Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Самые страшные фильмы советского детства: «Дикая охота короля Стаха»

Редкий для СССР готический триллер-ужастик 1979 года. Несмотря на реалистическую разгадку якобы мистических событий, фильм тревожит, пугает, создает эффектных монстров. С удовольствием включаю картину из Белоруссии «Дикая охота короля Стаха» в подборку текстов о фильмах, которые пугали советских детей до появления видеосалонов и кабеля. Пишу по многочисленным советам читателей канала. Спасибо! Фильм Валерия Рубинчика по повести Владимира Короткевича, который сегодня можно отнести к elevated horror (возвышенный ужастик), оценили в мире (МКФ ужасов и н/ф в Париже; Filmex в Лос-Анжелесе; фестиваль в Монреале; «Мистфест» в Италии; МКФ мистики и фантастики в Брюсселе). А для жанрового кино СССР картина стала прорывной и новаторской. В 1900 году реально существовавший этнограф Андрей Белорецкий (Борис Плотников) изучает фольклор в белорусском Полесье. В дождливую ночь просится на постой в имение графини Яновской (болгарская актриса Елена Димитрова). Зловещий гром, гулкие голоса под сводами д

Редкий для СССР готический триллер-ужастик 1979 года. Несмотря на реалистическую разгадку якобы мистических событий, фильм тревожит, пугает, создает эффектных монстров. С удовольствием включаю картину из Белоруссии «Дикая охота короля Стаха» в подборку текстов о фильмах, которые пугали советских детей до появления видеосалонов и кабеля. Пишу по многочисленным советам читателей канала. Спасибо!

Фильм Валерия Рубинчика по повести Владимира Короткевича, который сегодня можно отнести к elevated horror (возвышенный ужастик), оценили в мире (МКФ ужасов и н/ф в Париже; Filmex в Лос-Анжелесе; фестиваль в Монреале; «Мистфест» в Италии; МКФ мистики и фантастики в Брюсселе). А для жанрового кино СССР картина стала прорывной и новаторской.

В 1900 году реально существовавший этнограф Андрей Белорецкий (Борис Плотников) изучает фольклор в белорусском Полесье. В дождливую ночь просится на постой в имение графини Яновской (болгарская актриса Елена Димитрова). Зловещий гром, гулкие голоса под сводами дворца... Ночью звучат заклинания старой экономки. Госпожа лежит в перьях, колдунья посыпает ее зерном и освобождает от одежды... Одна из самых откровенных в кино СССР сцен, актуально для мирового хоррора конца 70-х.

Кадр из к/ф «Дикая охота короля Стаха».
Кадр из к/ф «Дикая охота короля Стаха».

Госпожа живет замкнуто, она последняя из рода, сгинувшего, как говорят, в лапах нежити. Боится болот, мистического «маленького человека» и Голубой ведьмы, чьи проклятия сбываются. Больше всего ее пугает пророчество о Дикой охоте короля Стаха. Тут нагоняет саспенс рассказ управляющего (Альберт Филозов): в XVI веке пан Роман Яновский расправился с королем Стахом, который напоследок проклял всех Яновских. С тех пор Дикая охота Стаха (13 всадников во главе с королем) сживают со света носителей знатной фамилии.

Карающие всадники-призраки – фолк-персонажи северной и восточной Европы. В первой половине XIX века их обновил и назвал «Дикой охотой» Якоб Гримм. Повесть Короткевича вышла в 1964 году, в 50-х к Дикой охоте отсылали назгуллы Толкиена. В конце века «Дикая охота» появились в «Ведьмаке».

Сказки сказками, а криминальная хроника неутешительна. Всадники нападают не только на приближенных к хозяйке замка, но и на бедноту. «Ночью пришла Дикая охота короля Стаха и затянула нас в болота. Те, кто кричали, пропали. А больше никто не кричал», – рассказывает Белорецкому деревенская девочка.

Кино доступно в метраже на 1:45 и 2:12. Расширенная версия – хороший повод пересмотреть редкую для СССР жанровую картину. Сокращение затронуло в основном спокойное действие, хоррор не пострадал. Но ускоренность вредит саспенсу и качеству монтажа. Резали для динамичности и экономии (в детстве было обидно платить за 2 серии, когда кино не больше 1:50). Местами вышло неряшливо. Например, герой Филозова говорит, что хозяйка опасна, и уходит. На его место у зеркала подходит Андрей. В версии 1:45 грубая склейка: вместо одного героя у зеркала сразу другой.

Белорецкий – не Шерлок Холмс, но как герой Конан Дойла идет через болота суеверий к истинной сути зловещих событий. В числе референсов тут «Собака Баскервилей», «Легенда о Сонной Лощине», один из ключевых ходов взят из «10 негритят» Агаты Кристи, ощутим дух «Падения дома Ашеров» Эдгара По.

Черный детектив с духом средневекового мистицизма, образами рыцарей времен охоты на ведьм и чередой жутких сцен. По меркам жанра, это кино местами эффектнее фильма «Десять негритят» (1987) Станислава Говорухина, который некорректно рекламировали как «первый советский триллер».

Саспенс нагоняют криминальные инциденты (с приездом этнографа их число растет), страшные легенды, угрюмая безжизненно-холодная (порой снимали в минус 20-30 градусов) природа. И настоящий ужастик – атака Дикой охоты. Снятые в рапиде всадники в латах медленно скачут из-за травы, кажутся крупнее, чем по правилам перспективы, сплюснуты и искажены, словно в кривом зеркале (наверно, снимали со специальным фильтром). Вот настоящее мастерство создания практических хоррор-спецэффектов.

Рациональная разгадка готической легенды не лишает кульминацию жесткости, скорее подстегивает её. На место мистики приходит жуткая аллегория смены эпох и даже приближения революции (вот как нужно проталкивать западно ориентированный хоррор через советские худсоветы!). В последний день XIX века русский интеллигент и простой белорусский мужик с вилами разгоняют морок пережитков и предрассудков старины, угрюмо скрывается в полях недобитый призрак эксплуататорской Европы... Белорецкий выиграл битву, но не войну с монстрами, он в кандалах, как избранный мученик, ранее манерная дворянка Яновская выглядит как послушница (или жена декабриста).

Герои вдохновлены, но страдают и испытывают тревогу до последнего кадра. Они не знают, что впереди, но очевидно, что игра не окончена. Сегодня во взгляде Белецкого можно увидеть отблески новых кошмаров, разрушительных схваток между разумом и мракобесием, в которых добро не всегда побеждает зло. Даже тех, о которых не мог знать режиссер, вроде декабрьских событий в Белоруссии через 90 лет. Разве это не «возвышенный ужастик»?

Тут лежат все тексты рубрики «Самые страшные фильмы советского детства». Если я забыл что-то туда добавить, подскажите, пожалуйста. Интересует кино, появившееся в стране до кабеля и видеосалонов.