В начале этого года Сергей Чемезов, управляющий "Ростехом", вновь подтвердил свои прошлые заявления. Он заявил, что производство самолёта МС-21-310 в серийном формате стартует уже в 2026 году. В следующем году Чемезов также сообщил о планах завершить сертификационные испытания для этой новой модели.
Кроме того, он отметил, что начнется новый этап летных испытаний как для МС-21, так и для Superjet 100 в контексте импортозамещения. В предыдущем году руководитель Ростеха предупреждал о вероятности переноса начала поставок МС-21-310 на 2026 год.
После того как все испытания будут завершены и необходимые документы получены, серийные поставки самолетов могут стартовать. Ускорить этот процесс, к сожалению, не представляется возможным. Как сообщил Сергей Чемезов, данные этапы должны быть окончены к 2026 году. Его слова указывают на то, что обновлённые весной 2024 года планы авиационного сектора не отражают действительности и не могут быть выполнены вовремя.
По словам Чемезова, в текущем году самолёты не удастся передать заказчикам. В 2025 году Иркутский авиазавод намерен произвести девять самолетов модели МС-21-310, а в 2026 — 31 самолёт. Олег Коробченко, вице-премьер правительства Татарстана, высказал свои сомнения по поводу выполнения программы для самолета Ту-214 25 января.
Основные трудности с задержками связаны с неподготовленностью авиационных систем и бортового оборудования, произведенного в России, а также с прохождением сертификационных летных испытаний. В результате полёты опытных экземпляров МС-21 и SJ-100 с отечественными комплектующими не могли начаться в заранее запланированные сроки.
В настоящее время в производстве находятся более 20 самолётов, которые находятся на различных стадиях подготовки к летным испытаниям. Ожидается, что полный цикл сертификационных проверок будет завершен, и будет получен разрешительный документ, который создаст условия для начала поставок серийной продукции авиационным и лизинговым компании. Этот запас станет основой для сборки самолётов, которые будут переданы авиакомпаниям в следующем году после поставок комплектующих из России.
Правительство Российской Федерации предложило внести изменения в условия, касающиеся финансовой поддержки корпорации Ростех для реализации проектов в сфере гражданской авиации.
В середине января опытный самолёт с бортовым номером "73055" в Иркутске был готов к заводским испытаниям. Однако компании, установившие свои системы и агрегаты на данный самолёт, пока не дали согласие на его первый полёт, поскольку это связано с высокой степенью ответственности. Без их уверенности в исправности всего установленного оборудования полет не будет разрешён.
24 января Минпромторг сообщил, что создание конструкторской документации для эскизного и технического проекта укороченного варианта МС-21-210 будет обеспечено финансированием от ОАК в виде имущественного взноса. В прошлом году правительство России утвердило постановление, в котором обозначены расходы на разработку проекта, составившие 1,94 миллиарда рублей в период 2024-2025 годов. При этом стоит отметить, что дополнительное финансирование из федерального бюджета не понадобится.
В сентябре 2024 года первый вице-премьер Денис Мантуров в интервью изданию «Ведомости» упомянул, что для модификации конструкции самолётов МС-21 необходимо создать собственные системы и авионику.
Компания Ростех планирует до 31 декабря 2025 года представить конструкторскую документацию, которая подтвердит техническую осуществимость проекта МС-21-210. По предварительным данным от ПАО «Яковлев», работа над укороченной версией МС-21 уже началась. Также обсуждается возможность создания самолёта с укороченным фюзеляжем на одну секцию. Как подчеркнул вице-премьер, решение вопросов замены импортных агрегатов позволит авиакомпаниям оптимально использовать самолёт с учётом его новых весовых характеристик. При этом характеристики дальности полёта с загрузкой 140-150 пассажиров останутся на прежнем уровне.
В российских средствах массовой информации появились разнообразные трактовки данного замечания, в том числе предположение о чрезмерной массе самолёта МС-21-310. В интернет-пространстве возникло мнение, что замена иностранных компонентов привела к заметному увеличению веса летательного аппарата, что отрицательно отразилось на его возможностях для дальних полётов. В результате было принято решение о разработке облегчённой версии, которая будет известна как МС-21-210.
Инженерные специалисты и проектировщики ПАО «Яковлев» и Иркутского авиационного завода полагают, что оценка веса и соответствия техническому заданию для МС-21-210 представлена слишком упрощённо. Существуют «эксперты», готовые делиться мнениями о перспективном самолёте (бортовой номер "73057"), несмотря на то что он ещё не готов к полётам. Однако они игнорируют два важных аспекта в контексте МС-21-210.
Согласно общему мнению, озвученному Мантуровым, для достижения требуемых характеристик необходима укороченная версия, принимая во внимание сложность и массу МС-21-310, которые не соответствуют техническому заданию и заявленным функциям.
На начальном этапе работы над проектом МС-21 в середине 2000-х годов была разработана укороченная версия, которая впоследствии стала основой для всего проекта. Однако позже руководство ОАК решило сосредоточиться на создании более вместительной модели – МС-21-300, отложив разработки версии МС-21-200 на более поздний срок, до завершения работы над более крупным самолетом.
Перспективная линейка отечественных пассажирских самолетов, учитывающая рост пассажировместимости и новые модели, выглядит следующим образом:
- ЛМС-901 «Байкал» - лёгкий многоцелевой турбовинтовой однодвигательный самолёт;
- ЛМС-192 «Освей» - лёгкий многоцелевой турбовинтовой однодвигательный самолёт;
- ТВРС-44 «Ладога» - турбовинтовой региональный самолёт;
- Ил-114-300 - региональный турбовинтовой пассажирский самолёт;
- SJ-100 - узкофюзеляжный ближнемагистральный региональный пассажирский самолёт;
- МС-21-310 - среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт;
- Ту-214 - среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт;
- Ил-96-400 - широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолёт.
Важно отметить, что МС-21-210 займет нишу между SJ-100, МС-21-310 и Ту-214, обеспечивая пассажировместимость в пределах 130-150 человек. Укороченная версия МС-21-210, поддерживая высокие эксплуатационные характеристики, принимает во внимание дальность полета и весовые параметры. При этом стоит отметить, что МС-21-310 будет иметь больший вес, что менее критично в контексте общей эффективности.
В январе этого года в Жуковском были осуществлены два полета на самолёте с бортовым номером "73054", во время которых проводилась оценка противообледенительных процедур на различных этапах полета. Первый полёт продолжался 3 часа и 10 минут: он стартовал в 07:32 и завершился в 10:42. Второй полет, состоявшийся 30 января, длился 4 часа и 59 минут — самолёт взлетел в 07:34 и приземлился в 12:33.
Январь этого года в Подмосковье предоставил по сути идеальные условия для проведения лётных испытаний. Сплошная облачность и температура воздуха на высоте от 4000 до 7000 метров способствовали успешной реализации этих задач. Самолёты МС-21 в Иркутске и Жуковском не проводили аналогичных полетов. В Жуковском специалисты ЛИИ им. Яковлева и ЛИИ им. Громова на борту под номером "73051" осуществляли наземные испытания систем молниезащиты для МС-21.
30 января в Луховицах второй опытный самолет Ил-114-300 с бортовым номером "54115" выполнил очередной полет в рамках программы сертификации.
Продолжаем следить…
Рекомендую прочитать: Ниже публикации, которые уже вышли на моём канале.
Буду вам безмерно благодарен, если вы подпишитесь на мой канал. Спасибо вам большое!