Найти в Дзене
Дневник неочевидного

Машины, которые возили первого президента России: путешествие по автопарку Бориса Ельцина от советских легковушек до иностранных внедорожник

Серебристый «Москвич», загадочная Subaru, брутальный «гелик» для охоты и немецкие лимузины с бронезащитой… Автомобильный парк первого президента России был таким же многогранным, как и эпоха, которую он олицетворял. Если бы 1 февраля 2025 года Борису Ельцину исполнилось 94 года, он, возможно, с улыбкой вспомнил бы свои поездки на АвтоВАЗ и тест-драйвы отечественных моделей. В непростые времена для экономики он не просто поддерживал автопром словами, но и лично проверял, как чувствуют себя российские автомобили на дороге. Некоторые из них он даже передавал простым гражданам в качестве подарка. Но особенно интересны машины, которые окружали первого президента России в его официальной и частной жизни. Какие автомобили сопровождали Ельцина на ключевых этапах его карьеры? Давайте разберемся. В начале 80-х, когда Борис Ельцин занимал пост первого секретаря Свердловского обкома КПСС, его официальным автомобилем был легендарный ГАЗ-14 «Чайка» — статусный и редкий лимузин, единственный на тот м
Оглавление

Серебристый «Москвич», загадочная Subaru, брутальный «гелик» для охоты и немецкие лимузины с бронезащитой… Автомобильный парк первого президента России был таким же многогранным, как и эпоха, которую он олицетворял.

Если бы 1 февраля 2025 года Борису Ельцину исполнилось 94 года, он, возможно, с улыбкой вспомнил бы свои поездки на АвтоВАЗ и тест-драйвы отечественных моделей. В непростые времена для экономики он не просто поддерживал автопром словами, но и лично проверял, как чувствуют себя российские автомобили на дороге. Некоторые из них он даже передавал простым гражданам в качестве подарка.

Но особенно интересны машины, которые окружали первого президента России в его официальной и частной жизни. Какие автомобили сопровождали Ельцина на ключевых этапах его карьеры? Давайте разберемся.

ГАЗ-14 «Чайка» без брони для Свердловска

ГАЗ-14 «Чайка»
ГАЗ-14 «Чайка»

В начале 80-х, когда Борис Ельцин занимал пост первого секретаря Свердловского обкома КПСС, его официальным автомобилем был легендарный ГАЗ-14 «Чайка» — статусный и редкий лимузин, единственный на тот момент в регионе. Эта машина сопровождала Ельцина на служебных поездках, а также принимала в своем просторном салоне высокопоставленных гостей.

Семиместный ГАЗ-14 был настоящим символом комфорта по советским меркам: электростеклоподъемники, стереосистема высшего класса с магнитофоном, ремни безопасности с инерционными катушками — все для удобства пассажиров. А под капотом прятался мощный 220-сильный V8, разгоняющий лимузин до 175 км/ч. Однако, несмотря на внушительные размеры и статусность, «Чайка» не имела никакой дополнительной защиты — ни брони, ни специальных усилений.

Прошли десятилетия, но автомобиль Ельцина сохранился в прекрасном состоянии. Сегодня увидеть его можно в музее Ельцин-центра в Екатеринбурге — и представить, как этот лимузин когда-то возил будущего президента по улицам Свердловска.

«Москвич-2141» как личный автомобиль

В декабре 1989 года, под Новый год, Борис Ельцин сделал себе необычный подарок — купил свой первый личный автомобиль. Им стал серебристый «Москвич-2141» — довольно скромный по меркам чиновников тех лет, но всё же достаточно редкий цвет для этой модели. В тот момент он еще возглавлял Московский горком партии, но, похоже, решил отойти от официального автопарка и пересесть за руль собственной машины.

По характеристикам это был стандартный «Москвич» с 1,5-литровым мотором мощностью 72 лошадиные силы и механической коробкой передач. При желании на таком можно было разогнаться до 150 км/ч, но, скорее всего, Ельцин использовал его в более спокойном режиме. В салоне — минимум удобств: штатный радиоприемник (по заказу можно было получить магнитолу «Былина») и отопитель. Никакой роскоши, только функциональность.

Что стало с этим «Москвичом» дальше — загадка. Одни источники утверждают, что автомобиль затерялся в истории, другие — что его удалось сохранить и сейчас он проходит реставрацию, чтобы однажды занять достойное место в музее. Возможно, скоро мы снова увидим этот скромный, но знаковый автомобиль в истории первого президента России.

Lada-110 для тест-драйва на АвтоВАЗе

-4

Август 1994 года. У стен Кремля стоит необычная машина — прототип новой Lada-110 (ВАЗ-2110), которую АвтоВАЗ готовил к серийному производству. За руль садится Борис Ельцин. Рядом — глава АвтоВАЗа Владимир Каданников. Президент России сам проводит тест-драйв отечественной новинки.

Автомобиль в цвете «голубой металлик» был оснащен передовыми для того времени технологиями: 16-клапанный двигатель с распределенным впрыском, экономичный расход — менее 5 литров на 100 километров. Однако оценить все его достоинства Ельцину было сложно — тест-драйв длился всего несколько сотен метров.

До конвейера эта модель добралась только в 1996 году, и серийные версии были попроще: сначала с восьмиклапанным мотором на 1,5 литра, а позже — с более мощным 16-клапанным двигателем на 94 лошадиные силы. Сам Ельцин уже не возвращался за руль товарной версии, но тот короткий тест-драйв в центре Москвы стал знаковым моментом — редкий случай, когда глава государства лично испытывает новую разработку российского автопрома.

Subary Legacy Outback из книги Коржакова

Subaru Legacy Outback
Subaru Legacy Outback

В середине 1990-х годов у Бориса Ельцина появился еще один личный автомобиль — внедорожник Subaru. Хотя точную модель, как это часто бывает в таких историях, никто не может назвать, но она точно оставила свой след в истории. Охранник первого президента России, Александр Коржаков, упоминает о ней в своей скандальной книге «Борис Ельцин от рассвета до заката», где делится множеством личных подробностей о жизни своего шефа.

Единственное, что ясно из описания — это был настоящий джип с просторным салоном, в котором легко можно было вытянуть ноги. Коржаков отмечает, что переднее сиденье напоминало знаменитую «Волгу» — ГАЗ-21, а сама машина была оборудована автоматической коробкой передач. Вот и весь набор данных для автолюбителей, но он стал основой для горячих споров в сети.

Так что же это была за Subaru? На форумах в интернете до сих пор не утихают дискуссии. Некоторые склоняются к версии, что это был Subaru Forester, но проблема в том, что эту модель начали выпускать только в 1997 году, а Коржаков в тот момент уже не был рядом с Ельциным. Это ставит под сомнение достоверность этой версии. Более вероятно, что речь идет о Subaru Legacy Outback, который дебютировал в 1995 году, когда и мог попасть в распоряжение первого президента России.

ЗИЛ-41052 с бронекапсулой в наследство от Горбачева

-6

После ухода Михаила Горбачева с поста президента СССР, Борису Ельцину достался в наследство роскошный бронированный лимузин — ЗИЛ-41052 1988 года выпуска. Этот автомобиль стал не просто служебной машиной, а настоящим символом безопасности и статуса, сопровождавшим первого президента России в поездках по стране и за рубежом.

ЗИЛ-41052 был не просто автомобилем — это была крепость на колесах. Внешне он выглядел как обычный лимузин, но за внешней элегантностью скрывалась серьезная бронезащита. Этот почти 5-тонный автомобиль был оснащен особой бронекапсулой, разработанной Курганским машиностроительным заводом. Она могла защитить от пуль из автоматического оружия и снайперских винтовок, а также выдержать близкий взрыв гранаты. На случай экстренной ситуации в машине был баллон с кислородом, обеспечивающий запас воздуха на два часа.

ЗИЛ-41052 был настолько надежен, что его использовали не только внутри страны, но и за рубежом. Например, в 1992 году, на встрече «Большой семерки» в Мюнхене, этот лимузин стал верным спутником Ельцина. На передней части машины красовался миниатюрный штандарт с двуглавым орлом — символ России.

Особое внимание заслуживает и система защиты от прослушивания, а также уникальная резина, которая позволяла машине продолжать движение даже с простреленными шинами. Этот лимузин не просто возил президента, он был его крепким щитом, обеспечивающим безопасность в любых ситуациях.

Mercedes-Benz Pullman и слухи про Гельмута Коля

Mercedes-Benz S-Class Pullman W140
Mercedes-Benz S-Class Pullman W140

Служебный автопарк Бориса Ельцина в 90-е годы пополнили два бронированных Mercedes, каждый из которых мог бы стать частью захватывающей автомобильной эпопеи первого президента России. Один из них — Mercedes Pullman Sonderschutz, по легенде, был подарен Ельцину канцлером Гельмутом Колем. Этот роскошный лимузин не только служил президенту, но и был на службе у его преемников — Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Спустя годы в сети появилась информация, что этот автомобиль был выставлен на продажу за более чем 30 миллионов рублей, однако подробности о том, что именно этот Mercedes был в распоряжении Ельцина, остаются неясными. Где сейчас находится этот лимузин — вопрос, на который нет ответа.

Второй Mercedes — это W140, который позже также стал известен на автомобильных рынках. Этот автомобиль, по словам продавца, был использован Ельциным как на официальных, так и на неофициальных встречах. Цена на этот Mercedes составляла почти €500 тыс., и, по последней информации, автомобиль уже был продан. Однако, как и в случае с Pullman, точных подтверждений, что это был тот самый лимузин Ельцина, нет.

Mercedes-Benz G-Class для охоты

-8

Охота была одним из любимых увлечений Бориса Ельцина, и специально для его выездов в подмосковный заказник «Завидово» в 1990-х годах был создан уникальный внедорожник — модификация легендарного Mercedes-Benz G-Class. Эта особенная версия, разработанная по заказу ГОН ФСО в сотрудничестве с фирмой Binz, была полностью адаптирована под нужды президента России.

Внешний вид автомобиля говорящий: темно-зеленый «Гелендваген» стал настоящим символом выездов в леса. Он был оснащен мощной электрической лебедкой, массивным «кенгурятником» для защиты решетки радиатора и фар, а также расширенными колесными арками, которые позволяли устанавливать внедорожную резину. В дополнение шли усиленные пороги, дополнительная оптика на крыше и специальные крепления для ружей и других охотничьих принадлежностей в багажнике.

Главное, что выделяло этот «Гелик», — это комфорт для самого президента и его сопровождающих. Внутри было предусмотрено дополнительное место для егеря, а также небольшой выдвижной столик для работы с документами — ведь, даже находясь в дикой природе, Борис Николаевич не мог полностью абстрагироваться от дел.

Технические характеристики остались на уровне стандартного G-Class: 5-литровый мотор V8 мощностью 296 л.с., с максимальной скоростью в 190 км/ч.

А если Вы хотите быть в курсе последних автомобильных новинок, интересных фактов и практичных советов, обязательно подпишитесь на мой канал. Так же рекомендую ознакомиться с другим моим материалом 👇