Найти в Дзене

Беседа о книге «Культурно-историческая эпистемология: философские разговоры. К юбилею Б.И. Пружинина»

3 декабря 2024 года состоялось Открытое заседание Учёного совета Института философии РАН, на котором прошла презентация книги, изданной к юбилею известного отечественного философа, руководителя сектора философии естественных наук Института философии РАН, главного редактора журнала «Вопросы философии» Бориса Исаевича Пружинина. Коллективная монография «Культурно-историческая эпистемология: философские разговоры. К юбилею Бориса Исаевича Пружинина» (М.: РОССПЭН, 2024, отв. редактор Татьяна Геннадьевна Щедрина) освещает ключевые направления его творческой деятельности – это проблемы научного познания, рациональности, особенности эпистемологического стиля русской философии и многообразие культур. Монография представляет собой синтез идей, высказанных в ходе круглых столов и обсуждений как российскими, так и зарубежными философами – его друзьями и коллегами. Нам удалось пообщаться с юбиляром и ответственным редактором и задать им несколько вопросов о том, как шла работа над книгой. Е.В.: Чт

3 декабря 2024 года состоялось Открытое заседание Учёного совета Института философии РАН, на котором прошла презентация книги, изданной к юбилею известного отечественного философа, руководителя сектора философии естественных наук Института философии РАН, главного редактора журнала «Вопросы философии» Бориса Исаевича Пружинина. Коллективная монография «Культурно-историческая эпистемология: философские разговоры. К юбилею Бориса Исаевича Пружинина» (М.: РОССПЭН, 2024, отв. редактор Татьяна Геннадьевна Щедрина) освещает ключевые направления его творческой деятельности – это проблемы научного познания, рациональности, особенности эпистемологического стиля русской философии и многообразие культур. Монография представляет собой синтез идей, высказанных в ходе круглых столов и обсуждений как российскими, так и зарубежными философами – его друзьями и коллегами.

Нам удалось пообщаться с юбиляром и ответственным редактором и задать им несколько вопросов о том, как шла работа над книгой.

Коллективная монография «Культурно-историческая эпистемология: философские разговоры. К юбилею Бориса Исаевича Пружинина» (М.: РОССПЭН, 2024, отв. редактор Татьяна Геннадьевна Щедрина)
Коллективная монография «Культурно-историческая эпистемология: философские разговоры. К юбилею Бориса Исаевича Пружинина» (М.: РОССПЭН, 2024, отв. редактор Татьяна Геннадьевна Щедрина)

Е.В.: Что вдохновило вас на создание книги?

Т.Г.: Формальным поводом стал, конечно, юбилей Бориса Исаевича. А если всерьез, то мы, с одной стороны, хотели собрать в единое целое ряд аспектов нашего концептуального опыта в области отечественной философии (35 изданных томов серии «Философия России первой половины ХХ века») и, с другой, – обсудить этот опыт с заинтересованными специалистами-философами в контексте бурно развивающихся сегодня направлений современной науки. Так рождалась форма книги – «философские разговоры», т.е. «круглые столы».

Б.И.: Преимущество такой формы выражения идей в ее конкретности. Продумывая тематику для обсуждения, мы осознавали, что сформировавшиеся в отечественной философии XIX–XX вв. традиции постижения реальности, осмысления мира, так или иначе соотносятся с методологическими установками, складывающимися в рамках современных научно-исследовательских программ мегасайенс. Так что вдохновение исходило и из нашего интереса к философии науки. Если кратко, то мы можем говорить о принципиальной соотносимости сформулированного Н.Я. Гротом основополагающего принципа русской философии (соединение ума и сердца в процессе познавательного общения, расширяющего сферу нашего понимания мира и самих себя) и идеи «человекоразмерности», гуманитаризующей предметность современных междисциплинарных исследовательских программ (в области экологии, квантовой механики, астрофизики и др.), а стало быть, и их эпистемологические цели.

Е.В.: Как бы вы охарактеризовали эпистемологический стиль русской интеллектуальной культуры?

Б.И.:Трудно кратко ответить на этот вопрос, поскольку никакая общая формула не дает понимания феномена эпистемологического стиля. Стиль — это всегда особенность, характеристика которой требует конкретности. Хотя, конечно, можно, сославшись на формулировку Грота, сказать – специфика эпистемологической стилистики русской интеллектуальной культуры предполагает принципиальную значимость в познании практики общения…

Т.Г.: Причем именно общения, сферы разговора, а не формальной коммуникации. Соответственно, на передний план философско-методологического анализа науки выдвигается проблематика понимания. О том же говорил и Густав Густавович Шпет. Он трактовал постижение мира как философский разговор положительной и отрицательной традиций и подчеркивал при этом методологическую роль историчности и конкретности именно положительной философии в отечественной интеллектуальной традиции.

А потому можно сказать, что именно исследовательская сфера разговора Бориса Исаевича обусловила тематику четырех «круглых столов», опубликованных в нашей книге. Мы говорили о роли культурно-исторической эпистемологии в философии естествознания, о стержневой для философов поколения Бориса Исаевича проблеме рациональности. Мы также обсуждали проблемы эпистемологического стиля русской интеллектуальной культуры с историками русской философии. И, возможно, наиболее проблемной стала тематика мультикультурализма.

Е.В.: Какую ключевую методологическую проблему мультикультурализма в контексте культурно-исторической эпистемологии вы бы могли обозначить?

Б.И.: Фактически речь идет о культурных основаниях исторической гуманитарности и конкретности общения, то есть о том, как возможно понимание между людьми разных народов и традиций. Осмысливая культурно-историческую эпистемологию как познавательный инструментарий, мы продумывали прежде всего то, насколько эффективной она может быть для осмысления современного глобализирующегося мира.

Т.Г.: Не отрицая разности традиций и культур, мы искали единства. И поскольку смысл философии – в поисках общезначимости, т.е. того, что объединяет людей, то мы и предложили понимать ее как основание «Другой глобализации». Этот тезис стал предметом обсуждения в рамках посвященного мультикультурализму четвертого круглого стола, в котором приняли участие не только российские, но и зарубежные философы.

Беседу вела Екатерина Лядова, специалист отдела научной коммуникации и популяризации науки Института философии РАН.

Наука
7 млн интересуются