Найти в Дзене
Мои Гималаи

Лхоцзе Средняя - мечта Владимира Башкирова.

Намасте, друзья! Продолжаем обзор восхождений на вершины Лхоцзе. Начало здесь: Если спросить, какой маршрут на Лхоцзе самый сложный, многие ответят, что это маршрут по Южной стене. И на самом деле, Южная стена Лхоцзе всегда была одним из самых сложных испытаний в Гималаях. Однако есть еще более сложный маршрут и тем представляющий особую привлекательность для альпинистов, но ведет он не к главной вершине (8516 м), а к вершине Лхоцзе Средняя (8413 м), которая до 2001 года оставалась последней непокоренной вершиной выше 8000 метров и по этой причине даже входила в Книгу рекордов Гиннеса. И на сегодняшний день было совершено всего лишь одно успешное восхождение на этот почти неприступный гигант. Чтобы подняться на Лхоцзе Среднюю, нужно преодолеть очень крутой и опасный склон либо от Лхоцзе Главной, либо от Лхоцзе Шар. Это, казалось бы, единственные два логичных маршрута. Крутые стены делают любой прямой подъем на Лхоцзе Среднюю практически невозможным. Неудивительно, что в течение более
Оглавление
Вид на Лхоцзе со склона Эвереста. Фото: 7vershin.ru
Вид на Лхоцзе со склона Эвереста. Фото: 7vershin.ru

Намасте, друзья! Продолжаем обзор восхождений на вершины Лхоцзе.

Начало здесь:

Лхоцзе Средняя (8413 м)

Если спросить, какой маршрут на Лхоцзе самый сложный, многие ответят, что это маршрут по Южной стене. И на самом деле, Южная стена Лхоцзе всегда была одним из самых сложных испытаний в Гималаях. Однако есть еще более сложный маршрут и тем представляющий особую привлекательность для альпинистов, но ведет он не к главной вершине (8516 м), а к вершине Лхоцзе Средняя (8413 м), которая до 2001 года оставалась последней непокоренной вершиной выше 8000 метров и по этой причине даже входила в Книгу рекордов Гиннеса. И на сегодняшний день было совершено всего лишь одно успешное восхождение на этот почти неприступный гигант.

Лхоцзе Средняя после восхождения. 24.05.2001 года. Фото: Юрий Кошеленко.
Лхоцзе Средняя после восхождения. 24.05.2001 года. Фото: Юрий Кошеленко.

Чтобы подняться на Лхоцзе Среднюю, нужно преодолеть очень крутой и опасный склон либо от Лхоцзе Главной, либо от Лхоцзе Шар. Это, казалось бы, единственные два логичных маршрута. Крутые стены делают любой прямой подъем на Лхоцзе Среднюю практически невозможным. Неудивительно, что в течение более 40 лет с момента первого восхождения на Лхоцзе Главную (18 мая 1956 года) мало кто ставил своей целью Лхоцзе Среднюю.

Гребень перед вершинной башней Лхоцзе Средняя. 24.05.2001 года. Фото: Глеб Соколов
Гребень перед вершинной башней Лхоцзе Средняя. 24.05.2001 года. Фото: Глеб Соколов

В 1985 году легендарный польский альпинист Ежи Кукучка (второй, после Месснера, получивший Корону Гималаев) во время своей попытки восхождения по Южной стене Лхоцзе (тогда ему удалось достичь отметки 8100 м) непреднамеренно подошел ближе, чем кто-либо до него, к вершине Лхоцзе Средняя. Он прошел прямо под ней по пути к главной вершине. К сожалению, Кукучка пoгиб четыре года спустя на том же маршруте, когда купленная им на рынке в Катманду подержанная страховочная веревка оборвалась на высоте 8200 м - 8300 м, что привело к фатальному падению.

Юзеф Ежи «Юрек» Кукучка родился 24 марта 1948 года в городе Катовице, в Польше. На то, чтобы получить Корону Гималаев, у альпиниста ушло меньше 8 лет. При этом, на 10 из 14 восьмитысячников Ежи Кукучка взошел по новым маршрутам, а на 4 из них совершил зимние первовосхождения.

В октябре 1994 года швейцарские альпинисты Эрхард Лоретан и Жан Труайе /Jean Troillet достигли главной вершины Лхоцзе по обычному маршруту, без дополнительного кислорода, в сильный холод и ветер. С вершины Лоретан увидел маршрут, соединяющий две другие вершины Лхоцзе, но у альпинистов не было снаряжения, чтобы совершить траверс. Лоретан посчитал, что было бы более целесообразно попробовать пройти этот маршрут весной. После чего они могли бы спуститься по Южной стене Лхоцзе.

Труайе не был в восторге от этого плана и смелая идея так и не была реализована. Сам Лоретан признал, что на этой высоте "это один из самых сложных траверсов, которые можно совершить".

Эрхард Лоретан (слева) и Жан Труайе в 1994 году во время спуска с Лхоцзе. Фото: Коллекция. Жана Труайе/Швейцарский альпийский музей / Coll. Jean Troillet/Swiss Alpine Museum
Эрхард Лоретан (слева) и Жан Труайе в 1994 году во время спуска с Лхоцзе. Фото: Коллекция. Жана Труайе/Швейцарский альпийский музей / Coll. Jean Troillet/Swiss Alpine Museum

В течение многих лет Лхоцзе Средняя так и оставалась непокоренной и не привлекала внимания восходителей. Однако появился русский альпинист, который мечтал о Лхоцзе Средней. Его звали Владимир Башкиров.

Владимир Леонидович Башкиров (28 января 1952 года - 27 мая 1997 года) - Инженер ракетно-космической корпорации «Энергия», советский, российский альпинист и кинооператор-высотник, совершивший более 50-ти сложнейших восхождений высшей категории сложности, а также восемь восхождений на гималайские восьмитысячники (из них пять в течение одного календарного года, 1996—1997). Мастер спорта СССР, мастер спорта международного класса, обладатель титула «Снежный барс», кавалер ордена «Эдельвейс» первой степени.
Владимир Башкиров.
Владимир Башкиров.

Владимир Башкиров был одним из сильнейших альпинистов в стране, отличным лидером- умным, честным, добрым. В 1994 году он стал первым российским альпинистом, совершившим восхождение на Ама Даблам (6814 м) и открывшим при этом новый маршрут, а в 1995 году начал работать гидом в Гималаях.

Володя Башкиров (21 год) на гребне в. Замок (Узункол, 1973 г.) Фото: Antonych
Володя Башкиров (21 год) на гребне в. Замок (Узункол, 1973 г.) Фото: Antonych
"Когда идешь по дороге, проложенной другими, достижений не будет", - прокомментировала слова Владимира его жена Наталья. "Ученик может повторить то, что сделали другие. Но мастер всегда делает что-то новое". Володя был мастером. Его привлекало только неизведанное".

Владимир Башкиров хотел, чтобы россияне совершили первовосхождение на восьмитысячник. Его целью стала Лхоцзе Средняя. И не просто целью, она стала его Мечтой и его Завещанием.

Эверест, 1997 год

Весной 1997 года Владимир запланировал два восхождения. Сначала Анатолий Букреев пригласил его помочь провести большую группу индонезийских военных на Эверест. Третьим проводником был Евгений Виноградский. Во время этого восхождения индонезийцы впервые увидели снег, и в целом нашим ребятам пришлось с ними изрядно "попотеть".

Вспоминает Сергей Богомолов: «Когда смотрели на индонезийцев, то думали: «Какой Эверест?! Как вообще мама их сюда отпустила! А ведь это спецназ!»

В конечном итоге индонезийцы достигли вершины.

Вспоминает Сергей Богомолов: «В преддверии очередных президентских выборов зять президента Сухарто, возглавлявший спецназ, должен был сделать что-то неординарное. Спустившись победителями, индонезийцы прыгали от радости. Володе дали бутылку пива и он произнес знаменитые слова: «С плачем, истериками, молитвами и какой-то матерью мы зашли на Эверест!»
Все индонезийцы, воодушевленные победой, ушли. Генерал должен быть доволен – утёр-таки нос малазийцам. Тем ещё только предстояло залезть на Эверест».

Чтобы отпраздновать это событие, они пригласили своих проводников в Катманду на официальный прием. Башкиров изначально планировал провести в городе всего пару дней, но по некоторым причинам их пребывание в столице затянулось (Анатолий и Владимир подхватили инфекцию), что привело к потере акклиматизации и физической формы.

«Мы ничего не делали 12 дней», - сказал Букреев позже. «Если вы внезапно остановите машину, мчащуюся со скоростью 130 км в час, что с ней произойдет? То же самое произошло и с нашим организмом».
Восточный склон Лхоцзе на восходе солнца. Фото: Mountains of Travel
Восточный склон Лхоцзе на восходе солнца. Фото: Mountains of Travel

Лхоцзе Средняя, май 1997 года

Через месяц после восхождения на Эверест Владимир должен был руководить Кузбасской Гималайской экспедицией, перед которой стояла задача пройти траверсом массив Лхоцзе с запада на восток: подняться на вершину Лхоцзе Главная, а так же на Лхоцзе Средняя, без использования кислорода и без помощи шерпов. Часть альпинистов должна была совершить восхождение на Лхоцзе Шар.

Кроме руководителя в состав группы входили: Владимир Савков, Валерий Бабанов, Сергей Богомолов, Николай Черный, Александр Фойгт, Владимир Коротеев, Юрий Утешев, Валерий Першин, Глеб Соколов, Сергей Тимофеев и Сергей Зуев.
Фото: avatars.mds.yandex.net
Фото: avatars.mds.yandex.net

Однако вскоре от траверса пришлось отказаться из-за мороза, сильного ветра, плохой видимости и ряда других факторов. Команда решила ограничиться только восхождением на Лхоцзе Главную.

В то же самое время Анатолий Букреев и Симоне Моро планировали скоростной траверс Лхоцзе- Эверест: рывок на Лхоцзе по обычному маршруту, затем спуск на Южное седло, а затем восхождение на Эверест и спуск с него по Северному гребню (с тибетской стороны). Но они также отказались от траверса из-за плохого самочувствия Анатолия. По его словам, так плохо он себя еще никогда не чувствовал. Видимо, на высоте симптомы болезни, подхваченной им и Владимиром в Катманду, вернулись с новой силой, к тому же они оба были вымотаны индонезийской экспедицией и не смогли должным образом восстановиться в Катманду с его пыльным воздухом.

Лагерь-3. Фото: Сергей Богомолов.
Лагерь-3. Фото: Сергей Богомолов.
Из интервью Анатолия Букреева: "Я говорю: "Что-то я уплываю из реального мира, плохо мне, то ли акклиматизацию потерял, то ли болезнь". В комплексе все получилось. Сломан был правильный график подготовки и обострились хронические болезни. На всякий случай предупредил, что могу остаться тут на спуске. Если увидят, что лежу где-то в снегу, чтоб не удивлялись..."
Нуптце, Эверест, Лхоцзе, Лхоцзе Средняя и Лхоцзе Шар. Вид из высокогорного лагеря Мера Пик (5770 м) на закате. Фото: mountainsoftravelphotos.com
Нуптце, Эверест, Лхоцзе, Лхоцзе Средняя и Лхоцзе Шар. Вид из высокогорного лагеря Мера Пик (5770 м) на закате. Фото: mountainsoftravelphotos.com

Тем не менее, практически все члены команды совершили восхождение на вершину. Однако, во время восхождения последней группы случилась трагедия. На спуске умeр Владимир Башкиров. Владимир чувствовал себя плохо, но он не отказался от восхождения и добрался до вершины Лхоцзе 26 мая. Он был одним из последних в группе из восьми человек, которые поднялись на вершину. Во время спуска в 30 метрах от вершины Анатолий и Симоне столкнулись с ним. Когда Владимир время от времени снимал очки, чтобы снять видео, Моро заметил, что он очень странно выглядел. К тому же, вместо того, чтобы идти вниз, он сообщил, что решил дождаться здесь сильно отставших членов своей команды, а заодно и поснимать видео.

Владимир Башкиров. Фото: Сергей Богомолов.
Владимир Башкиров. Фото: Сергей Богомолов.
Из интервью Анатолия Букреева: "Башкиров, я вижу, снимает фильм - все нормально. Башкиров - он всегда в себе, никогда не афиширует свою слабость, по нему никогда не скажешь, как он.... Володя мне говорит: "Слушай, а у меня ночью была температура, и я плохо себя чувствовал". Я спросил: "Как ты сейчас?" "Нормально", - говорит он, - "Только очень большая слабость". Нам говорит: "Проходите, я все равно буду ждать последних, там Першин наверное последним будет, я буду ждать Валеру, а вы проходите".

По мнению Букреева, именно эти два-три, а может и более, часа ожидания подточили его силы и стали причиной гибeли.

Вспоминает Владимир Коротеев: "Я прождал его на вершине часа полтора. Замерз, но дождался. Ты, говорю, наверное, плохо себя чувствуешь? Предложил ему кислород взять, у меня в рюкзаке лежали маска, редуктор. Но он отказался: вниз, мол, не вверх. А свое медленное продвижение объяснил тем, что ведет видеосъемку. Он часто присаживался. Иногда действительно снимал, но чаще просто сидел, отдыхал. Мне велел идти вниз, готовить чай, сказав, что скоро догонит".
Владимир Коротеев. Фото: Сергей Богомолов.
Владимир Коротеев. Фото: Сергей Богомолов.
Вспоминает Сергей Богомолов: "Спускался Володя, встретились. "Хочу пить, хочу спать, хочу кислорода!" – его первые слова. Движения были замедленны и нескоординированы. "Пить возьми. Володя, не дури, здесь спать негде. Иди вниз, не торопись. Я сейчас схожу на вершину и тоже пойду вниз". Пошел вверх, а у самого сердце застучало бешено. Башкиров и кислород – несовместимо! Вышел на связь, время было 18.30, сказал, что Володе плохо, нужно питьё и кислород".

Владимиру удалось спуститься без посторонней помощи лишь на небольшое расстояние, затем его догнал спускавшийся с горы Богомолов и вместе они начали спуск, который становился все сложнее из-за плохого состояния Башкирова. К половине первого ночи подоспела подмога в лице Сергея Тимофеева и Валерия Бабанова, они принесли кислород и питье.

Сергей Богомолов. Фото: 8000.club
Сергей Богомолов. Фото: 8000.club
Вспоминает Сергей Богомолов: "Володя уже не шел, решили тащить его волоком на перильной веревке. Ребята тянули, я шел рядом с баллоном кислорода, шланг был длиной в 1 метр".

Владимир был уже без сознания, а на рассвете его не стало.

Это был его пятый восьмитысячник за год... Сердце не выдержало перегрузок... Ему было 45.

«Да не смеет никто судить Икара за его безумный полет, как не смеет судить и Солнца, растопившего ему крылья» (Даниил Андреев, "Роза Мира")

"В крайнем случае, мы проложим дорогу другим... " Владимир Башкиров. 1997 год, Лхоцзе.
"В крайнем случае, мы проложим дорогу другим... " Владимир Башкиров. 1997 год, Лхоцзе.

Светлая память...

Подробно об этом восхождении и последних минутах жизни Владимира Башкирова можно почитать в статье Сергея Богомолова "Трудная Лхоцзе-97"

Мемориальная табличка Владимиру Башкирову около Тенгбоче. Фото: mikka
Мемориальная табличка Владимиру Башкирову около Тенгбоче. Фото: mikka
Жена Башкирова Наталья в тот день была в Москве. В более позднем документальном фильме (ниже) о муже она вспоминала: «В тот день в 5 утра мне позвонили. Я уже знала, что значит звонок в этот час».

Фильм о Владимире Башкирове "Любовь, растворенная в воздухе":

Завещание Владимира Башкирова было выполнено в 2001 году. Об этом- в следующей статье.

Спасибо, что дочитали. Всем добра и Любви!

По материалам: ExplorersWeb, Mountain.RU, climbing.ru, cordada.es, publications.americanalpineclub.org и других источников.

Продолжение следует.