Найти в Дзене
Дневники Зеленого края

"Авиационный спецназ". 45 лет назад в войска ПВО поступил первый серийный МиГ-31. Нестареющий самолёт, который умеет почти что всё

Восьмого марта 1984 года легендарный американский воздушный разведчик Lockheed SR-71 Blackbird совершал обычный облёт дальневосточных морских рубежей Советского Союза, заставляя авиационные части советской ПВО нервничать и подниматься по тревоге. Советских перехватчиков скоростной "американец" не боялся и поэтому, время от времени, вклинивался в советское воздушное пространство. Внезапно сверхбыстрого "Черного дрозда" взяли в клещи два крупных краснозвездных перехватчика, которые командир американского самолёта-разведчика Брайан Шул принял за старые МиГ-25, тогда уже снимавшиеся с баланса советских ВВС. Однако, это были другие по компоновке машины. SR-71 пытался уйти от них на скорости, но ничего у него не вышло. Так и пришлось летчикам неуловимого "Чёрного дрозда" следовать к воздушной границе под конвоем, чего стратегическое командование США конечно не ожидало. СССР подал протест, а в министерстве ВВС США наконец узнали, что первый советский самолёт четвертого поколения уже не байки со стороны разведчиков, а вполне сложившаяся объективная реальность.

"Ясени-М" живут в нашем заднем дворе". Британия нервничает из-за наших АПЛ. Поводов боятся стало больше. В 1-й поход ушёл К-564 "Архангельск"

Первый снимок МиГ-31, сделанный норвежским летчиком с Ф-16 в Арктике в сентябре 1985 года. Фото НАТО
Первый снимок МиГ-31, сделанный норвежским летчиком с Ф-16 в Арктике в сентябре 1985 года. Фото НАТО

"Панцири" для шейхов. Почему Саудовская Аравия, вопреки воле США, заменяет американские "Скайгард-Сперроу" на российский "Панцирь-С1М"?

В феврале 1980 года экспериментальная партия сверхбыстрых "мигарей" заступила на дежурство в специальных частях ПВО Московского промышленного района и сразу получила прозвище "воздушный спецназ". Так оно и было на самом деле. Благодаря первому в мире радару с фазированной антенной решеткой "Заслон-М" МиГ-31 был единственным на тот момент самолётом, способным сбивать ещё не появившиеся на вооружении США высокоточные крылатые ракеты "Томагавк".

Индийцы хотят 600000 Калашниковых. Индийский реванш АК. Знаменитый советский автомат триумфально вернулся в спецназ и морскую пехоту Индии.

Советский Союз, имевший разведывательную информацию о новой разработке фирмы General Dynamics, сыграл на опережение. В марте 1980 года у "Томагавка" начались генеральные испытания и производство, и уже был готов ответ в виде превосходного самолёта, в разработке которого отметились многие наши космические конструкторы, такие, как Глеб Лозино-Лозинский, Константин Чумаченко, Андрей Аносович и другие Многие из них параллельно работали над проектом космического самолёта "Спираль" и первым советским космическим челноком "Буран". Возможно поэтому, самолёт вышел таким необыкновенно "летучим" и, что просто необходимо упомянуть, с совершенно фантастическим конструктивным резервом.

Не хуже, чем "Орешник". Как западные разведчики по открытым источникам узнали про "Искандер-1000". В чём его преимущества и мощь?

Ракеты Р-33, а затем Р-37М позволили МиГу исполнять ещё одну функцию - охотника за АВАКСами и летающими танкерами НАТО. Но это было уже позднее. Фото МО РФ
Ракеты Р-33, а затем Р-37М позволили МиГу исполнять ещё одну функцию - охотника за АВАКСами и летающими танкерами НАТО. Но это было уже позднее. Фото МО РФ

Полвека Т-80. Как этот танк продали туда, где никогда не ступала нога наших производителей. Стал ли Т-80 прообразом "Черной пантеры"?

Задумывавшийся и создававшийся по техзаданию как классический перехватчик, он объединил в себе целое тактическое авиазвено и мог выступать в самых разнообразных летных амплуа. Это и самолет дальней радиолокационной разведки, и летающий штаб, и перехватчик, и даже охотник за спутниками в не пошедшей в серию модификации "Д". Потом к этому всему прибавились ещё функции носителя гиперзвукового комплекса "Кинжал" и противокорабельных ракет, в одном из экспериментальных вариантов. Большие грузоподъемность и скорость давали МиГ-31 фантастические возможности для работы и развития. И со временем, когда другие ранние модели машин четвертого поколения уже исчерпали себя, бодрый старичок "Тридцать Первый" летал, воевал и даже сбивал куда более молодые неприятельские машины.

Почему этот советский истребитель ненавидели в ВВС США. МиГ-17 - 75 лет. Как он стал грозой "Фантомов" и "Тандерчифов"во Вьетнаме.

МиГ-31 с "Кинжалом". Вооружен и очень-очень опасен. Фото МО РФ.
МиГ-31 с "Кинжалом". Вооружен и очень-очень опасен. Фото МО РФ.

Очередная пара "истребителей спутников" отправилась на орбиту. Прощай, "Союз". Почему нынешний запуск в интересах ВКС стал историческим?

Нет никаких сомнений, что ближайшее десятилетие МиГ-31 останется незаменимой единицей нашей авиации. Тактической, оперативной и даже стратегической, в виде ракетоносца. Пожелаем ему долголетия и скорейшего появления долго ожидаемого преемника в лице МиГ-41, прототип которого сейчас готовят к первому полёту. И даже то, что сроки сдвигаются - не так страшно. Ведь и предшественник ещё огого какой боец. И встреча с ним не сулит любой современной машине легкой добычи. Это точно.

Подписывайтесь на наш ТГ-канал "Зеленый край". Лента там намного разнообразнее, есть много интересных видео и можно услышать аудиоверсии наших материалов. Спасибо!

Читайте ещё: Новый "разлом" между Нью-Дели и Вашингтоном. В США возмущены, что Индия приобрела российские "Калибры", не сумев создать свой "Томагавк".