Найти в Дзене

Как одни ребята запретили другим ребятам нравиться всем остальным

Хорошо, что меня мало уже кто читает. Можно истории из жизни рассказывать, совершенно не боясь спалиться тем, что все случаи вот прям совсем из жизни и герои легко себя узнают.

Есть у меня товарищ, который еще в студенчестве тяготел к заработкам на креативной подаче того, что в скучной подаче никому не нужно. Я интереса ради ему помогал в начале первых проб, понимая, что то, что он делает, работает, просто меня это в итоге не вдохновляет. Например, он придумал идею, как заманить в маленький советский однозальный кинотеатр толпу студентов, чтобы посмотреть старый голливудский фильм из запасников. Дал объявление в тогдашних первых соцсетях, устроил розыгрыш призов за перепост, обсуждение после кино, какие-то маленькие приятности. В целом скучающие студенты движуху подхватили, зал был полон. Так, кинотеатр, который прям был дико нерентабельным, получил существенную дозу прибыли, товарищ - вознаграждение за труд, студенты - новые впечатления и знакомства.

В кинооператорской. Искусство переключения бобин не такое простое, как кажется :)
В кинооператорской. Искусство переключения бобин не такое простое, как кажется :)

Разумеется, тема работала какое-то время, но потом перестала быть новой и привлекательной, изжила себя на тот момент. Затем он пробовал себя во множестве креативных бизнесов, самым ярким, но и непостоянным, было открытие квестов. Квесты интересная была сфера. Удивительный синтез электроников-слаботочников, художников-реквизиторов, сценаристов. Ребята на одном энтузиазме начинали делать что-то из подручных материалов, но серьезно работающее, приносящее интерес остальным и ощутимые деньги вложившимся. Потом конкретный квест терял остроту и интерес, его переделывали, ну а потом и в целом вся тема угасла, зато ребята с новыми навыками, в случае электронщиков и программистов, например, годных для настоящей промышленной работы, разбрелись по новым местам, оживив экономику еще и так. Квесты еще работают, но без вот этих волн ожидания новых и хождения по ним как по премьерам - ну новые дети же рождаются и становятся студентами, им-то надо.

Девиз той эпохи был "стартаперы против старперов"
Девиз той эпохи был "стартаперы против старперов"

И был один интересный момент, когда один квест открылся прям в кремле! О том знаменательном событии стала писать местная газета про культуру, как-то ввернув незаметно фразу, что в ходе этого квеста вас немножечко проверят на знание казанской истории и татарского языка.

Что потом было? У! Журналисту бросились писать франшизодатели квеста. Мол, убери, пожалсты, фразу про "проверят на знание татарского языка". Мол, клиент испугается и не пойдет. Своего клиента они очень конкретно и точно представляли, чего он хочет, чего боится, возможно, в самом себе.

Не сказать, что какая-то необычная история. Просто они никогда такие истории не были вслух. Право предпринимателя нравиться так, как лучше нравится у нас защищено законом. Даже если через большую кривую дугу, опосредовано и в обход, это прямо таки ломает кое-какие конституционные права, в частности то самое 68.3, право на сохранение и развитие языков народов РФ.

Почему я вспомнил это? Да потому что, внезапно, российское государство в совсем другой сфере покусилось на право нравиться так, как лучше нравится. Речь про прозванный "законом о запрете иностранных слов" пакет изменения в закон "О государственном языке Российской Федерации", основную суть которого поняли так - никаких больше open/close, sale и тп.

ALE это то же Sale, только в Финляндии и по-фински
ALE это то же Sale, только в Финляндии и по-фински

Надо сказать, что в отрыве от нашего то двух, то полутороязычного мирка русскоязычная часть федерации как будто бы и не понимает глубоко, почему вообще есть все эти "сейл" и "опен". Как будто им кажется централизованный заговор с одной стороны и податливое предательство с другой.

Причина же, конечно, проста и совершенно негодна для принятия определенными психотипами людей (ведь обличит им же им подобных). Все эти надписи появлялись не по заговору, и не по случаю, а потому что они нравились потребителям. Ну хотел потребитель во время покупки кофия эдакий симулякр, суррогат Запада, уюта, комфорта, как он его видел. А предприниматель, пользуясь свободой, давай ему это. Ровно по тому же механизму, по которому не писали по-татарски эти надписи в фастфуднях, чтобы школьникам, зависающим в их залах, не напомнили эти надписи, что некоторые из них чего-то не понимают в них, да и вообще не пряник, чтобы всем нравиться просто так.

И вот теперь это право нравиться так, как лучше нравится - сломано в одном единственном примере. Должны ли, раз уж сказали А, сказать Б, а именно - принудить все тот же бизнес к оформлению на гос. языках республик, непрестижных у ориентированных на потребление и самовозвышение через это потребление в своих глазах? По их логике, они должны.

Когда говорят об угрозе русскому языку, почему-то одной семьи и старых, еще советских заделов культуры, оказывается, недостаточно - надо залезать в кошелек и голову, и корректировать направления и там. Дескать, без этого престижу русского языка будет нанесен непоправимый ущерб. Когда же речь идет о том же механизме языков республик, то "у бизнеса есть свобода нравиться, так как лучше нравится", а для нужд сохранения есть только семьи и плохо цепляющие потребительскую молодежь культурные образцы, не образующие сплошного "мемного пространства".

Думаю, нам всем надо проговаривать проблему этой двойственности, без криков, истерик, претензий и обид - чтобы ее лучше слышали те, кто в упор не хочет, и не мог бы от этого двоемыслия отвертеться при постановке вопроса.