Всем известно, что Калининградская область до Великой Отечественной войны принадлежала другому государству, и все населённые пункты назывались иначе. Черняховск тогда именовался Инстербургом. От того времени, несмотря на разрушительные бомбёжки, осталось немало архитектурных свидетельств. Об одном из них, самом древнем — замке рыцарей Тевтонского ордена я рассказывала в первой части.
Остальные строения сравнительно молодые, 100-150 лет «отроду». Но при этом не менее интересные. К следующей своей остановке, Водонапорной башне, я дошла по улице Ленина, свернув на пересечении со Спортивной.
Вдоль дороги из брусчатки (а в Черняховске мне показалась какая-то небывалая концентрация такого исторического покрытия) будут встречаться дома из довоенного прошлого. На некоторых взгляд не останавливался из-за отсутствия декора или каких-то признаков необычности. Они были восстановлены уже без особенных черт. Но есть и сохранившие свой колорит и бережно отреставрированные (если не обращать внимания на пластиковые рамы со стеклопакетами 😉).
Водонапорная башня, построенная в 1898 году в самой высокой части Инстербурга, во время ВОВ уцелела, частично были утрачены только зубцы сверху.
По прямому назначению сооружение не используется с 1930 года. В наше время несколько лет здесь находилась местная телерадиокомпания, её антенна до сих пор красуется вместо утраченного флюгера-всадника.
Но самое главное — внутри сохранилось аутентичное оборудование! Бак для воды на верхнем этаже башни. И на него можно посмотреть вблизи 🤩 Ни разу нигде не встречала доступности к таким раритетам.
В мае 2024 года пространство приспособили для музея часов.
Его экспозиция — как портал в прошлое. На трёх ярусах, среди антикварной мебели расположено множество заведённых старинных механизмов 17-19 веков.
Есть даже один совсем «старичок» из 15-го века.
Напольные, настенные, каминные, консольные, каретные, карманные… Каких только нет!
Увлекательно рассматривать маятники с разной формой и оформлением. После того, как их перестали прятать за дверцами, они как-будто стали соревноваться в оригинальности.
Приятный ностальгический звук будет окружать здесь со всех сторон, периодически разбавляемый мелодиями и боем. Специально для этого на всех экземплярах выставлено разное время. Удивительно, но все находятся в рабочем состоянии, а «приводит их в чувства» мастер Владимир Маркевич.
Среди коллекционеров изделия до 19 века особенно ценятся, ведь тогда часовое дело набирало обороты, но ещё не приобрело массовый характер. Каждый предмет — это стиль, богатый декор, дорогие камни или редкие породы дерева, ручная работа.
К середине 19-го века стали популярны гарнитуры. Симметричные боковые дополнения к часам могли быть в виде подсвечников, ваз или фигурок.
Помещения под музей приобретены Алексеем Павликовым, одним из совладельцев компании-арендатора замка Тапиау в Гвардейске, в котором я побывала полтора года назад. Сейчас там ещё продолжаются работы по восстановлению замкового комплекса. Обязательно поеду ещё, когда завершатся.
Как обычно, мне не хватило времени, чтобы подробно разобраться в экспонатах. Сотрудницы с удовольствием рассказывают о них, табличек и аудиогида пока нет (надеюсь, что временно, потому что я намереваюсь сюда когда-нибудь вернуться не на полчаса 😊).
Рядом с башней удачно пристроился небольшой трактир «Зелёная кошка».
Странное название связано с давней историей о любимице хозяина трактира возле замка (то здание не сохранилось). Каким-то чудным образом она определяла плохих посетителей-мошенников и её чёрная шерсть становилась с зелёным отливом. В нынешнем трактире в память об этой легенде тоже есть котики. Но видимо все посетители — честные добрые люди, поэтому хвостатики мирно спят в своих лежанках.
Меню здесь небольшое, но дельное.
Когда принесли огромную тарелку с «инстербургскими колбасками», думала не одолею, но они оказались очень вкусными.
Ко всему прочему в таверне предлагают отведать знаменитый фирменный ликёр «Ловушка для медведя» по старому прусскому рецепту. Он тоже со своей легендой :)
Вырулив обратно на улицу Ленина, невозможно не заметить готический шпиль католической церкви Святого Бруно.
Этот мученик, погибший за веру больше тысячи лет назад, считался покровителем Пруссии.
В середине 19-го века в Инстербурге было всего 50 католиков (через 70 лет община насчитывала уже 1800 прихожан). Здания для их молитв сначала не было, потом появилась часовня. Храм был построен в 1902 году по проекту Хайтмана. Многим имя этого архитектора известно по сохранившимся довоенным постройкам Калининграда (тогда Кёнигсберга) и области. Одно Амалиенау чего стОит! Да и его неоготические храмы можно увидеть сегодня, гуляя по столице 39-го региона. Интерьер этой церкви сегодня достаточно аскетичный, раньше его украшали витражи, алтари и картины.
Во время войны здесь располагался лазарет. В советское время традиционно был организован склад. В 90-е годы костёл вернули верующим, установили орган взамен утраченного. Сегодня сюда можно прийти по расписанию:
пн, чт, пт 17.00 – 19.00
вт, сб: 8.00 – 10.00
вскр: 11.00 – 13.00
Я, к сожалению, не уложилась в отведенные часы посещения католического храма, зато попала в наш, православный. Ну, как в наш — в общем-то его здание тоже было когда-то прусским и принадлежало бывшей реформатской церкви.
Первый камень был заложен в 1883 году к 300-летию получения Инстербургом Макдебургского права. Эклектическим архитектурным стилем кирха обязана Фридриху Адлеру, немецкому археологу и архитектору. Здесь можно найти черты готики и романики.
Материалы для здания церкви привезены из разных уголков Германии. Гранитные столбы и перекрытия, а также алтарь, кафедра и крестильный камень из горного песчаника — из Берлина. На заводах Зигендорфа изготовлены изразцы и фигурный орнамент для окон (кстати, в Петербурге в 19-м веке были популярны и активно применяемы зигендорфский клинкерный кирпич и керамическая плитка). Облицовочные камни — из прусского Растенбурга (сейчас это польский Кентшин). Оборудование для парового отопления — из Кёнигсберга. В мастерской Тюрке в Циттау были созданы витражи. Стены расписаны картинами, до нас не дошедшими. После войны здесь располагались поочерёдно склад, клуб, спортзал. Окончательную разруху принёс пожар в 1980-х.
А через несколько лет здание отдали православной церкви, и началось возрождение. Ажурная резьба иконостаса выполнена Вячеславом Громовым, иконы написаны Еленой Панькиной, фрески на стенах — выпускником местной художественной школы и Ленинградского художественного училища имени Серова, Александром Миловановым.
Благодаря помощи жителей и работе многих мастеров, нынешний собор, освящённый в честь архангела Михаила, сегодня является настоящим украшением города.
Продолжение прогулки по Черняховску следует… 🤗