Найти в Дзене
Дмитрий Деркач

Сложное показательное неравенство с тренировочного ЕГЭ 2025 года (Армавир)

Решить неравенство Условие заставляет настораживает нехорошими предчувствиями, но первый очевидный шаг – сделать стандартную замену переменной Тогда: Получаем: Если дальше решать «в лоб», то надо раскрыть скобки в правой части неравенства перенести все в одну сторону, привести подобные слагаемые и решать полученное неравенство методом интервалов. При этом получится выражение 4 степени и с ним придется «попотеть» У некоторых могут возникнуть трудности с возведением в квадрат суммы трех слагаемых. Поэтому сразу обсудим этот вопрос. Для тех, кто не знает соответствующую формулу надо воспользоваться определением степени: Но, все-таки, полезно и готовую формулу знать на память Т.е. квадрат суммы равен сумме квадратов каждого слагаемого плюс удвоенные попарные произведения всех слагаемых Решение «в лоб» приводит к сложному выражению, поэтому хочется придумать другой способ решения Заметим, что в левой части можно вынести общий множитель 3 за скобки: Выражения в скобках похожи, слагаемые слев
Оглавление

Условие

Решить неравенство

Решение

Условие заставляет настораживает нехорошими предчувствиями, но первый очевидный шаг – сделать стандартную замену переменной

-2

Тогда:

-3

Получаем:

-4

Если дальше решать «в лоб», то надо раскрыть скобки в правой части неравенства перенести все в одну сторону, привести подобные слагаемые и решать полученное неравенство методом интервалов. При этом получится выражение 4 степени и с ним придется «попотеть»

У некоторых могут возникнуть трудности с возведением в квадрат суммы трех слагаемых. Поэтому сразу обсудим этот вопрос.

Для тех, кто не знает соответствующую формулу надо воспользоваться определением степени:

-5

Но, все-таки, полезно и готовую формулу знать на память

-6

Т.е. квадрат суммы равен сумме квадратов каждого слагаемого плюс удвоенные попарные произведения всех слагаемых

Решение «в лоб» приводит к сложному выражению, поэтому хочется придумать другой способ решения

Заметим, что в левой части можно вынести общий множитель 3 за скобки:

-7

Выражения в скобках похожи, слагаемые слева – это квадраты соответствующих слагаемых справа. Понятно, что такие совпадения не случайны и это надо как-то применить.

Еще можно заметить, что каждая скобка является неполным квадратом суммы (такое выражение встречается в формуле сокращенного умножения – разность кубов)

Но в итоге (после ряда экспериментов) получилось решение, которое приводится здесь (поклонникам замены переменной посвящается).

Заметим, что в скобках переменная t и ее степени, числа 2 и его степени. Поэтому сделаем еще одну замену (чтобы увидеть главную структуру выражения):

-8

Букву t можно было не переобозначать. Но все-таки сделаем это, в том числе и для себя, чтобы легче воспринимать выкладки

-9

Раскрываем скобки и приводим подобные слагаемые:

-10

Выражение стало существенно проще. Далее раскладываем на множители группировкой

-11

Применили формулу разность кубов (для современных школьников редкая формула, поэтому запишем ее):

-12

Вторая скобка – это неполный квадрат суммы. Дискриминант неполного квадрата суммы (разности) отрицательный (если в нем одна переменная). Поэтому такая скобка принимает или только положительные или только отрицательные значения. В нашем случае, эта скобка больше нуля, поэтому ее можно убрать из дальнейшего рассмотрения: положительные множители при сравнении с нулем можно не писать. Но сделаем это несколько иначе

Вернемся к переменной t:

-13

Чтобы не делать письменных объяснений в решении про положительность второго множителя (неполный квадрат суммы) просто воспользуемся методом интервалов

-14

Оказалось, что закрашена на числовой прямой одна точка, которая является ответом

Возвращаемся к переменной х:

-15

Послесловие

Получилось, что решением неравенства является одно число.

Это нестандартный случай для неравенств формата ЕГЭ. Такое неравенство можно включать в тренировочные варианты при подготовке к ЕГЭ, но сомнительно, что такое неравенство стоит включать в официальный тренировочный вариант ЕГЭ (мнение автора)

Заметим, что к результату можно было прийти без метода интервалов, если обосновать, что вторая скобка в неравенстве принимает только положительные значения:

-16

Проверка решения

Возвращаясь к странному ответу, захотелось себя проверить (ошибаются все; не ошибается только тот, кто ничего не делает). Ну и вообще самоконтроль – важный навык в занятиях математикой

Моя версия программы PhotoMath не решила данное неравенство

Поэтому обратимся к графическому решению. Воспользуемся сервисом Desmos:

-17

Получаем такой результат:

-18

Такая картинка не доказывает правильность решения, но она не противоречит полученному результату: график функции (в видимой части располагается выше оси Ох), неравенству удовлетворяет одна точка – точка касания с осью Ох. Проверяем, что это действительно точка, которую мы записали в ответ. Такое совпадение можно считать не случайным, поэтому надеемся, что приведенное решение вывело на правильный ответ.

P.S.

Я привел рассуждения, которые не претендуют на максимальную рациональность, но более-менее соответствуют знаниям стандартного школьника

Спасибо, что дочитали до конца - вы действительно интересуетесь школьной математикой

-19