью. Я села на диван, обвела взглядом чистую гостиную и улыбнулась мужу:
– Ну что, свобода?
– Угу, – вздохнул Виталик облегчённо. – Никакой свекрови, никакого «социального эксперимента» и вечно валяющихся носков.
Мы рассмеялись, и я вдруг ощутила приятное тепло: иногда помощь действительно способна изменить человека, но только если он сам захочет поменяться.
Эпилог: звонок от свекрови
На следующий день телефон затренькал.
– Ксюша! – раздался голос Людмилы Петровны. – Макс сказал, что ушёл от вас, но нашёл работу! Это всё правда?
– Правда, – ответила я, стараясь скрыть улыбку.
– И он… не собирается больше записывать всякие видео? – понизила голос свекровь. – Он мне там такую ерунду показывал!
– Думаю, нет, – успокоила я её. – Теперь он в реальности работает, а не в интернете.
Повесив трубку, я поставила чайник. Было чувство, что мы прошли через урок: никто не обязан спасать взрослого, пока он сам не решит спасаться. Но иногда, дав второй шанс, можно изменить всё.
ФИНАЛ
– Виталик, – позвала я мужа, – а давай устроим себе вечер кино и пиццы?
– С удовольствием, – усмехнулся он. – Но только без Макса.
– Только без Макса, – подтвердила я и улыбнулась, глядя на диван, который теперь принадлежал нам.
Понравился вам рассказ? Тогда поставьте лайк и подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные истории из жизни.
НАШ ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ - ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ.