Поселок Главного управления по строительству предприятий нефтяной и газовой промышленности построен в 1947–1949 годах. Архитекторы: Александр Васильевич Арефьев (1912—1979), Мигран Вартанович Лисициан (1913—1998), Гурген Гукасович Малян (1910—1951) и др. под общим руководством академика Ивана Владиславовича Жолтовского (1867—1959). В настоящее время от поселка сохранилось два дома.
Поселок располагался на участке, ограниченном 14-й и 15-й Парковыми, Первомайской и Нижней Первомайской улицами. Изначально было запроектировано 12 жилых домов на 154 двух-трехкомнатных квартиры, 4 общежития для холостых работников, гостиница (дом приезжающих), детский сад и ясли, баня и котельная.
Жилые дома свободно располагались на участке в окружении палисадников. Детские учреждения отстояли от красных линий и также имели свои небольшие участки. Общежития располагались по принципу строчной застройки и были ориентированы торцами на Первомайскую улицу. Гостиница находилась в северо-западном углу поселка, перед зданием была запроектирована площадь. Общественное значение этого места подчеркивалось живописным силуэтом гостиницы: здание предполагалось двух-трехэтажным, с башенкой. Противоположный, юго-западный угол также «держал» силуэтный двух-трехэтажный жилой дом, но уже без башенки. Котельная с трубой и банный комплекс располагались в юго-восточной части поселка. В центре участка была заложена парковая зона с прогулочными дорожками, скамейками и беседкой, огражденная балюстрадой. По периметру поселок обносился единым ограждением с входными арками, воротами, балюстрадами с вазонами и т. д.
Поселок был реализован с некоторыми изменениями первоначального замысла. Так, не состоялось здание гостиницы с башенкой и площадь перед ним. Вместо этого был построен жилой дом, который поставили вдоль красных линий на перекрестке Первомайской и 14-й Парковой улиц. Количество жилых домов увеличилось, здание детского сада было переориентировано.
В трудные послевоенные годы большое внимание стали уделять экономии в строительстве. В поселке Главнефтегазстроя применялся метод сборного домостроения: некоторые конструктивные элементы и детали изготавливались в заводских условиях, в бетонных, скульптурных, керамических и столярных цехах.
Практически одновременно авторы поселка Главнефтегазстроя возводили жилой квартал в соседнем Перове. Эти две стройплощадки имели много сходных решений. Квартал на Перовом поле подвергся ряду критических замечаний в печати, и некоторые из этих замечаний были учтены в измайловском поселке. В частности, архитекторы изменили направление коньков крыш на двенадцатиквартирных домах, отказались от отдельных входов в квартиры первых этажей и проч.
Однако и поселок Главнефтегазстроя подвергся жесткой критике архитектурными чиновниками и журналистами. Так, например, указывалось на его несоответствие городскому облику, в частности, на большие разрывы между домами для уличной перспективы. Авторов упрекали за применение преданной анафеме еще в 1930-е годы строчной застройки, обилие террас, не отвечающих климатическим условиям, за увлечение декоративными элементами, необоснованное «возрождение» архитектуры Ренессанса и т. д.
Впоследствии, когда у градостроителей утвердилось понимание Измайлова как части большого города, наметилось повышение этажности и последовательно расширялась индустриализация строительства, поселок Главнефтегазстроя за счет загородного, южного и подчеркнуто авторского характера своей архитектуры все более выделялся на фоне окружающей застройки. Он являл собой образец очень короткого и во многом романтического периода в развитии нашего района, когда Измайлово было широким полем для архитектурных экспериментов.
Поселок Главнефтегазстроя был практически полностью уничтожен в начале 1980-х годов. В настоящее время от него сохранилось лишь два здания. Его территория занята типовыми крупнопанельными зданиями.
❤️ За предоставление проектных материалов поселка Главнефтегазстроя Музей районов Измайлово и Соколиная Гора благодарит Максима Карташова.